16:39 , 30 октября 2015

Волонтерские НКО и госучреждения: о сотрудничестве и обучении

Поделюсь основными тезисами моего выступления на Конференции социально-ориентированных некоммерческих организаций, прошедшей 26-27 октября в Москве, в рамках работы Общественной площадки ОНФ «Диалог-Доверие-Действие».  


Волонтерство в медицинских учреждениях можно подразделить на три вида:

  1. медицинское, то есть помощь медицинскому персоналу,

  2. техническое, к примеру, помощь при уборке, ремонте и т.д.

  3. так называемое «досуговое», которое я бы обозначил как реабилитационное и поддерживающее.

Каждый из этих видов волонтерства можно реализовать, как спонтанное и непрогнозируемое так и, как регулярное, постоянное волонтерство.

Спонтанное волонтерство следует воспринимать, как переходную форму и отказаться от его поддержки и стимулирования. Это очень непросто, так как оно популярно и выгодно, поскольку создает видимость деятельности и удобно для отчетов. Но именно спонтанное волонтерство потенциально может стать источником серьезных проблем.

В связи с этим встает вопрос о создании и развитии таких социальных технологий и таких условий партнерства волонтерских сообществ и госучреждений, когда мы могли бы говорить о надежной, профессиональной, регулярной работе волонтерских групп во всех трех направлениях.

Восьмилетний опыт «Даниловцев» говорит, что на сегодняшнем этапе развития социального волонтерства важно определить место и значение не медицинского и не технического, а именно регулярного, постоянного «досугового» волнтерства в больницах. Это волонтерство сегодня самое массовое и распространенное. Именно оно с технологической точки зрения может стать базой и ресурсом для развития медицинского и технического волонетрства. По собственному опыту с уверенностью могу сказать, что сложное волонтерство с профессиональной и эмоциональной составляющей прорастает на почве более легкого.

Речь об осмыслении «досугового» волонтерства в категориях реабилитации, помощи, поддержки и т.д., что придает серьезный статус этой работе.

Для меня важно говорить о регулярном, долгосрочном и надежном волонтерстве. Ради этого мы, Добровольческое движение «Даниловцы», даже создали Школу социального волонтерства.

Говоря об обучении надо понимать, что волонтер — не бывает «второй свежести». Он или есть или нет. В этом контексте просить у кого-то волонтеров — почти кощунство. К примеру, человек, что доверился Фонду «Вера» и именно им подарил свое время, не станет работать на меня.

Так вот, учить волонтеров впрок — бессмысленно. Самое эффективное обучение для волонтеров – отвечать на те вопросы, что созрели у них в ходе работы. Поэтому, обычно, все начинается с подключения к уже существующей волонтерской группе под присмотром опытного лидера (координатора, куратора). Это и есть тот фундамент, на котором можно и нужно строить обучение.

По нашему опыту можно сказать, что первые вопросы, которые волнуют волонтера – «технические»:  во что поиграть с ребенком, как правильно переодеть лежачего больного, как лучше организовать Новый год для стариков в Доме престарелых. Если волонтер активен, то эти знания приходят к нему очень быстро. Набирать такие знания впрок не всегда нужно.

Тема второго этапа обучения – отношения волонтера и подопечного. Как познакомиться с ребенком в больнице, что делать в конфликтных ситуациях, как поговорить с умирающим, как быть с привязанностью детей? Все это или что-то подобное очень значимо для любого волонтера, занятого в социальной сфере. Эти вопросы не могут остаться без ответов. Но эта и та область, где невозможно, как сейчас модно говорить, прокачать себя. Тут скорее идет речь о своего рода педагогике…

Самая трудная тема для подготовки волонтеров — скорее, даже для их сопровождения – это вопросы, обращённые волонтером самому себе: почему вчерашняя радость от общения с детьми в больнице ушла и сегодня я сух, как пень, в чем смысл моей помощи умирающим, почему я не могу отделаться от чувства вины?

Надо понимать, что это и есть та область обучения (помощи, поддержки), что теснейшим образом связана с внутренними силами человека, с его возможностью плодотворно и надежно помогать. Поэтому именно эта область требует особого внимания.

Для тех же волонтеров, что сами хотят стать лидерами, что сами хотят открыть свои волонтерские группы важно иметь возможность учиться и вопросам создания группы, и ее управления, и фандрайзинга, и организации труда волонтера, и лидерству и творчеству и многому другому.

Таким образом мы получаем основные направления подготовки и поддержки волонтеров, которыми и должны заниматься волонтерские центры при НКО или при медицинских учреждениях. Их задача — отнюдь не рекрутинг и «бросание на амбразуру».

Если труд волонтера организован, если организована помощь и поддержка, то он сам придет помогать и сможет вместе с вами реализовать свою добрую мечту. В Москве на сегодня мне известно две Школы волонтеров: при «Мосволонтре» и наша Школа социального волонтерства.

Помимо этого, хотелось бы упомянуть и о формальной стороне партнерских отношений НКО и государственных учреждений.

Со стороны госучреждений важно добиться понимания, что отношения с волонтерскими НКО должны быть осмыслены и регламентированы как взаимовыгодное сотрудничество, а не «барское снисхождение».

Как пример позитивных отношений может быть рассмотрен опыт Департамента Соцзащиты Москвы, их регламент взаимодействия с профильными НКО. Главное — не отпугнуть волонтеров, а создать систему партнерских равноправных отношений. В связи с этим очень важно затронуть вопрос межведомственного сотрудничества. Тут два аспекта:

Первый — позитивный опыт одних (в нашем случае, департамента соцзащиты) никак не влияет на других (в нашем случае, на департамент здравоохранения). Поэтому, думаю, сейчас пора начать межведомственное взаимодействие по теме социального волонтерства. Хотя, необходимо отметить, я пессимистически отношусь к такой возможности, ведь за два года нам так и не удалось встретиться на общей площадке.

Второй аспект — чисто практический. Часто не только один и тот же пациент обслуживается разными ведомствами, но и за собой тянет шлейф одних и тех же волонтеров. И для последних это означает невозможность помогать из-за разницы в регламентах и нормативных подходах.

Необходимо всерьез задуматься о двух возможных формах волонтерской работы при медицинскихучреждениях:


  1. Медицинское учреждение само управляет волонтерами (создает свой волонтерский центр). Эта модель затратна, и на мой взгляд мало вероятна, как живая и активная форма работы.

  2. Медицинское
    учреждение отдает работу с волонтерами провайдерам — профильным НКО, что может
    быть или бесплатно (если у НКО есть интерес к этому) или недорого. Это позволит
    создать живую и активную неформальную работу.


Возможна, конечно, та или иная компиляция первых двух форм.

Нужно отметить, что отношение государственных учреждений и власти к волонтерам почти диаметрально противоположно отношению НКО к добровольным помощникам. И это рождает разные принципы работы с людьми.

Первые имеют ресурсы и могут ставить задачи. И под задачи мотивировать волонтеров. Слово «мотивировать» здесь ключевое и всеопределяющее. В этой области есть специалисты и профессионалы, например, Мосволонтер. НКО, в свою очередь, ресурсов почти не имеют и поэтому дают возможность волонтерам реализовать глубокие человеческие ценности и обретать смыслы, в которых коренится вся энергия и сила социального волонтерства. И тут есть свои профессионалы, например, Союз волонтерских организаций и движений.

Кроме того, необходимо обозначить важность доступной площадки Общероссийского национального фронта для взаимодействия НКО с медицинскими и социальными учреждениями, для равноправного обсуждения социального волонтерства.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире