На питерский митинг на Пионерской площади 14 ноября — против политических репрессий и нападений на журналистов, — пришло, по моим оценкам, около 300 человек. Множество знакомых лиц, и не так уж  и много (обычно на таких митингах ее бывает куда больше) милиции, причем, почему-то, из ДПС. И всего один омоновский автобус был замечен на подходе от станции метро. Видимо, все наличные силы бросили на стадион «Петровский» — в преддверии «золотого матча» «Зенита». Правда, место проведения огородили и по традиции, поставила рамки металлоискателей…

Выступали Андрей Пивоваров, Максим Резник, Андрей Дмитриев, Илья Яшин, Александр Скобов, и многие другие. Говорили, конечно, о политических преследованиях оппозиционеров: они не только не ослабевают, но и учащаются. О нападениях на журналистов, которые, как правило, не раскрываются. О том, что только единство в противостоянии репрессиям может заставить власть отступить. И о том, надо бы отменить 282-ю статью УК РФ, потому что она используется как «дубинка против несогласных». Только что по ней возбудили дело против недавних «лимоновцев», а ныне активистов создаваемой партии «Другая Россия» — Андрея Дмитриева, Андрея Песоцкого и других, — обвинив их в создании «экстремистского сообщества», что иначе как бред расценить невозможно. Да и другие примеры – с обвинениями с разжиганием вражды к таким «социальным групппам», как чиновники или милиционеры, — широко известны…

То, что 282-я статья и вправду все чаще играет роль «дубинки» в борьбе с оппозицией — медицинский факт. Но отменять ее – выплескивать ребенка вместе с водой. О чем я многократно и говорил наиболее ярым сторонникам отмены этой нормы. Потому что не в норме дело, а в ее применении.

Государство злоупотребляет этой статьей, преследуя оппозиционеров? Безусловно. Но оно и многими другими статьями точно так же злоупотребляет: «вандализм», «оказание сопротивления сотруднику милиции», «организация массовых беспорядков»… И статьей «клевета» злоупотребляет – по которой только что цинично признали виновным Михаила Бекетова. И статьей «хулиганство» — по которой обвиняют Алексея Гаскарова и Максима Солопова. И статьями о хищении злоупотребляет – по которым судят Ходорковского и Лебедева.

Опять же, кто постарше – хорошо помнит, что в советские времена многих диссидентов судили вовсе не по «политическим» статьям 70-й и 190-й, а по «обычным» уголовным – за кражи, например, или за хулиганство… Что будем делать, чтобы не злоупотребляли – отменим все эти статьи?

Но представим себе, что мечта сбылась – не стало статьи 282. И что? Во-первых, как уже сказано, репрессивный аппарат легко найдет другие статьи для расправы с оппозиционерами. А во-вторых, что после этого делать с российскими неофашистами? С теми, кто сеет «зубы дракона», разжигая ненависть к тем, у кого другой цвет кожи, национальность, вера или разрез глаз? Ох, как они обрадуются, получив такой подарок! И тут мы решительно расходимся с некоторыми прекраснодушными либералами из числа моих товарищей и (по почти всем другим вопросам) единомышленников.
Они не устают уверять меня, что когда нацисты убивают «инородцев» – тут, конечно, должно следовать наказание. А когда распространяют свои «коричневые» идеи – они должны быть неприкосновенны. Мол, никого нельзя преследовать за убеждения, на слово нужно отвечать только словом, а не государственным насилием, отношение к фашистам — дело личной брезгливости каждого человека, а не Уголовного Кодекса. И на традиционный питерский «Марш против ненависти», прошедший 31 октября в память об убитом в 2004 году нацистами ученом и правозащитнике Николае Гиренко они демонстративно не пошли, объявив его «акцией приспешников государственной борьбы с экстремизмом»…

За день до митинга против политических репрессий в Петербурге вспоминали активиста «Антифа» Тимура Качараву, погибшего в 2005 году от рук неонацистов, которые были осуждены, в том числе, по 282-й статье (и это не единственное убийство, совершенное нацистами). А в феврале 2010-го срок по 282-й получил Константин Душенов, редактор газеты «Русь православная», любивший писать об «антихристианской и человеконенавистнической сути иудейской религии», и называвший евреев «антирусская сволочь» и «жадная, бессовестная пучеглазая и горбоносая группа негодяев».

Если бы к этому времени мечта некоторых либералов об отмене 282-й статьи сбылась – он ушел бы от наказания. Вы этого хотели бы, коллеги?

Может, не будем делать фашистам подарки, великодушно демонстрируя терпимость к их взглядам? Эта терпимость когда-то очень дорого обошлась человечеству – и именно после этого в международных пактах и появились категорические запреты на разжигание межнациональной вражды.

Надо требовать не отмены 282-й статьи, а изменения правоприменительной практики. И  независимого суда, где эта статья не сможет использоваться как «дубина». Иначе придется запретить продавать в хозяйственных магазинах топоры, а в книжных – «Преступление и наказание».

Комментарии

19

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

14 ноября 2010 | 23:39

Г-н Вишневский, Вы всерьёз считаете, что пропагандируемая Вами модификация фашизма предпочтительнеекритикуемой Вами?
По мне, так все вы, фашисты, одинаково омерзительны.


bbob 15 ноября 2010 | 02:39

А в чем фашизм Вишневского?


15 ноября 2010 | 00:18

Тут вы глупость сморозили
Эта статья чистый бред.
Ну, наркотики, оружие запрещены. Вам легче от этого?

Вас, кстати, запретили именно потому, что начали запрещать. И закон - всегда будут применять как дубину.
Ибо закон не должен запрещать ВЫРАЖАТЬ МНЕНИЕ. Даже очень хреновое.


bbob 15 ноября 2010 | 02:36

А если кто-то выразит свое мнение призывом убить кого-нибудь?


serhiyco 15 ноября 2010 | 08:55

А если кто-то выразит свое мнение призывом убить кого-нибудь?
Призыв (приказ) к убийству, и высказывание мнения о том, что, например, убийц надо убивать – это одно и то же?

Как поступать с противником, преступником, который покушается на твоё спокойствие, привычный традиционный уклад жизни, на твоё здоровье и жизнь: молча всё терпеть, молча сопротивляться – или всё же можно высказать свое мнение о несогласии с действиями врага?


15 ноября 2010 | 00:49

Шок от сегодняшних митингов.
В Питере тоже согласованный с властями?


talion 15 ноября 2010 | 01:32

Как-то странно всё
Зачем тогда придумали новое слово - экстримизм? Ведь специально же чтобы гибче было. Если бы хотели направить против фашистов так бы и написали. А то понапридумывают сущностей, а потом начинают натягивать её на всё что можно. Тошнит, право, и от тех кто это придумывает, и от тех кто за это голосует.


luizamarc 15 ноября 2010 | 22:40

О 282
talion
"Как-то странно всё (#)
Зачем тогда придумали новое слово - экстримизм? Ведь специально же чтобы гибче было. Если бы хотели направить против фашистов так бы и написали. А то понапридумывают сущностей, а потом начинают натягивать её на всё что можно. Тошнит, право, и от тех кто это придумывает, и от тех кто за это голосует."
Слово экстремизм никто не придумывал, оно существует очень давно. Фашизм - один из видов экстремизма, но не единственный.Фашизм всё-таки был связан с чистотой расы. А ,может быть экстремизм, скажем, на основе имущественного неравенства.Призывы поджигать дома, скажем, богатых фермеров, являются экстремизмом, но не фашизмом.


mamul1 15 ноября 2010 | 02:43

282-я статья УК это оружие,и серьезное.И как применение оружия она должна быть "обставлена" красными флажками,чтобы неповадно было злоупотреблять ею. Вопрос правоприменительной практики необходимо поднимать перед такими институтами гос-ва как Верховный суд,Совет судей. Я в целом за эту статью. Виталий,Петербург.


victor_dubrovsky 15 ноября 2010 | 08:17

Было бы указание, а статья найдётся...
Если кто не помнит, в последние годы советской власти оппозиционерам инкриминировали статьи уголовные - и сажали. Так что совершенно прав г-н Вишневский, дело не в законе, а в его применении. А применение зависит от степени зависимости судейского корпуса. Нельзя отменять статью о наказании за экстремизм, в этом случае действительно выплеснем ребёнка с водой...


15 ноября 2010 | 09:01

Было бы указание, а статья найдётся...
Отлично сказано!


zebra24 15 ноября 2010 | 08:28

рад, что в Яблоке ещё остались правильные мысли.
Я рассматриваю эту статью как логичное продолжение двух других

1) Статья 129. Клевета.
С моей точки зрения возбуждение вражды почти ничем не отличается от клеветы. Только если клевета направлена против конкретного человека, то разжигание розни направлено на целые группы лиц.

2) Статья 280. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации

*Статья 282. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды

*Статья 282ч1. Организация экстремистского сообщества

*Статья 282ч2. Организация деятельности экстремистской организации


И 100 раз ДА - неважно, что написано в законах, если их не исполняют!


15 ноября 2010 | 09:49

Согласен с автором.


nkaterli Нина Катерли 15 ноября 2010 | 10:15

Фашисты и подарки
Отмена 282 ст. на которой многие настаивают, во-первых, развяжет руки фашистам, а они и так не чувствуют себя связанными, имеют (при налиии этой статьи) возможность митинговать и проводить всевозможные марши, где можно услышать их лозунги и призывы, ПОКА запрещенные. Это в то время, когда демократическая оппозиция зажата в тиски множеством условий и запретов. Во-вторых, чтобы избежать применения статьи для репрессий по отношению к любым, неугодным власти, группам или отдельным людям, нужно и можно переписать ее, исключив один-единственный пункт о социальных группах. И это, как сказал мне адвокат Юрий Шмидт, сделать можно. В-третьих,исключая ст. 282, пришлось бы исключить из Конституции соответствующую статью,также запрещающую разжигание межнациональной вражды. А главное, что совершенно справедливо отметил Борис Вишневский, закон у нас-дышло, и тех, кого хотят привлечь к уголовной ответственности, легко привлекут по любой другой статье, как пытаются представить экстремистами тех, кто требует референдума, а экстремиста, если нужно, можно уже посадить.Можно и улики сфальсифицировать при необходимости. И последнее: легкомыслие по отношению к фашистам очень дорого обойдется нам всем. И что делают и еще могут сделать-нет, не гитлеровцы во время прошлой войны, а наши, доморощенные,здешние фашисты, берущие с них пример,- вот это наши граждане должны знать не понаслышке, а почаще читать в газетах и слышаит по радио и телевидению.Знать и понимать, какая грозит опасность всем нам и нашим детям, опасность, куда посерьезнее 282ст., с которой можно справиться, убрав оттуда всего несколько слов.


nkaterli Нина Катерли 15 ноября 2010 | 10:29

К предыдущему комментарию
Отменить запрет на разжигание ненависти на расовой, национальной и конфессиональной почве-это значит сделать фашистам непомерно ценный подарок: подарить им возможность вести пропаганду. А пропаганда - очень мощное оружие, не менее мощное, чем бомбы или автоматы. Это понимали и большевики, понимает и наша нынешняя власть. Недаром в ее руках сосредоточены почти все средства массовой информации. Потому и в Думу проходят те, кого хочет видеть там высшее руководство, потому и удалось отменить выборы мэров и делать многое другое. Пропагандой легко одурманить массу людей, чем успешно занимался в свое время Геббельс, а сегодня наши местные фашисты, вербуя сторонников. А контр - пропаганды фактически нет.


nan 15 ноября 2010 | 18:44

ППКС


nikolai3 15 ноября 2010 | 11:39

Экстремистами не рождаются
Если бы в России была бы разумная и одновременно жесткая антиимиграционная политика то не было бы никаких фашистских проявления
Безумная миграционная политика Европы также приводит к резкому усилению экстремизма
Согласно опросам свыше 60 процентов граждан России выступают за введение жесткого визового режима с нашими южными соседями
И тому много оснований - например фильм показанный по НТВ в это воскресеньк
Но если властям глубоко наплевать на своих граждан в отличие от той же Швейцарии
То чему мы удивляемся
Экстремистами да и фашистами не рождаются


nan 15 ноября 2010 | 18:42

Борцы против 282-й
- это либо заблуждающиеся, либо фашисты.

К аргументам Бориса Вишневского, с которыми согласна, добавлю, что ст.282 путают со ст.ст. 282.1 и 282.2, по которым чаще всего и расправляются с несогласными.


luizamarc 15 ноября 2010 | 22:28

О Статьё 282
Всецело согласна с Вишневским. Ни в коем случае нельзя отменять статью, смыслом которой является борьба с экстрмизмом.
Потому что страшнее экстремизма и быть ничего не может.
Если я не ошибаюсь, по этой статье не так давно дали сроки группе, которая убивала людей с не такими чертами лица. Эту статью, к сожалению, очень много прямых показаний использовать.
Надо выступать против неправильной правоприменительной практики.
Требовать её отмены - всё равно, что требовать изъять из применения кухонные ножи. На том основании, что кухонными ножами убивают.
Нож - не для того предназначен.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире