Аэропорт Каира — мечта террориста
На прошлой неделе российский Минтранс объявил, что будет рекомендовать правительству возобновить перелеты в Египет. Поначалу регулярные рейсы в Каир. А затем, вероятно, и чартеры в Шарм-эль-Шейх и Хургаду. Мол, комиссия Минтранса побывала в аэропорту Каира, все там проверила и убедилась, что меры безопасности соответствуют всем необходимым стандартам. Тут же и вице-премьер Дворкович пообещал, что возобновление полетов к любимым туристическим направлениями «уже близко».
Из международного терминала аэропорта Каира я летел утром 29 января, то есть, через неделю после того, как информагентства распространили сообщение Минтранса, и через пару дней после обещаний Дворковича. Происходящее в главной «воздушной гавани» Египта совершенно сюрреалистично, к мерам безопасности не имеет никакого отношения (таковые там отсутствуют напрочь), а сам аэропорт — объект-мечта любого террориста, взрывай-не хочу.
Ну, во-первых, как и в московских аэропортах, в каирском тоже установлены пункты досмотра и контроля с металлодетекторами и интроскопами сразу после входа в здание, то есть, еще до того, как пассажиры попадают к стойкам регистрации. Но если в Москве такие меры приводят лишь к небольшим очередям на входе, в Каире эта практика оборачивается настоящим столпотворением.
Примерно две-три тысячи человек находятся в закрытом зале перед пунктами досмотра по часу-полтора. Атмосфера накалена до предела. Люди опаздывают на регистрацию, то и дело начинают громко возмущаться, устраивают потасовки за место в очереди и страстно выясняют отношения с представителями секьюрити. Последние никак не пытаются сгладить ситуацию, а даже наоборот, с видимым удовольствием участвуют в этих довольно долгих перепалках.
При этом охрана на этой первой линии контроля не просто требует от пассажиров поставить на ленту интроскопа багаж и вынуть из карманов металлические предметы (как в Москве), но еще и снять обувь, верхнюю одежду, показать паспорт и распечатки билетов. В реальности это растягивают процедуру до бесконечности. У многих, например, нет распечаток билетов, что становится еще одним поводом для бесконечных споров со службой безопасности. Тем временем толпа прибывает, напирает на впереди стоящих, через рамки металлодетектора пассажиры идут не по одному, а прут сплошным потоком. Рамки все время звенят, но секьюрити не обращают на это никакого внимания и пытаются обыскать каждого проходящего хотя бы вручную (!!!).
Люди в очередях открыто обсуждают, что лучшего подарка для террористов, если те вдруг решат взорвать бомбу прямо здесь и сейчас, придумать сложно: многотысячная толпа в закрытом помещении, убежать некуда, любой даже слабый взрыв приведет не только к прямым жертвам, но и к грандиозной давке.
Многие пассажиры, опаздывая на самолет, просто отказываются подчиняться секьюрити и прорываются через пост контроля силой.
Прямо передо мной пожилой араб (лет 65-70) идет в рамку металлоискателя в пальто. Рамка звенит. Юный охранник просит господина снять пальто и положить на ленту интроскопа. Дед отказывается, переходит на крик. Мол, как ты смеешь, сопляк, раздевать меня, почтенного старика? Там в пальто и документы, и деньги, и как я в таком балагане все это сниму и положу на грязную ленту твоей сатанинской машины? После долгой ругани, размахивания паспортами и распечатками билетов, привлечения сторонников и противников конфликтующих сторон, старик добивается своего и проходит, так и не сняв с себя «звенящее» пальто.
Ситуация повторяется многократно в разных вариациях. Нагловатый бабай, шествует на посадку в сопровождении двух жен. Обе закутаны в паранджу. Вместо лица – прорезь для глаз. Предъявляют паспорта. Служба безопасности просит показать лица. Следует долгая перепалка между бабаем и секьюрити, переходящая опять чуть ли не в драку. В итоге женщины проходят через пункт контроля, так и не открывшись.
Уже после регистрации, паспортного контроля и дьюти-фри, непосредственно перед выходом к гейту — еще одна линия безопасности. Снова рамка металлоискателя и лента интроскопа. А потом еще и дядька, проверяющий документы. Давки, как при входе, тут не наблюдается, но проблема в другом.
Пока дядька разглядывает мой паспорт, у меня за спиной, как ни в чем не бывало, уверенно, стремительно и безо всякого досмотра проходит многодетно-многоженное семейство. Дядька что-то им кричит, пытается остановить, вроде даже хочет броситься наперерез и таки проверить документы. Но нас много, а он один. И меня оставить не может (вдруг тоже сбегу), и вроде бы нарушителей пропускать нельзя. Пока он мешкает, образцово-показательная мусульманская семья уже прошла в самолет, и дядька предпочитает изобразить хотя бы видимость работы, оставшись со мной и задавая строгие вопросы о целях визита и полета. Контроль на этом этапе организован настолько бессмысленно, что чуть ли не каждый норовит пройти мимо проверяющего, и посмотреть ему удается только у тех, кого он в буквальном смысле слова успел поймать за руку.
В итоге за пару часов в аэропорту Каира я лично видел как минимум 10 человек, избежавших тех или иных стандартных процедур контроля. За день, полагаю, таких могут быть тысячи. Система безопасности организована так, что работать просто не может. Все это порождает справедливо агрессивную реакцию пассажиров, сдержать которых охрана не способна, да и не особо пытается, осознавая собственное бессилие.
Судя по публикациям в соцсетях такая ситуация в аэропорту Каира не какое-то исключение одного дня.
Египетское интернет-издание Cairobserver пишет в Твитере: «В аэропорту полный бардак. Работники грубят. Безопасность не эффективна. Люди дерутся просто, чтобы войти внутрь». На фото этого СМИ, сделанном тоже утром 29 января — примерно десятая часть той толпы, что в действительности рвется к стойкам регистрации через пункты контроля.
#Cairo Airport is an absolute mess, staff is rude, security is inefficient, and people are fighting just to get in pic.twitter.com/2d1jYinvIB
— Cairobserver (@Cairobserver) 29 января 2017 г.
Вот другие записи в Твитере. Пользователь Fady Yonathan 10 января вывесил фото, очень напоминающее увиденное мной в минувшее воскресенье.
Cairo Airport at 7 am. pic.twitter.com/H7oogr4zc7
— Fady Yonathan (@FadyYonathan) 10 января 2017 г.
Аналогичная публикация в Твитере от 7 января пользователя Ahmad El-Deeb
#Cairo #Airport now #weird pic.twitter.com/v3OsYUVKFF
— Ahmad El-Deeb (@ahmadeldeeb) 8 января 2017 г.
13 декабря. Пользователь Kholoud Porter пишет: «Аэропорт Каира получает приз в категории «Худший аэропорт». Бесконечные проверки документов, но никаких реальных мер безопасности. Царит хаос!»
Cairo airport @CairoAirport gets prize for worst airport— endless officials checking documents but no real security measures. Chaos reigns!
— Kholoud Porter (@kp58) 13 декабря 2016 г.
Справедливости ради стоит заметить, что все выше сказанное относится к третьему международному терминалу аэропорта Каира, а Аэрофлот собирается летать во второй, недавно обновленный. Именно этот второй терминал и ездит проверять комиссия Минтранса. Именно там она любуется новым современным оборудованием, в том числе для биометрического контроля персонала, которое якобы позволяет полностью контролировать ситуацию с безопасностью.
Но вряд ли даже чиновники Минтранса будут отрицать, что люди, работающие на оборудовании и непосредственно осуществляющие контроль, не менее важны, чем машины. Вряд ли для второго терминала каирского аэропорта Египет смог воспитать и вырастить новое поколение охранников с менталитетом, кардинально отличающимся от того, что во всей красе являет себя в третьем.
К тому же второй терминал сейчас стоит практически пустой. И именно в таком состоянии, новым и блестящим, его наблюдают посланцы Москвы. Однако постепенно туда переводят все больше авиакомпаний. И есть ли хоть какая-то гарантия того, что с увеличением пассажиропотока там не начнется то же неконтролируемое столпотворение, что и в соседнем здании, и что российские граждане не станут там легкой целью террористов?