Моего последнего водителя Uber звали Фабьен. В новом для себя качестве он работал всего второй день. То есть, устраиваться пришел уже после начала кровавой войны, объявленной французским правительством строптивому американскому стартапу. Я спросил, не боится ли. Он отшутился: у меня, мол, жена в жандармерии работает, если что, защитит.

Дело было в четверг. В пятницу вечером, чтобы доехать из дома на работу вместо привычных 5 евро (за Uber) я заплатил 14 (за такси). В редакцию мне надо было к десяти, а в восемь компания приостановила работу своего приложения во Франции.

В моем лионском пригороде автобусы перестают ходить часов в восемь-девять вечера, в воскресенье еще раньше, и, если нет своей машины, доехать в соседний пригород, где находится штаб-квартира Euronews, решительно не на чем. Uber в этом смысле был спасением. Всегда доступен, приемлем по цене, водители согласны везти даже на небольшие расстояния (просто технически не могут отказать), да еще во время поездки предлагают напитки с конфетками…

Такси же в Лионе, как и по всей Франции, не просто дорого, но совершенно непредсказуемо. Во-первых, никогда не знаешь во сколько обойдется поездка: при посадке на счетчике то два евро, то сразу семь. Во-вторых, иногда машин просто нет. Несколько лет назад, еще в начале моей французской жизни, мы с приятелем, приехавшим в гости из Москвы простояли минут сорок под проливным дождем. Дело было в субботу вечером. Телефоны служб такси не отвечали. На стоянках, под указателями с шашечками мокли очереди таких же бедолаг, вышедших в свет по случаю выходного, а в итоге оказавшихся на улице без зонтов и возможности вернуться домой. Когда, пропустив в очереди человек двадцать, мы, уже насквозь промокнув, наконец-таки уселись в кожаные кресла «Мерседеса», я поинтересовался у водителя, а почему бы собственно в виду такого дефицита не увеличить число такси в городе. Ответом мне был мини-урок политэкономии победившего социализма: «Потому что у нас все время должны быть заказы. Сейчас суббота и дождь, заказов много. А вот, например, во вторник днем, часов в 11-12, мало совсем. Поэтому такси в городе ровно столько, сколько нужно, чтобы мы могли зарабатывать».

Интересы клиента в такой системе координат — дело десятое. Главное, чтобы работала придуманная чиновниками схема распределения — заказов такси, рабочих часов, промышленных квот….

На прошлой неделе бюрократическая машина Франции во главе с президентом и правительством встала на дыбы, почувствовав угрозу своей привилегии распределять. Uber совершил ужасное — дал возможность гражданам самим в обход чиновников строить друг с другом товарно-денежные отношения. Чтобы пресечь такое, сгодилось и уличное насилие (формально, конечно, осуждаемое, а фактически очень даже полезное), и внесудебные превентивные аресты совсем уж в стиле «кошмарить бизнес».

Российская пресса почему-то сообщала о тех событиях вяло и без подробностей, ограничившись общей информацией о «забастовке таксистов», не довольных потерей заработка из-за действий конкурентов. На самом же деле происходящее в крупных городах Франции скорее напоминало гражданскую войну с разрушениями, кровью и своими тактическими решениями по захвату противника. Отдельные элементы «забастовки» проявились еще за несколько дней до ее официального объявления и состояли, например, в отлове и избиении водителей и клиентов Uber. Машинам же били стекла, фары, прокалывали шины. Как минимум одна такая массовая батальная сцена, перед лионским рестораном Brasserie De l'Est, происходила на глазах у полицейских, которые предпочитали не вмешиваться.

2333844

Вот фото 27-летнего жителя Лиона по имени Александр. Молодой человек был избит таксистами в ночь с 20 на 21 июня за одно лишь намерение вызвать Uber. Итог — перелом носа и пожизненная потеря чувствительности половины лица. Факт подтвержден следствием, но проигнорирован чиновниками. Хотя снимок и обошел практически все СМИ Франции.

25 июня профсоюз таксистов объявил забастовку уже официально и тогда единичные нападения на водителей и клиентов Uber превратились в настоящие облавы. Таксисты перекрывали дороги, жгли покрышки, вытаскивали из «вражеских» машин водителей и клиентов, а автомобили разбивали и переворачивали. При этом, чувствуя полную безнаказанность, устроители расправ сами же снимали их на видео и выкладывали в интернет.

Но шокирует тут даже не столько поведение водил, сколько реакция властей.

Тем же вечером 25 июня министр внутренних дел Франции Бернар Казнёв, человек призванный охранять общественный порядок в стране, сел за стол переговоров с лидерами забастовщиков, публично пообещал в течение восьми дней выполнить их требования и тем самым фактически легитимизировал устроенные ими погромы. Более того и Казнёв и президент Олланд тут же объявили деятельность компании во Франции «незаконной», фактически присвоив себе функции суда. И это в стране, традиционно гордящейся одной из самых развитых и четко выверенных систем правосудия. Горячо и страстно чиновники говорили о «наглости» и «высокомерии» американских пришельцев, презирающих французский принцип распределения всего и вся, и почти никто не вспоминал об избитых людях, разгромленных автомобилях и парализованном движении. Опять же без судебного решения власть пригрозила конфисковывать машины водителей Uber и задерживать их владельцев.

После того, как компания пообещала отстаивать свои интересы в суде и просто продолжила работу, власти пошли на классическую акцию устрашения: без предъявления обвинений продержали в заключении ночь гендиректора французского подразделения Uber Тибо Симфаля и исполнительного директора Uber Europe Пьера-Димитри Гор-Коти. Выйдя с допросов бизнесмены и сообщили о приостановке работы сервиса. «В связи с актами насилия двух последних недель и в надежде разрядить обстановку».

Теперь Uber ждет рассмотрения своего дела в Конституционном совете. До дня слушаний 30 сентября сервис работать не будет. Но надежды на положительный исход немного. Скорее всего компании придется так или иначе встраиваться в чудной мир французской бюрократии и менять схему работы. И, как следствие, сетку тарифов.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире