854214

Музей Владимира Маяковского — там, в крошечной комнатке плотной коммуналки застрелился/был убит (?) гигант поэт, — лихорадит. Конечно, можно объяснить обстановку нервную предстоящим ремонтом здания, который потребует максимального напряжения сил, ведь согласно официальному комментарию Департамента культуры правительства Москвы, ремонт начнётся уже этим летом. В нём есть острая необходимость, прежде всего бытовая – устарели коммуникации, считают в Департаменте.

Но тут конфликт выходит на иной виток. Вслед за новостями о ремонте в Музей приходит новое руководство.

Коллектив разделился на два лагеря. Часть за действующего директора Светлану Стрижнёву, она руководит музеем 30 лет, при ней он приобрёл лицо, была создана вошедшая в учебники мемориальная постоянная экспозиция. Другая держится за человека для музея нового. Это Надежда Морозова, заместитель директора по научной работе. В Музее она совсем недавно, с октября 2012 года. Департамент культуры правительства Москвы Надежде Георгиевне действительно, пока доверяет, что следует из приказа за подписью Сергея Капкова.

854182

В интервью «Эху Москвы» Сергей Капков заявил, что об увольнении Светланы Стрижнёвой речь не идёт. Глава Департамента по культуре о конфликте в музее знает. У него и страничка в фейсбуке есть и за постами там он следит и реагирует, проверено.

Недовольство новым руководителем можно было бы посчитать блажью работников культуры, если бы не разговоры о будущем мемориальной экспозиции, что будет с ней во время ремонта?

Она – знак музея, его памятное отличие от других «мемориальных». Сотворчество талантливых художников и проектировщиков, признанный факт музейного искусства. Сомнения породило ключевое слово «реэкспозиция» в приказе Департамента от 18 октября 2012 года, что есть «Изменение, обновление экспозиции, выставки, музея» (Большой толковый словарь).

854184

Первым публично заговорил Тарас Поляков, автор сценарной концепции музея Маяковского, признанный музейный проектировщик, доцент кафедры музеологии РГГУ. 6 декабря в фейсбуке опубликовал открытое письмо, а по сути крик об уничтожении экспозиции:

854192

854194

Сергей Капков эмоции вокруг судьбы экспозиции считает излишними, а саму вероятность исчезновения произведения знакомого, в том числе и ему «с детства» — вымыслом: «Сносить ничего не будем, экспозиция будет возвращена, это искусство. Ничего уничтожено не будет».

В пятницу в музее состоялось собрание коллектива, его провела и.о. директора Надежда Морозова. Примечательно, что на собрании, где речь шла о судьбе музея его действующего директора не было.

Официально Светлана Ефимовна дома на больничном, что она и подтвердила в телефонном интервью. Приказа об увольнении директора музея Маяковского тоже пока нет. От почётной должности Президента музея, которую предложил ей Сергей Капков, Светлана Ефимовна отказалась посчитав невозможным работать в одной команде сМорозовой. Её оскорбила интонация, с которой беседовала с ней новая сотрудница. По словам Стрижнёвой, подчинённая по сути сама провоцировала конфликт.

Есть разногласия и в видении будущего музея. Если Морозова говорит о необходимости именно капитального ремонта, настаивает на аварийности здания, то стоявшая у истоков создания музея Стрижнёва в капитальном ремонте необходимости не усматривает: «По результатам обследования здания были признаны нормальными и фундамент и перекрытия и стены. Но я всегда говорила, что музей нуждается в замене инженерных систем – новые лёгкие, свет, оснащения для передвижения людей с ограниченными возможностями, всё это можно сделать без демонтажа выставки».

Технологическое усовершенствование мемориальной инсталляции – это действующий директор признаёт: «во времена создания экспозиции просто не было материалов, которые могли вывести её на новый уровень презентации».

Когда, уже в конце рабочего дня, я вошла в кабинет к Надежде Морозовой она как раз решала организационные вопросы. Надежда Георгиевна, чувствуется, с ролью руководителя только начинает осваиваться, разговор несколько раз прерывал крик за стеной: визгливая дама из отдела кадров скандально орала на сотрудника, помощника Стрижнёвой «вы здесь никто и звать никак!».

–Все на взводе, — объяснила Надежда Георгиевна некрасивую выходку подчинённой. Мы фактически спасаем музей — коммуникации истощились, состояние здания аварийное, оно нуждается в капитальном ремонте.

Я аккуратно спрашиваю Надежду Георгиевну об одном личном факте её биографии, который волнует сотрудников, поскольку теперь им с этими знаниями работать. Документ был опубликован на сайте музея и в нём сведения о конфликте, который сопровождал увольнение с предыдущего места работы – это музей изобразительных искусств имени Пушкина:

854190

Сообщать подробности истории в ГМИИ Надежда Морозова отказалась: «действительно был суд, но давно. И процесс я выиграла».

Война в музее накануне 120-ти летия Владимира Маяковского явно не тот результат, к которому стремился глава столичного культурного Департамента. Он заявил, что готов «в крайнем случае пожертвовать новым директором, если она не сможет найти общий язык с коллективом».

На следующей неделе сотрудники смогут лично задать все вопросы Сергею Капкову, он приедет в музей и поговорит с людьми.

15 декабря в передаче «Музейные палаты» на «Эхе Москвы» мы ждём все стороны конфликта – представителей Музея Маяковского и столичного Департамента культуры.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире