18:26 , 20 марта 2018

Ралли-эффект и президентская кампания: почему все стратегии оказались бесполезны

Подсчеты завершены, эмоции поутихли, теперь самое время разобраться в том, что произошло 18 марта.


Кампания Явлинского

Мы ориентировались на раскол между сторонниками «величия» и сторонниками «благосостояния», между приверженцами «пушек» и приверженцами «масла». Вся наша (а мы работали с разными социологическими центрами) и сторонняя социология показывала, что такой раскол есть и он внушительный.

Да, подавляющее большинство избирателей поддерживает внешнюю политику Путина, но значительная их часть ждет внутреннего развития и решения социально-экономических проблем. Немало избирателей считает: внешней политике уделяется слишком много внимания, пора бы обратить внимание на внутреннюю.

Мы видели явный запрос на экономиста, который предъявит программу выхода из кризиса и роста экономики. Именно поэтому Явлинский шел на эти выборы с образом экономиста, а наш главный лозунг был «Сильная экономика – богатая Россия».

Мы видели запрос на конкретику и содержательные меры, а не лозунги и общие слова. И мы были на этих выборах самыми содержательными и конкретными: Дома – Земля – Дороги. Накопительные счета. Базовый доход. Новая бюджетная политика. Пока другие кандидаты спорили друг с другом, устраивали скандалы, хайп и дешевое шоу, Явлинский разговаривал с избирателем, говорил о проблемах и путях решения.

Дебаты проходили примерно по такой схеме:

Явлинский: Накопительные счета… 
Остальные: Бубубу… блаблабла… черная грязь, б...дь последняя… бубубу… блаблабла… 
Явлинский: Дома – Земля – Дороги… 
Остальные: Бубубу… блаблабла… откуда у тебя зарубежные счета?… бубубу… блаблабла…
Явлинский: Освободить от НДФЛ бедные семьи…
Остальные: Бубубу… блаблабла… неолибералы рвутся к власти… вернем Советский союз… голосуй за молодость, долой стариков… бубубу… блаблабла…
Явлинский: Увеличить финансирование медицины и образования, равное распределение налогов между центром и регионами…
Остальные: Бубубу…блаблабла… мразь, я тебе сейчас челюсть сломаю… бубубу… блаблабла…

Одна из главных претензий избирателей к «Яблоку» и Явлинскому – «мы про вас ничего не знаем». Поэтому мы отказались от дорогих и малоэффективных форматов типа билбордов и платной рекламы на телевидении, и сделали две большие газеты, в которых внятно и подробно рассказали о Явлинском и его программе.

Другая претензия – «Явлинский появляется только во время выборов, в остальное время его не видно и не слышно». Поэтому мы начали работу раньше: с весны 2017 года вели две агитационные кампании – «Время вернуться домой» и «Новая бюджетная политика».

Нам говорили: «Явлинский – кабинетный политик». Поэтому мы поехали в регионы. Явлинский лично проехал 20 городов, пожал 5 тысяч рук и поставил 5 тысяч автографов. 60 часов провел в прямом диалоге с людьми.

Вокруг Явлинского было много мифов – «развалил СССР», «в 90-е вместе с Гайдаром реализовал 500 дней», «боялся рисковать и брать ответственность на себя» и т.д. Поэтому мы подробно развенчивали эти мифы в газетах и буклетах, уделили так много внимания биографии кандидата, связывали прошлое кандидата с возможностями в настоящем. Ведь биография – это и есть программа, переложенная в жизнь.



Делали мы ошибки? Конечно делали, как и все. Но в целом, мы провели прекрасную кампанию, аналитически выверенную, масштабную, настоящую. Просто на этих выборах сама кампания не имела никакого значения. Не имели значения ни стратегии, ни месседжи, ни программы, ни ролики, ни тиражи АПМ. Эта работа была важной для будущего, но не для текущего момента.

Ралли-эффект

Кремль смоделировал ситуацию так, что выбора у людей просто не было. Смоделировал ситуацию под своего кандидата. У общества – повышенный запрос на благосостояние, а главный кандидат – силовик. Поэтому надо всеми силами создать другой запрос, который отодвинет благосостояние на второй план. Создать запрос на безопасность, на силу, показать угрозу самому существованию страны.

Украина. Донбасс. Сирия. Санкции. Отстранение от Олимпиады. Покушение на Скрипаля. Весь мир против нас. Пропагандистские новости. Пропагандистские фильмы. Пропагандистские ток-шоу. Антизападная истерия в России. Антироссийская истерия на Западе. Милитаристское послание президента. Ролик ЦИКа «Выбери главнокомандующего», стилистически неотличимый от агитационного ролика Путина.

Сильная Россия. Сильный президент. Сила, страх и угроза. Это то, что в политической науке называется «ралли-эффект» (rally around the flag).

Вся система образования и отечественная историческая наука работает на этот эффект. Победа в 1945-м – наше все. Военные победы и территориальная экспансия – единственное, чем мы гордимся. Великая литература, музыка, искусство, предпринимательство и меценатство, городское самоуправление Древней Руси, конституционные проекты XVIII-XIX веков, просвещенная монархия, парламентаризм 1905-1917 годов, Учредительное собрание, экономические и политические преобразования, спокойная и мирная жизнь – все меркнет на фоне военных побед и уникальной способности народа сплотиться вокруг лидера.

18 марта страна выбрала главнокомандующего, отложив решение других проблем на потом.

Электоральное гетто

С либеральной аудиторией ничего особенного не произошло. Она не увеличилась и не уменьшилась. Как была эта ниша не более 4-5%, так и осталась. Незначительные перегруппировки внутри ниши – большого значения не имеют.

Президентские выборы-2004: Хакамада – 2 671 313 (3,84%). Парламентские выборы-2007: «Яблоко», СПС и «Гражданская сила» – 2 512 033 (3,60%). Парламентские выборы-2011: «Яблоко» и «Правое дело» – 2 645 209 (4,03%). Парламентские выборы-2016: «Яблоко», «Партия роста» и «Парнас» – 2 115 040 (4,01%). Президентские выборы-2018: Собчак, Явлинский и Титов – 2 564 139 (3,49%).

Единственный вывод, который должны сделать либералы, – получить значимый результат, сидя в электоральном гетто, невозможно. Явлинский попытался выйти из гетто, но за два месяца кампании это сделать крайне сложно. Кстати, было бы интересно провести замеры и выявить кандидата второго порядка. Кандидатом первого порядка был главнокомандующий, а кто сможет справиться с решением остальных проблем? Вот здесь мы и увидим, чья кампания была более эффективной.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире