14:50 , 02 февраля 2019

Абрамы, Фрицы и Иваны в историческом контексте

Полемика Леонида Гозмана и Александра Механика удивительным образом раскрывает тренды современного российского патриотизма.

Попробую разобраться с помощью старого механизма «реальность дана нам в субъективных ощущениях».

Первое – можно ли воспринимать события Второй Мировой Войны с учетом предшествовавших и последовавших событий?

Мой ответ — можно и нужно. «В отличие от господина Гозмана, я думаю, что те, кто освобождал Освенцим, понимали, что и кого они освобождают». Давайте вернемся назад, в 1940. Получили ли в СССР убежище евреи, бежавшие от нацистов в момент, когда Вторая Мировая уже началась, но Гитлер еще дружил со Сталиным? Нет, конечно. Оказавшись на территории только что «добровольно» вошедшей в состав СССР Литвы, они не получали убежища. Их должны были отправить назад, навстречу уже известному ужасу. И возможности избежать этого было две – остаться в Советском Союзе (это было на тот момент, казалось бы, возможно) или же – уехать куда-то еще, дальше. Вопрос политологу Механику: спасло ли кого-то из этих людей Советское правительство, разрешив остаться на территории СССР? Тоже нет. История будущего Праведника Мира Тиуне Сугихары тому подтверждение. Японский консул Сугихара выдал еврейским семьям транзитные визы, позволявшие проследовать из СССР в Японию (по некоторым сведения 2139, по другим – больше). Если бы СССР принял жертв, избранных только по принципу их национальной принадлежности, нужны ли были героические поступки Сугихары? И снова нет.

Далее. В конце сентября 1941 в Бабьем Яре были расстреляны десятки тысяч евреев, о которых писатель Виктор Некрасов впоследствии сказал: «Да, в Бабьем Яру были расстреляны не только евреи, но только евреи были расстреляны здесь лишь за то, что они были евреями». И в других городах, в которые входили гитлеровцы, об этом было известно. В воспоминаниях людей, переживших оккупацию, я читала об уходивших из Одессы накануне оккупации пустых кораблях, в то время как на пристанях женщины с воем протягивали маленьких детей вслед этим кораблям – судьба евреев в случае оккупации была известна. Были ли какие-то спасательные меры в отношении народа, чья судьба сводилась в случае оккупации к гарантированному истреблению – если мы говорим о том, что советское руководство «понимало, что и кого оно освобождает?» И снова нет. Вот тут наступает время бросить тезис о том, что все советские люди пострадали от нацизма. Так. НО!!!! Давайте теперь вспомним, как и зачем был создан ЕАК – Еврейский Антифашистский Комитет. Я напомню господину Механику, что основной задачей ЕАК был фандрайзинг. Для советских вооруженных сил ЕАК собрал 16 миллионов долларов в США, 15 миллионов — в Англии и Канаде, 1 миллион — в Мексике, 750 тысяч — в британской Палестине, а также внёс другую помощь: машины, медицинское оборудование, санитарные машины, одежда.. И основными донаторами были именно еврейские организации, они и были целевой аудиторией ЕАК. И для чего-то в названии организации было слово «еврейский», то есть, когда удобно, вождь всех народов не гнушался апеллировать к еврейству. Идем дальше. Что случилось вскоре после победоносного мая 1945 года? А вот что — те, кого убивали лишь за то, что они были евреями, в рамках расовой теории подлежали непременному уничтожению. И этот фактор намеренно замалчивался советским руководством. И антисемитизм в послевоенном СССР цвел пышным цветом. И фронтовиков семитского вида обвиняли в том, что они купили свои награды на Алайском базаре в Ташкенте. Известны случаи, когда взбешенные жертвы начинали стрелять в ответ на оскорбления. И никто не цыкнул на антисемитов. А ведь какой послушный был народ… А потом, в 1948 году, благодетель еврейского народа Сталин решил раскрутить дело безродных космополитов и начал с убийства Михоэлса, а закончил уничтожением, физическим уничтожением практически всех членов ЕАК. Спустя совсем немного времени началось дело врачей. Цитирую фрагмент из официального сообщения об их аресте – «большинство участников террористической группы (Вовси М. С., Коган Б. Б., Фельдман А. И., Гринштейн, А. М., Этингер Я. Г. и другие) были связаны с международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт», созданной американской разведкой якобы для оказания материальной помощи евреям в других странах». Кто скажет, что в этом деле не было антисемитского подтекста?

Я не буду приводить примеры, подтверждающие, что антисемитизм был частью государственной политики СССР и в дальнейшем. Мы пока о спасителе Сталине. Надо ли благодарить его в контексте всего вышеперечисленного? Или – надо ли объединять спасительную роль конкретных солдат, вошедших в конкретный концлагерь или на территорию конкретного гетто с ролью силы, руководившей и направлявшей и военную операцию освобождения и – дело ЕАК вместе с делом врачей? Так благодарим или ad summum – не особо? Немалое количество людей считает, что позиция Гозмана ведет к усилению антисемитизма, что Сталин— отдельно, а героический советский народ отдельно, что мы просто отдаем долг благодарности всем спасителям. Тогда давайте благодарить всю антигитлеровскую коалицию, победившую нацизм ценой жизней советских и несоветских воинов, а также оборудования, продовольствия и ленд-лизовских займов.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире