borisov_v

Виктор Борисов

12 октября 2017

F



Продолжаю исследовать качество воздуха в общественном транспорте Москвы. В прошлый раз я изучил качество воздуха в метро и МЦК, а в этот раз провёл 5 часов в поездках на автобусах, троллейбусах и трамваях в центральных районах города. Выяснилось, что в отличие от метрополитена (где нет никаких проблем с вентиляцией на станциях, перегонах и в старых вагонах), в наземном транспорте принудительная приточная вентиляция отсутствовала всегда. А регулярное нахождение в замкнутых пространствах без притока свежего воздуха может способствовать развитию аллергических и астматических заболеваний.

Предлагаю ознакомиться с результатами измерений на графиках под катом. Поехали!

Как и в прошлый раз я использовал для измерений количества частиц пыли PM2.5 и концентрации углекислого газа CO2 логгер AirVisual Node. Показания снимались каждые 10 секунд и записывались в память. Т.к. дело происходило в зоне действия сигнала GPS, то у меня не было необходимости записывать свой маршрут в блокнот и я просто записал gps-трек перемещений на смартфон. Также я взял с собой второй измеритель — метку CleanSpace Tag, которая наиболее оправдана для применения на городских улицах. С её помощью я получил статистику по концентрации угарного газа на улицах города.

Начну с хороших новостей. Несмотря на наличие небольших автомобильных пробок, концентрация угарного газа в городе с точки зрения пассажира и пешехода находится на отличном уровне.


На левом графике видна статистика за день проведённый пешком и на общественном транспорте в городе. На центральном графике, для сравнения, картина которую видит автовладелец передвигающийся по трассе (который не стоит в пробках). А на правом графике можно видеть концентрацию углекислого газа на автомобильной подземной парковке торгового центра. Аналогичная концентрация угарного газа образуется и во время простаивания в городских пробках. Поэтому здесь всё просто — пока автомобили с бензиновыми двигателями (от дизельных двигателей выбросов угарного газа нет) находятся в движении выбросы от них минимальны, а во время пробок страдают все, и в первую очередь сами автовладельцы.


Теперь переходим к углекислому газу. Его источником являются все живые организмы и в первую очередь люди (ещё CO2 выделяется при сжигании углеводородов, но в условиях даже глухой автомобильной пробки это не критично). С одной стороны углекислый газ безвреден в небольших концентрациях, с другой — долговременное воздействие углекислого газа на организм сильно снижает качество жизни и увеличивает вероятность развития аллергических и астматических заболеваний. Во всём мире концентрация углекислого газа является маркером качества воздуха, которым мы дышим. В настоящий момент концентрация углекислого газа на свежем воздухе на планете составляет 400 ppm (частиц на миллион, 0,04%). Человек совершенно спокойно переносит концентрацию CO2 до 700 ppm. А вот уже при 1000 ppm появляются первые признаки отравления — сонливость, упадок сил, депрессия. При концентрации CO2 выше 2000 ppm симптомы усиливаются и переходят в хроническую фазу — головная боль, недомогание.

Измерения концентрации CO2 в наземном городском транспорте показали, что в пассажирском транспорте принудительная вентиляция отсутствовала всегда и вся надежда была исключительно на форточки и люки. Это разительно отличается от картины CO2 в метро, где в старом подвижном составе существует превосходная вентиляция вагонов через воздухозаборники на крыше. Причём получилось так, что душно как и в старых трамваях Tatra, так и в новых городских автобусах Mercedes и ЛиАЗ.

Вот график моих перемещений за день. Также на нём видно когда я заходил в кафе (без вентиляции) и продуктовый магазин (с вентиляцией). Отсутствие приточной вентиляции в кафе меня честно говоря удивило, а вот с магазином никаких сюрпризов — это так называемый «премиальный» супермаркет и было бы удивительно, если там не задумывались о микроклимате (ведь в комфортном микроклимате покупатель сделает больше покупок и обязательно вернётся снова).


График в полном размере можно скачать здесь.

С пылью ситуация на улицах города гораздо лучше, чем в метро. Обратите внимание на резкий скачок пыли, когда я зашёл всего лишь в вестибюль станции метро. В наземном транспорте понятное дело пыли не будет т.к. в них поступает мало свежего воздуха (только через двери на остановках). На улицах города тоже всё отлично — можно смело отправляться на прогулку.


График в полном размере можно скачать здесь.

А теперь подробные комментарии по всему маршруту. Во всех автобусах, троллебусах и трамваях были закрыты окна. Замеры проводились в будни, не в час пик.

Начинаем с 28 троллейбуса от м. Университет. Вообще троллейбусы оказались достаточно «дырявыми», у них очень плохие дверные уплотнители и от дверей тянет холодом. Однако это не помогает поддерживать концентрацию углекислого газа в салоне менее 1000 ppm (я уж не говорю о комфортных 700 ppm). После поездки в таких условиях чувствуешь себя как выжатый лимон. О каком комфорте может идти речь?


Пересаживаемся на автобус А. Пока салон пустой всё было очень даже неплохо, но потом пассажиров стало больше и снова стало душно.


Выходим на Тверской и пересаживаемся на автобус м1, это не какой-либо ЛиАЗ, а самый настоящий Mercedes. Я уверен, что в нём должна быть принудительная приточная вентиляция, но она просто отключена. Итог — душно и некомфортно. Из интересных особенностей, на форточках автобусов Mercedes нет надписи о том, что их нельзя открывать при работе кондиционера (это важно).


Около Белорусской нас ожидает новейший низкопольный трамвай идущий по маршруту номер 9. Сначала он долго стоит на конечной остановке и хорошо проветривается. И пассажиров в нём мало.


Под пассажирскими креслами стоят электрические тепловентиляторы, как на старых Татрах. На крыше точно есть климатическая установка, но неизвестно может ли она подавать свежий воздух извне. Вообще на городском электротранспорте в Европе давно используют тепловые насосы с рекуперацией и подачей свежего воздуха. Интересно, на этом трамвае есть такая система или может ей просто не умеют пользоваться?


Около метро Менделеевская пересадка на автобус т47. Ого, как-то душновато! Измеритель нас не обманывает, впервые за этот день концентрация углекислого газа превысила 2000 ppm. В салоне много пассажиров, но это же не повод заставлять их страдать?


На Садовом кольце переживаюсь на автобус Б. Между делом отмечу результаты благоустройства и реконструкции центра — это невероятно круто. Работы ещё много, уверен что неоднократно будут переделывать. Но теперь в центре приятно гулять и совершенно не нужен личный автомобиль.


Это снова Mercedes и в нём слегка душно («всего-то» 1200 ppm). Правда вот тут возникает интересный момент. Власти города активно агитируют горожан отказываться от личных автомобилей, однако в легковых автомобилях проблем с вентиляцией нет от слова совсем (кондиционер и отопитель в салоне легкового автомобиля охлаждает или нагревает исключительно СВЕЖИЙ уличный воздух).


Департамент транспорта города, если вы хотите, чтобы люди активнее пересаживались на общественный транспорт — сделайте в подвижном составе качественную принудительную вентиляцию!

Автобус т25 на Покровке. Народу почти никого (хотя автобус на этом маршруте весьма удобен), если стоять рядом с дверями (чтобы на остановках в салон задувал свежий воздух), то ехать можно.


Добрался до центрального транспортного хаба города на Китай-Городе. Очень круто! Здесь ещё и дороги заузили, оставив для автомобилей всего лишь одну полосу (а вторая выделенная для маршрутного транспорта). Удивительно, что автомобилисты ещё не взбунтовались, но город всё делает абсолютно правильно.


Сел на 144 автобус, это скоростной экспресс, любимый жителями Ленинского проспекта. Именно по Ленинскому проспекту он передвигается очень быстро и эффективно. Ни в центре, ни в Теплом стане он не эффективен. В пустом салоне с воздухом всё в порядке, но когда на м. Октябрьская зашли пассажиры — моментально стало душно. Обратите внимание на вот эти крышные кондиционеры Konvekta. Через решетку по центру они забирают воздух и подают его охлаждённым через узкие сопла вдоль боковых стекол. Изучив модельный ряд этих кондиционеров можно сделать вывод, что они могут работать исключительно на рециркуляции, без забора свежего уличного воздуха.


Поэтому крайне удивительной выглядит вот эта надпись на открывающихся форточках. Нет и ещё раз нет! Если кондиционер работает в режиме рециркуляции окна можно и нужно открывать. Иначе пассажирам придётся дышать микроорганизмами друг друга (ни к чему хорошему это не приведёт, а при ослабленном иммунитете будет причиной заболевания). Окна нельзя открывать только если работает приточная вентиляция, которая не имеет никакого отношения к кондиционеру.


Одна из серьёзных проблем заключается в том, что эти форточки закрыты на замки. Обычно это треугольник или квадрат, но и здесь есть решение — на Алиэкспресс можно купить вот такой универсальный ключ всего за 150 рублей. Правда и это не поможет, т.к. вас моментально отругают другие пассажиры т.к. им «дует». Окей, лучше ездить в духоте.


Далее я вышел на площади Гагарина и пешком дошёл до остановки 39 трамвая на улице Вавилова. Подъехала старая Татра покрашенная в фирменный цвет московского транспорта. Эти симпатичные трамваи хороши лишь только если смотреть на них со стороны. В эксплуатации они ужасны, особенно приходится страдать пожилым людям т.к. у них очень высокие ступени в салон. Но и это не всё.


Именно этот трамвай получает премию в номинации «самый душный вагон». Концентрация СО2 внутри превысила отметку в 2500 ppm. Ещё в этих трамваях очень жарко, но никто из пассажиров не откроет форточку или люк. Да и как их откроешь, если будет сквозняк.


Далее меня ждал пустой автобус м1 на Ленинском проспекте. Меньше народу — больше кислороду. На самом деле душно не из-за недостатка кислорода, а из-за избытка углекислого газа.


И автобус номер 244 на улице Марии Ульяновой. После него троллейбус 34 только вышедший из депо — пока нет пассажиров со свежим воздухом в транспорте всё в порядке.


Что в итоге?

Наземный транспорт это несомненно очень удобный способ для перемещения по городу, но у него есть серьёзные проблемы с вентиляцией. И это не зависит от маршрута или типа транспорта. Если в салоне много пассажиров, то будет одинаково душно и в троллейбусе и трамвае и в автобусе. Я нашел любопытный ГОСТ Р 50993-96, согласно которому:

5.2.1. Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека:
— не менее 30 м3/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя);
— не менее 7 м3/ч — в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.


При этом, как мы помним, если на улице концентрация углекислого газа составляет 400 ppm, то для комфортного пребывания в замкнутом помещении одного человека, не занимающегося физической работой требуется подавать 30 м3 свежего воздуха в час. А этот ГОСТ предполагает подавать в пассажирский салон в 5 раз меньше воздуха, чем надо. Хотя на практике не подаётся ни 7, ни уж тем более 30 м3 свежего воздуха в час.

На текущий момент получается, что лучше избегать поездок на общественном транспорте в час пик, если вы заботитесь о своём здоровье. Лучше пройти пешком, поехать на велосипеде или электросамокате. Если уж ситуация безвыходная и ехать на наземном транспорте нужно, то стойте как можно ближе к дверям.

А департаменту транспорта города Москвы нужно сделать принудительную приточную вентиляцию в пассажирских салонах наземного транспорта исходя из нормативов в 30 м3/час на одного пассажира. Производительность приточной вентиляции должна автоматически регулироваться исходя из количества пассажиров в салоне (отслеживается по датчику СО2). И пожалуйста не забывайте, что кондиционер лишь охлаждает воздух, но не делает его свежим.

Только обеспечив комфортный микроклимат в салоне можно говорить о пересаживании автомобилистов на общественный транспорт. Иначе все так и будут ездить на личных автомобилях т.к. в них нет проблем с вентиляцией.

Оригинал



Я взял автономный измеритель качества воздуха и провёл в общественном транспорте 7 часов, проехав за это время более 100 станций метро и МЦК (а также несколько остановок на троллейбусе). Данное исследование показало, что в общественном транспорте города есть серьёзные проблемы с вентиляцей, которые негативно влияют на здоровье пассажиров. В частности, отсутствие приточной вентиляции и большое количество пыли является причиной астматических и аллергических заболеваний.

Предлагаю ознакомиться с результатами измерений на графиках под катом. Поехали!


Зачем нужна вентиляция

Человек при дыхании поглощает кислород, а выдыхает углекислый газ, который даже в малых концентрациях вреден для здоровья. В обитаемых невентилируемых помещениях углекислый газ накапливается. Если на открытом воздухе концентрация углекислого газа в воздухе в среднем составляет 400 ppm (parts per million), то внутри замкнутого помещения один человек способен «надышать» углекислого газа выше критической отметки в 1000 ppm менее, чем за 30 минут.

Что в этом плохого? При повышенной концентрации углекислого газа во вдыхаемом воздухе начинается упадок сил, сонливость, депрессия. В несколько раз снижается производительность головного мозга, способность обучаться и принимать решения. Многократно увеличивается вероятность заболеть, если в этом же помещении находится больной человек. Именно поэтому свежий воздух обязателен как в офисных зданиях, так и учебных заведениях. Не говоря уж о квартирах, где каждый человек проходит почти половину своей жизни. Именно поэтому очень важно то, каким воздухом мы дышим. Более развёрнуто тема свежего воздуха раскрыта в статье: «Углекислый газ — невидимая опасность».

Помимо концентрации углекислого газа есть ещё один маркер-индикатор качества воздуха — мелкие твёрдые микрочастицы PM2.5 (particle matter) диаметром менее 2,5 мкм. Опасность этих частиц для человека заключается в том, что в отличие от более крупных частиц, PM2.5 легко проникают сквозь биологические барьеры, накапливаются в организме и очень медленно выводятся. Итог предсказуем — заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной системы, рак легких. Наибольшее количество вредных частиц PM2.5 находится в городах и основным источником появления частиц PM2.5 является транспорт. Но также частицы PM2.5 образуются во время промышленных процессов со сжиганием твёрдых видов топлива, при строительстве, добыче полезных ископаемых, производстве цемента и во время плавильных процессов. Также в городах источником PM2.5 является эрозия дорожного покрытия, стирание тормозных колодок и шин. Чтобы защититься от частиц PM2.5 нужно мониторить качество уличного воздуха, которым мы дышим. Более подробно про частицы PM2.5 и почему опасны можно прочитать в статье: «Частицы РМ2.5: что это, откуда и почему об этом все говорят».

Измерения

Итак, мы определились, что качество воздуха можно оценить по двум параметрам: концентрации углекислого газа (СО2) и количеству микрочастиц пыли (PM2.5). Цель сегодняшнего исследования — городской общественный транспорт. Для измерений я воспользовался профессиональным логгером AirVisual Node, который оснащён аккумулятором, памятью и способен измерять температуру, влажность, концентрацию углекислого газа и количество микрочастиц пыли. Измерения проводились в непрерывном режиме, каждые 10 секунд. Также я продублировал замеры температуры и влажности, а также измерил освещённость с помощью автономной радиометки Wireless Tag ALS PRO. Во время поездки я вручную записывал время остановок на станциях т.к. геолокация не работаёт под землёй. Сенсоры были закреплены снаружи на рюкзаке, примерно на высоте 1,5 метра от земли. Во время всего маршрута я не прикасался к сенсорам, чтобы не внести ошибки в измерения.

Измерения я провёл в рабочий день, понедельник, 2 октября 2017 года, в интервале с 11 до 18 часов дня. То есть вне часа пик при средней загруженности метро. Всего я проехал более 100 станций и побывал на 8 линиях метро (Сокольническая, Серпуховско-Тимирязевская, Каховская, Замоскворецкая, Кольцевая, Таганско-Краснопресненская, Арбатско-Покровская, Калининско-Солнцевская) и на Московском центральном кольце (МЦК). Такой маршрут получился потому, что в первую очередь меня интересовали замеры внутри вагонов подвижного состава, а не на станциях и перегонах. Всего в московском метрополитене эксплуатируется 4 основных типа вагонов: 81-717/714 («номерные»), «Яуза», «Русич», «Ока». На МЦК эксплуатируются поезда «Ласточка».

Всего за 7 часов в общественном транспорте я многократно превысил предельно допустимую концентрацию углекислого газа и пыли. Под вечер у меня болела голова, слезились глаза и першило в горле. Наибольшую «дозу» я получил на кольцевой и арбатско-покровской линиях, а также в троллейбусе.

Для наглядности я сделал визуализацию своего маршрута. На представленных ниже графиках отлично видно проблемный подвижной состав. Сразу отмечу, что для проведения полноценного исследования требуется большее количество добровольцев и логгеров т.к. очень многое зависит от количества пассажиров.

Я рекомендую избегать поездок по Кольцевой и Арбатско-Покровской линии в метро, в поездах МЦК и на наземном пассажирском транспорте. Под вопросом находится подвижной состав на Серпуховско-Тимирязевской линии, но нужно провести дополнительные замеры.

Также давайте определимся с официально установленными нормативами. «Санитарные правила эксплуатации метрополитенов. СП 2.5.1337-03» говорят о следующих цифрах:

3. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПАССАЖИРСКИМ ПОМЕЩЕНИЯМ МЕТРОПОЛИТЕНОВ
3.1. Требования к пассажирским помещениям
станций метрополитенов

3.1.2. Содержание загрязняющих веществ в воздухе не должно превышать максимальных разовых предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха населенных мест, концентрация смешанной пыли — 0,5 мг/м3, содержание двуокиси углерода в летнее время — 0,1%, а в остальные сезоны года — 0,12% по объему.


Как можно видеть, ПДК по количеству пыли вообще запредельные (0,5 мг/м3 = 500 мкг/м3), по международному индексу AQI (Air quality index) при такой концентрации пыли вообще находиться нельзя. Но здесь никаких претензий к метрополитену нет, норматив установлен, он соблюдается.

С концентрацией углекислого газа установленный норматив 1000 ppm летом и 1200 ppm в остальные сезоны года. Различия в цифрах обусловлены тем, что таким образом пытаются экономить энергоресурсы требуемые для подогрева приточного уличного воздуха (хотя ведь существует рекуперация). Опять же отмечу, к вентиляции станций, перегонов и наклонных ходов в метро нет никаких вопросов — вентиляция превосходная. А вот с подвижным составом всё гораздо хуже. Также отмечу, что международные стандарты в настоящий момент рекомендуют не дышать воздухом с концентрацией углекислого газа более 700 ppm.

Графики

По клику можно открыть графики отдельно т.к. автоматическое форматирование кажется уменьшает их из-за большой длины.

Начнём с концентрации углекислого газа. Я отметил линиями уличный фон (400 ppm), хороший уровень (700 ppm) и плохой (> 1000 ppm). Комментарии по линиям напишу далее, рядом с фотографиями. Ещё раз отмечу, что на Кольцевой, Арбатско-Покровской линиях метро и на МЦК есть превышение нормативов.



И график количества пыли с отметками в соответствии с индексом AQI. Хорошо видно, что на большинстве линий (в основном это касается тех линий, где эксплуатируются «номерные» вагоны без кондиционеров и фильтров) есть существенное превышение по количеству пыли (более 55 мкг/м3). Самый чистый воздух в вагонах МЦК, но там и с приточной вентиляцией не всё хорошо.



Отдельно можно загрузить графики температуры и влажности. Стоит отметить, что измерения температуры инерционны т.к. датчик находится внутри корпуса, который медленно нагревается и медленно остывает. А здесь есть данные по температуре, влажности и освещённости на всём маршруте (эта метка компактнее и температура обновлялась быстрее).

Маршрут

На Сокольнической линии метро эксплуатируются вагоны без кондиционеров со сквозными вентиляционными отверстиями в крыше. Никаких претензий к вентиляции в вагонах нет, лишь в самом центре города, на самых старых станциях концентрация углекислого газа поднялась вплотную к 1000 ppm. Это связано во-первых с большим количеством пассажиров, а во-вторых с тем, что вентиляционная система этих станций строилась очень давно, к тому же воздух забирается непосредственно с улицы, а в это время в центре города пробки. Эти вагоны не оборудованы кондиционерами, а ещё многие жалуются на то, что в них очень шумно.


Пересаживаемся на МЦК. Вагон практически пустой, нет пыли, концентрация углекислого газа в норме. Есть предположение, что в «Ласточках» есть и работает полноценная приточная вентиляция, но она оборудована фильтрами, которые требуют периодической очистки. В данном составе приток с улицы есть т.к. СО2 в норме, и он однозначно фильтруется т.к. нет превышения по пыли PM2.5.


Пересаживаемся на серую ветку. Здесь эксплуатируются поезда «Ока» оснащённые кондиционерами. Несмотря на то, что концентрация СО2 укладывается в нормы, в салоне присутствует запах затхлости и плесени, то есть система вентиляции уже пропитана вирусам и бактериями. Возможно, когда включают кондиционеры, то отключается приточная вентиляция. Обязательно надо провести ещё один замер на этой линии в час пик.


Пересаживаюсь на Каховскую линию. Сюда я поехал для того, чтобы сделать замеры в «Яузе». Вагоны старые, с очень низкой освещённостью. Кондиционера нет, но в потолке расположены сквозные вентиляционные отверстия и вагоны неплохо продуваются. Впрочем, линия слишком короткая, чтобы пассажиры успели много надышать.


Перешёл на Замоскворецкую линию. Здесь такие же «номерные», как и на Сокольнической ветке. И очень свежий воздух. Но, к сожалению, очень пыльный.


Следующая линия на маршруте — Люблинско-Дмитровская. Снова «Яуза» без кондиционера. Я сел на конечной станции в пустой вагон, постепенно количество пассажиров увеличивалось, это хорошо видно по графику. Но в целом вентиляция в таких вагонах отличная. Но сама линия достаточно пыльная.


А теперь самое сложное испытание для пассажиров — Кольцевая линия. Здесь эксплуатируются вагоны «Русич», у которых официально подтверждено, что приточная вентиляция неэффективна. Смотрим график и не удивляемся. Концентрация углекислого газа зашкаливает (и это ещё не час пик), а количество пыли умеренное (подтверждение того, что извне в вагон не поступает свежий воздух). В вагоне стоит стойкий запах пота, плесени и «вирусов». Пассажиры зевают и чихают.


Пересаживаюсь на Таганско-Краснопресненскую линию. Здесь меня интересуют новейшие поезда «Ока» и «Москва». Начнём с «Москвы» хоть её и пришлось подождать. Судя по графикам в вагонах есть работающая приточная вентиляция. В вагоне нет пыли и поддерживается нормальный уровень концентрации углекислого газа.


Вышел на Баррикадной, чтобы пересесть на «Оку». Обратите внимание на то, сколько частиц PM2.5 в воздухе на самой станции. А вот в «Оке» почти полный порядок, мало пыли и почти в норме концентрация углекислого газа. Правда всё равно присутствует ощущение застоявшегося воздуха. То есть фильтры в системе кондиционирования грязные и на них живут и размножаются бактерии.


После этого я сделал перерыв и зашёл в кафе с нормально работающей вентиляцией. Обратите внимание, что в кафе пыли меньше, чем на улице. А по графику концентрации углекислого газа наглядно видно в какое время в кафе зашли новые посетители. Вообще по концентрации СО2 можно даже посчитать сколько человек зашло и вышло из вагона.

Снова сел в «Ласточку» на МЦК. Душный воздух, пропахший плесенью. Сенсор не обманывает — концентрация СО2 превышает ПДК. Пыли тоже нет, значит уличный воздух либо хорошо фильтруется, либо просто не поступает. Обратите внимание на резкие пики на графике во время остановок — хорошо видно, как вагон проветривается за счёт открытых дверей.


И снова попадаем в подземный ад. На этот раз на Арбатско-Покровскую линию. Здесь нас поджидают «Русичи», у которых, как мы помним, приточная вентиляция не работает.


Сначала я сел в вагон, в котором было открыто одно окно. Я проехал одну станцию и для чистоты эксперимента перешёл в соседний вагон. Но и в соседнем вагоне обнаружилось открытое окно (примерно в 10 метрах от меня).


В этот момент кто-то закрыл это единственное окно. И тут мы видим по графику, что концентрация СО2 ушла далеко за 1500 ppm. Запершило в горле и зачесались глаза. Это просто невыносимо регулярно ездить в таких вагонах.


Пересаживаемся на Солнцевский радиус Калининско-Солнцевской линии. Почему-то на станции Парк Победы очень много пыли (осталась со строительства?). Вагоны здесь новые и практически пустые — пыли нет, концентрация углекислого газа в норме.


Чтобы добраться до дома сажусь на троллейбус. И тут меня поджидает ещё одно открытие. Дышать в нём нечем, т.к. окна закрыты (на улице же холодно). Двери открываются очень кратковременно и салон через них вентилируется очень плохо. Отсутствие пыли по сравнению с улицей говорит о том, что вентиляции в троллейбусах нет в принципе. Предполагаю, что аналогичная история и с автобусами, оснащёнными кондиционерами, т.к. летом хорошо видно как стёкла в них покрыты конденсатом (существует почти прямая связь между уровнем влажности и концентрацией СО2). Попробую найти время и прокатиться ещё на новых автобусах и трамваях с измерителем.


Перед самым домом заскочил ещё в одно кафе, в котором в принципе отсутствует приточная вентиляция (кажется, это даже нарушение противопожарных норм).


И еще раз хочу напомнить, что кондиционер не подаёт свежий воздух! Обычно кондиционер работает в режиме рециркуляции и охлаждает внутренний воздух. Но для человека очень важно дышать чистым воздухом с низкой концентрацией углекислого газа. Поэтому, если система кондиционирования не совмещена с приточной вентиляцией, то при включенном кондиционере ВСЕГДА нужно держать открытым окно. Также на фильтрах кондиционера, который долго работает в режиме рециркуляции в помещении с людьми поселяются и разможаются опасные вирусы и бактерии, которые потом попадают обратно в воздух.


Выводы

Во-первых, не стоит ездить на поездах «Русич» (Кольцевая и Арбатско-Покровская линия). Категорически не стоит ездить на «Русичах» если вы аллергик или астматик. Во-вторых, это же относится к наземному транспорту и некоторым «Ласточкам» на МЦК. Чтобы как-то исправить ситуацию, в «Русичах» и на наземном транспорте нужно открывать форточки и люки. Плохо, что обычно они закрыты на трёхгранный ключ, который не у всех есть с собой.

Обслуживающим организациям нужно уделять повышенное внимание к работоспособности приточной вентиляции и очистке фильтров на поездах «Ока» и «Ласточка». Забитая или неработающая вентиляция — нарушение нормативов СП 2.5.1337-03. Возможно вентиляцию не включают для экономии энергоресурсов, возможно обслуживающий персонал просто не знает как ей пользоваться.

Но факт остаётся фактом, в вагонах без кондиционеров, со сквозными вентиляционными отверстиями в крыше, проблем с вентиляцией нет. Также как и нет проблем с вентиляцией на самих станциях метро. Проблема с вентиляцией есть в подвижном составе. Страшно представить какая концентрация углекислого газа будет в вагонах без приточной вентиляции в час пик.

Оригинал

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире