В январе в Петербурге собираются начать «пилотный проект» по оснащению автобусов турникетами. По московскому образцу. Для начала, на десяти автобусах. Если, как говорят наши чиновники, эксперимент окажется удачным, то они распространят его на трамваи и троллейбусы.

«Турникетная» система означает, что в автобус (а потом — в трамвай и троллейбус) будем входить, как сейчас в метро: приложил проездную карточку (разовую или длительного действия) — и прошел. Нет карточки — покупаешь разовый билет у водителя.

Кто бывает в Москве — рекомендую посмотреть, как эта маразматическая система работает в столице. Посадка пассажиров в автобус может свободно занять несколько минут. Со всеми вытекающими последствиями: массовыми потерями времени граждан, лишней нервотрепкой, задержками движения по маршруту, снижением общего числа перевезенных пассажиров, созданием препятствий на дороге (когда очередь из пытающихся преодолеть турникет пассажиров стоит перед входом в автобус, а особенно — в трамвай), и так далее, и тому подобное.

Представили, что будет?
Наглядный пример: часть питерских автобусов (например, № 151 и 152, которыми я часто пользуюсь на Васильевском острове) в последние годы имеет «хорошую привычку» ездить без кондукторов, с выходом пассажиров только через переднюю дверь, и контролем проездных документов (или продажей билетов) непосредственно у водителя. Результат — потери времени, задержки движения, и огромные трудности для тех, кто втиснулся в переполненный автобус в среднюю или заднюю дверь, а потом (если ехать 2-3 остановки) должен героически пробираться к передней двери, потому что иначе выйти не удастся.

Каждый раз, когда приходится ехать на этом маршруте, я про себя (а иногда и вслух, причем при полном одобрении окружающих) употребляю непарламентские выражения в адрес тех, кто такое придумал. Но ведь все абсолютно ясно: компания-перевозчик (то ли «Третий парк», то ли «ПТК») таким нехитрым путем экономит на кондукторах. Нашего времени ей совершенно не жалко. Свои денежки она зарабатывает, получая дотации от городского бюджета на проезд «льготников» и доходы от принадлежащих ей же «маршруток».

Если «турникетную» систему внедрят в Петербурге — «бескондукторные» автобусы покажутся нам раем. Все будет гораздо хуже.

Что будут делать мамы с колясками? Инвалиды (им, вроде бы, обещают вход через среднюю дверь — но как с них будут брать плату за проезд)? Просто пожилые люди, с палочками и сумками? Те, у кого с собой тяжелые чемоданы? Те, кто хочет проехать 1-2 остановки, и в обычном автобусе старается далеко не отходить от двери, в которую вошел? Ведь выйти через переднюю дверь будет невозможно. Придется проталкиваться назад. А если «час пик»?

Господа из комитета по транспорту, у вас есть убедительные ответы на эти вопросы? И на простейший из них — а на фига все это надо?

Чтобы снизить число «зайцев»? Может быть, вы и решите эту задачу — но какой ценой?

Я понимаю, вам не жалко платить такую цену. Потому что платить будете не вы, видящие наш город исключительно из окна служебной автомашины, а мы. Своим временем, нервами, силами и здоровьем.

Хотите улучшить работу общественного транспорта? Сделайте, как в Вене. Или как в Мюнхене. Или в Праге. Или в Иерусалиме. Продажа билетов (действующих определенное время — скажем, 1.5 часа) или проездных карточек на каждом углу, и «компостеры» в автобусах, метро и трамваях, отмечающие время начала поездки. И контролеры, время от времени заходящие в автобус, трамвай или вагон метро. И штрафы за безбилетный проезд — такой величины, что не захочется попадаться повторно. И никаких кондукторов. И уж точно — никаких турникетов.

Попробуй венский, мюнхенский, пражский или иерусалимский муниципалитет ввести «турникетную» систему — сметут. В политическом смысле. На следующий день сами добровольно уйдут в отставку всем творческим коллективом выдумщиков.

Не захотят сами — заставит уйти выдвинувшая их партия. Чтобы не провалиться на следующих выборах.

Нам не нужен «турникетный маразм»! От которого, кстати, уверенно отказываются в уже «поэкспериментировавшей» Москве.

В понедельник напишу губернатору Георгию Полтавченко — с настоятельной просьбой унять «экспериментаторов».

Хотел написать «пусть сперва на мышах попробуют», но мышей тоже жалко. Они-то чем виноваты?


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире