boltyanskaya

Нателла Болтянская

22 ноября 2017

F

15 — 16 ноября 2017 г. Минюст России отправил в адрес «Голоса Америки», «Кавказ.Реалии», «Крым.Реалии», «Сибирь.Реалии», регионального проекта «IdeLРеалии», телеканала «Настоящее Время», «Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)», татаро-башкирской службы «Радио Свобода» (Azatliq Radiosi), проекта «Фактограф» письма о возможном признании их иностранными агентами.

История нелюбви властей нашей страны к так называемым вражьим голосам началась достаточно давно. Хотя первыми были как раз мы. В 1929 году «Московское радио» (позднее — «Голос России») запустило вещание на немецком, французском и английском языках.

Что касается вещания из-за границы на русском языке, его началом можно считать выход в эфир радио «Paris Mondial» в 1940 году. В 1945 вещание прекратилось, в 1958 начались программы на идиш для советских евреев, а с 1960 было восстановлено русское вещание. После реорганизации радио получает название «France International», передачи на русском языке на этом радио с 1982 года.

23 июня 1941 года, выступая в парламенте, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль объявил своим соотечественникам о нападении Германии на Советский Союз. На Би-би-си решили перевести историческую речь Черчилля на русский язык и передать в эфир для радиослушателей в СССР. Эта трансляция положила начало русскоязычному вещанию Британской вещательной корпорации. После этого Советское руководство сообщило, что в Москве не видят смысла в передачах, направленных на советского слушателя. После окончания войны и Фултонской речи Черчилля вопрос о регулярном радиовещании по-русски снова встал, но уже с иной мотивацией, нежели декларация союзнических принципов. Регулярное вещание с 1946 года. И пошло.

1947 — «Голос Америки»

1948 — Radio Italiana

1948 — Радио Ватикана

1953 — Радио «Освобождение» (позднее — Радио «Свобода»)

1954 — Коль Исраэль («Голос Израиля)

1958 -Трансмировое Радио сначала из Марокко, позднее из Монако

1961 -Сеульское Международное радио (многократно переименовывалось)

1962 — Дойче Велле («Немецкая Волна»)

1967 — Шведское радио

1973 — Radio Exterior de España

Информирование, поддержка и политическая борьба

Эти радиостанции можно условно разделить на три группы.

BBC, France International, Radio Italiana, Сеульское Радио, Голос Америки, Шведское радио и Дойче Велле — это государственные или общественные корпорации, созданные с целью информирования советских граждан о политической и культурной жизни в странах, производящих контент. Изначально все они не имели специальных политических задач вещания, равно, как и цели декларировать политическое противостояние. Другое дело, что в ряде случаев это происходило довольно быстро: в случае с BBC после резко антисоветского выступления Керенского на волнах радиостанции в 1949 году или заявление учительницы Нью-Йоркской посольской школы Оксаны Касенкиной (Касьенкиной), попросившей в 1948 году политического убежища в США. Именно эту историю некоторые эксперты считают основной причиной начала глушения американских радиостанций. Неконтролируемое вещание на русском языке не устраивало советскую власть.

Вторая группа — Радио Ватикан, Трансмировое радио, Коль Исраэль — передачи, адресованные конкретным группам советских людей (католикам, баптистам и евреям). Их цель была поддержать религиозные и сионистские убеждения целевых аудиторий, по возможности (!!!) не конфликтуя с властями СССР.

 
Папа Пий XII во время эфира радиостанции «Радио Ватикана», 1947 год. Фото: 
Luigy Felici / AP / East News

Папа Пий XII во время эфира радиостанции «Радио Ватикана», 1947 год. Фото:

Luigy Felici / AP / East News

Один из журналистов, сотрудничавших с «Радио Ватикан» рассказывал мне, что радио имело контакты с Московской Патриархией и, по настойчивой рекомендации последней, в 1975 году прекратило читать работы священника Дмитрия Дудко, арестованного КГБ. Впрочем, иных арестованных и сидящих в ССР верующих тоже не упоминали.

Русская служба «Коль Исраэль» начала вещание в 1954 году с маленьких программ, широкое вещание на русском стартовало в 1956 году. По словам журналиста и дипломата Дорит Голлендер, цель вещания была дать понять Советскому правительству, что мир знает о борьбе советских евреев за права на самоидентификацию и эмиграцию. Коль Исраэль также считало своей задачей подтолкнуть граждан западных стран, а также прессу и власти что-то сделать, дабы помочь советским евреям в этой борьбе. Советские евреи считались наиболее многочисленной национальной группой, подвергавшейся дискриминации.

Третья группа — радиостанции «Освобождение» (позднее — «Свобода») и вещавшая на страны социалистического лагеря «Свободная Европа», которые были объединены в 1976 году. Эти две радиостанции были созданы как средства политической борьбы, и ставили перед собой политические задачи изначально.

Американский комитет освобождения народов СССР от большевизма был официально зарегистрирован в 1951 году, как частная организация. Задачей Амкомлиба, собственно, и была борьба с агрессивным распространением советского мировоззрения по всему миру. Инструментом деятельности Комитета должна была стать радиостанция, вещающая на СССР. В 1956 году был отдельно сформирован издательский департамент Комитета. Главный месседж проекта: нынешний советский режим имеет альтернативу. «Свобода» и «Свободная Европа» должны были решать не только информационные, но и воспитательные, если хотите, задачи — формировать у слушателя уверенность в том, что упомянутая альтернатива существует, таким образом привлекая потенциальных союзников. Естественно, первые голоса радиостанций были голосами эмигрантов из СССР и стран Восточного блока. Автором идеи такого вещания стал американский дипломат и ученый Джордж Кеннан. По его ощущениям, послевоенная карта Европы не могла удовлетворить амбиции Советского Союза, который был остро заинтересован в расширении сфер своего влияния. С точки зрения Кеннана, рассчитывать на выполнение Советским Союзом достигнутых международных договоренностей было нельзя, а советской пропаганде необходимо было противопоставить контрпропаганду, в рамках этой контрпропаганды и были созданы «Свобода» и «Свободная Европа».

Испанское радио, по некоторым данным, в течение короткого периода с 1973 по 1975 также вело передачи на русском языке, имевшие некую идеологическую «подкладку», но информация об этом вещании крайне скудна.

Громкоговоритель голосов изнутри

Мотивации создания были разные, но каждая радиостанция предлагала своим слушателям определенный контент. Что же интересовало аудиторию? Информация о жизни в других странах, не украшенная тегом «бедные пролетарии в мире чистогана», сведения о событиях, замалчиваемых советскими СМИ, аналитика и комментарии, отличные от официальной советской позиции, литературные и публицистические произведения, запрещенные советской цензурой, музыка, также недоступная советскому слушателю. Конечно же, в передачах звучали голоса людей, которым удавалось покинуть Советский Союз.

Но вернусь к «Свободе». Вот фрагмент из интервью Марио Корти, журналиста, писателя, причастного к поддержке диссидентов, а также многолетнего сотрудника, а с 1998 по 2003 годы — руководителя русской службы радио: радио «Свобода» оказалась распространителем, громкоговорителем голосов изнутри. Это отличало радио «Свобода» от других радиостанций. Она считалась в Советском Союзе как бы своя отечественная радиостанция, потому что очень много эфирного времени уделялось передаче документов. Если в Советском Союзе многие узнали о Сахарове или Солженицыне, правозащитном движении благодаря радио «Свобода», которое исходящие изнутри Советского Союза документы передавало обратно в СССР.

Карикатура на «Радио Свобода» в советской газете «Правда», 1977 год. Фото: Tomkent / AP / East News

Карикатура на «Радио Свобода» в советской газете «Правда», 1977 год. Фото: Tomkent / AP / East News

А вот мнение журналиста и руководителя русской службы «Голоса Америки» Натальи Кларксон — «Радио «Свобода» было голосом выходцев из стран, на которые они вещали. В основном это были политические оппоненты режима, это были диссиденты, это были беженцы, это были преследуемые. И когда они говорили «мы», они имели в виду русских, украинцев, поляков, венгров и так далее. И они высказывали свои точки зрения. Хотя многие из слушателей «Голоса Америки» тоже были выходцами из этих стран, но, когда мы говорили «мы», мы имели в виду Соединенные Штаты.

«Про нашу зону по радио передают»

«Свобода» транслировала материалы советского самиздата. Как они попадали туда? По словам Марио Корти, «Свобода» не искала его в СССР целенаправленно, но приходили письма, а еще такие организации, как «Amnesty International» или «Вестник русского Христианского Движения», получавшие самиздат, делились им со «Свободой», отправляя копии или даже оригиналы.

Эти документы перепечатывались. В процессе подготовки к изданию работало четкое правило — все проверять. На радио «Свобода» был исследовательский отдел, куда поступали все газеты и журналы из Советского Союза, в том числе региональные, причем в нескольких экземплярах, для того чтоб можно было делать вырезки. Был у них такой «Красный архив», в котором собиралась картотека со всеми ссылками на газету, и с информацией о людях, которые упоминались в советской прессе. Предложенные к трансляции документы снабжались именным указателем, чтобы было легче потом найти. Все, что передавалось в эфир, проходило фактчекинговую обработку.

Любопытно, и это подтверждают многие политические заключенные, что упоминание имени политзека «вражьими голосами» несколько ограничивало возможности бесконтрольных репрессий против них в зоне. Вспоминает Иван Ковалев: начальник лагеря или кагэбэшник — они ведь по шапке могут получить: «Что ж такое у тебя происходит? Зэки голодают, и про это аж по «голосам» передают». Основной расчет, что, если ты пишешь письмо прокурору, он обязан по закону ответить. Но он может ответить ( так они и делали) простой отпиской. Если же про это письмо передают по «Голосам», то ему уже не так просто отписаться. Уже на этого прокурора, которому ты пишешь и от которого может зависеть решение какой-то конкретной проблемы, на него не только ты давишь снизу, но на него же и начальство давит. Больше того, по словам Ковалева, сотрудники лагеря своеобразную гордость испытывали — про нашу зону по радио передают.

Действительно, никто не уделял столько внимания диссидентской деятельности, как «Радио Свобода». И из-за этого глушили их, как никого другого. В 1975 году после первой Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе западные страны отметили, что глушение противоречит Заключительному акту Конференции. Некоторое время глушили меньше, но слушать крупные зарубежные радиостанции в больших городах было все еще сложно. В 1980 году, после советского вторжения в Афганистан, с одной стороны, и укрепления деятельности Солидарности в Польше, с другой стороны, глушение иностранных радиостанций снова усилилось. В СССР и странах-сателлитах эксплуатировалось более 1600 подающих помех передатчиков мощностью от 1000 до 500 000 ватт. В 1951-1988 годах основными целями глушилок были радио Свободная Европа, Радио Свобода, Голос Америки, BBC, Немецкая волна, Голос Израиля и некоторые другие радиостанции. В 1987 году прекратили глушить BBC и «Голос Америки», но потребовался еще почти год, чтобы остановить глушение радиостанций «Свобода» и «Свободная Европа».

Ведущие радиостанции «Свобода» во время прямого эфира, 2006 год. Фото: Юрий Машков / ТАСС

Ведущие радиостанции «Свобода» во время прямого эфира, 2006 год. Фото: Юрий Машков / ТАСС

Журналистика, а не пропаганда

Теперь о том, до какой степени эти радиостанции были пропагандистскими инструментами. Вспоминает Наталья Кларксон, многолетний сотрудник, а в период с 1985 по 1997 годы -директор русской службы «Голоса Америки»: многие слушатели потом говорили, что изначально нас воспринимали, как пропаганду. Вот, мол, наша пропаганда, а в ответ — ваша…. А потом они слышали, как мы («Голос Америки») рассказываем очень неприятные, очень нелестные, очень плачевные вещи о самих себе (о США). И вот тогда у них загоралась лампочка: «Братцы, если они такую дрянь про себя несут, так, может быть, когда они что-то хорошее говорят, и это правда?» Мы зависели от этого. Потому что, если бы мы только хвастались и врали, нас бы никто не слушал. Основные положения Устава «Голоса Америки» — всегда быть достоверным и авторитетным источником актуальной информации. Давать точные, объективные и исчерпывающие сведения. Представлять все американское общество, а не какую-либо часть его. Всесторонне и глубоко освещать американское мышление, общественное устройство и порядок. Четко и убедительно освещать политику Соединенных Штатов, а также суждения и дискуссии, возникающие вокруг этой политики. Александр Солженицын, когда я к нему приехала, повел меня в свой рабочий кабинет и там два длинных стола и масса материалов. Он писал тогда «Красное колесо». И он говорит: «Наталья Юрьевна, вы знаете, я одну вещь от «Голоса Америки» взял. У меня ничего тут нет, что не подтверждено из двух источников».

Были ли попытки поймать на вранье? Поступали заявления к нам, запросы от Государственного департамента, что де, мол, «на таком-то приеме в Москве вот день-два тому назад нашему послу ... официальное советское лицо заявило протест по поводу того, что вот «Голос Америки» сказал то-то и то-то. Правда ли это?» И обычно утверждалось, что сказанное «Голосом Америки» было совершенно неуместным и неправдоподобным. И тогда мне приходилось учреждать поиски — где, как, кто такое ляпнул. Никогда мы этой цитаты не находили. Уходило на это бесконечное количество времени. Так что после некоторого времени я по служебной линии сказала, что «господа, если вы хотите, чтобы мы продолжали работать, пожалуйста, если поступают жалобы, чтоб жалобщик, то есть советское официальное лицо, говорил: в такой-то день, в таком-то часу, на такой-то программе «Голос Америки» брякнул такое-то. Тогда мы охотно ответим». Моментально все прекратилось…»

В общем, был обычай на Руси — ночью слушать BBC, и никакие заявления официальных властей СССР о враждебной и лживой пропаганде не сокращали количество слушателей. Насколько влиятельными были эти радиостанции? Теперь трудно понять, скольких людей передачи «вражьих голосов» подтолкнули к каким-то поступкам. Что касается цифр, то ветеран радио «Свобода» Джин Сосин в своей книге «Искры свободы» ссылается на ежегодные доклады Комитета по международному радиовещанию: в 1977-1979 годах «Радио Свобода» насчитывала около 7,6 млн. слушателей в неделю, «Немецкая волна» — 8,7 миллиона, 10,2 миллиона слушателей предпочитали Би-би-си, и 23,6 миллиона выбирали «Голос Америки».

Источники информации — интервью Марио Корти, Натальи Кларксон, Джина Сосина, Бото Кирша (Русская служба «Дойче Велле»), Дорит Голлендер (Радио РЭКа— Коль Исраэль), Ивана и Сергея Ковалевых, данные автору в процессе съемок документального сериала «Параллели. События. Люди», беседа с журналистом радио «Свобода» Владимиром Тольцем, опубликованная в газете «Совершенно Секретно» в 2009 году, а также ответы на мои вопросы Юрия Гурмана ( Шведское радио) и Валерия Воскобойникова, и бесценная помощь журналиста Инги Домбровской(RFI) в виде многочисленных консультаций и ссылки на отчет Парламента Франции по истории внешнего вещания.

Оригинал

Гости — Лидия Чебоксарова и Евгений Быков

1. Виктор Берковский стихи Ларисы Румарчук Что мне делать
2. Михаил Щербаков Интермедия
3. Юлий Ким муз Ромуальд Грнбладт Белый Конь
4 Михаил Щербаков музыка с участием Нино Рота Памяти всех
5. Булат Окуджава Часовые любви
6. Михаил Щербаков Норд-Вест
7. -«— Прощание славянки

Гость — Ромарио

1. Москва— Нева
2. Стакан Бурбона пополам с дождем (стихи)
3. Друг мой заграничный
4. Это был я 
5. Новый гимн России
6. Ты не знаешь рифму(стихи)
7. После всех событий
8. Зачем ты напиваешься ночами
9. Я всего лишь надвое расколот (стихи)
10. Ищу в случайных мыслях толе
11. Энтеросгель

Гость — Сергей Никитин

1. Стихи Давид Самойлов Давай поедем в город
2. Стихи Вильям Шекспир Сонет 66
3. Михаил Яснов Ну кто ещё решится на такое
4. -«— Усни на моем плече посреди зимы
5. Давид Самойлов И осень, которая вдруг началась
6. Арсений Тарковский Дождь
7. Юрий Левитанский Каждый выбирает(фрагмент)
8. Борис Рыжий В те баснословные года (стихи)
9. -«— В те баснословные года
10. Александр Величанский Когда убили одного
11. Арсений Тарковский Отнятая у меня ночами

Гость — Юлий Ким
1. Люблю я макароны (муз по мотивам Нино Ротта)
2. Не то на белых парашютах (муз по мотивах Исаака Дунаевского)
3. Безразмерное танго фрагмент
3. На реках Вавилонских
4. Не покидай меня, весна
5. На далеком Севере

Гитара — Александр Костромин

1. Александр Городницкий — Мы наши судьбы…. — стихи
2. Стихи Анна Наль, музыка Наталья Приезжева — Никому ничего не должна
3. Когда на крайнем рубеже — стихи Анны Наль
4. Стихи Анна Наль, музыка Наталья Приезжева — Утренняя колыбельная
5. Полукровка — стихи Анна Наль
6. Влюбленная с полувзгляда — стихи Анна Наль
7. Стихи Анна Наль, музыка Наталья Приезжева — Так пахла полынь
8. Александр Городницкий — Собачья площадка
9. Анна Наль, музыка Наталья Приезжева — Полет паденья
10. Александр Городницкий — У Геркулесовых столбов
11. Александр Городницкий — Переулки Арбата
12. Александр Городницкий — На Чистых прудах

Ирина Кара музыка везде, кроме указанной Ирина Иоаннесян (ИИ)
Гитара Михаил Грайфер

1. Стихи Ирины Иоаннесян Как исполнялось па 2. Автор Константин Фролов Мой Ангел Анна 3. Ирина Иоаннесян — стихи — Я придумаю тебе 4. Стихи Ирины Иоаннесян Как снег растает по весне 5. ИИ — стихи — Натурщица
6.-«— В предрассветную рань
7. Стихи ИИ Сонет
8. -»— Это пока не ночь
9. ИИ — стихи — Сомнения, растворенные
10. Стихи ИИ На крыше чёрный снег
11. Стихи Нателла Болтянская Офицерский романс
12.ИИ— стихи -Возвращение с Бали
13. Автор Константин Фролов Посвящение жёнам декабристов

Елена Фролова
1.Стихи Марины Цветаевой Але
2. Стихи Ариадны Эфрон Я искала тебя всю ночь 3. Стихи М.Цветаевой О, неподатливый язык..
4. -"— Летчица
5. Стихи Марии Тепляковой Птица Б-гу верит
6.-"— Улыбка бабочки
7. Елена Фролова Я падаю в тебя
8. -"— Ты родилась не птицей
9. --Ефросинии Колюпановой
10. Стихи Марии Шкапской Магдалине
11. Стихи Вениамин Блаженный Б-же, как хочется жить

Гости: Михаил Цитриняк и Борис Кинер

1. Михаил Кинер
музыка Бориса Кинера, Михаила Цитриняка
«Полька на трубе»

2. Авторы те же «Горный приют»

3. Стихи Игорь Иртеньев «Ах-ах»

4. Авторы те же «То ли во поле ложбинка»

5. -«— «Песня гастролёра»

6. Авторы неизвестен «Поспешаемо»

7. Михаил Кинер
музыка Борис Кинер
«Бал»

Гость — Тимур Шаов, гитара Николай Григорьев

1. Утренняя песня города
2. Небывальщина
3. Вартан и Джульетта
4. Перспективы
5. И на солнце бывают пятна

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире