Сегодня исполнилось 98 лет с того, дня как русский авиатор Пётр Николаевич Нестеров совершил первую в мире «мёртвую петлю» над Сырецким аэродромом города Киева. Чтобы понять всю степень подвига и риска, надо вспомнить, что в те времена (1913 год) да и много позже самолёт представлял собой в полном смысле слова деревянную этажерку, обтянутую тканью. Создавались тогдашние аэропалны во многом «на глаз» и, бывало, разрушались прямо в воздухе или при взлёте/посадке. Пилоты гибли десятками (по всему миру, не только в России!). Поэтому тогдашние инструкции по полетам на аэропланах категорически запрещали всякие крены, крутые виражи и спирали. Заметим, что запрет на маневрирование сохранялся в армейских уставах аж до тридцатых годов 20 века. Другой гениальный русский лётчик, Валерий Чкалов, как раз много часов провёл на гауптвахте за свои «художества» в воздухе. Пока, наконец, полководцы не поняли, что именно манёвр — основа воздушного боя в современных условиях.

Вернемся, впрочем к Нестерову. Родился он в городе Нижний Новгород 27 февраля (15 февраля по старому стилю) 1887 года в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса. После неожиданной смерти отца материальное положение семьи сильно ухудшилось. Его мать, Маргарита Викторовна, не имея средств на оплату жилья, была вынуждена переехать вместе с четырьмя детьми во Вдовий дом. Нестеров окончил Нижегородский кадетский корпус по первому разряду, тот самый, где преподавал его отец. Затем — учёба в Михайловском артиллерийском училище, окончив которое в 1906 году был направлен на службу во Владивосток. Бывает, что, опираясь на его артиллерийскую, наземную, так сказать, часть биографии, заявляют, что авиатором Нестеров стал случайно. И да, и нет. Тогда авиация (воздухоплавание, как было принято говорить) еще только зарождалась. Что гражданаская, что военная. Поэтому авиаторами становились либо инженеры — изобретатели крылатых машин, такие как Ньюпор, Фарман, Блерио, Фоккер, наш российский Игорь Сикорский. Либо — энтузиасты из самых разных областей деятельности. В военной сфере это привело к тому, что в авиацию шли моряки, пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы. Как правило, все они получали превоначальный опыт упраления аэропланом в кружках и секциях воздухоплавания. Лишь ближе к Первой мировой войне возникли первые летные школы, финансировавшиеся государством и с регулярным планом обучения пилотов.

Так вот, еще будучи артиллеристом, Нестеров в 1910 году лично разработал правила корректирования стрельбы с использованием аэростата. Причем сам неоднократно выполнял роль артиллерийского наблюдателя, поднимаясь в небо на аэростате Владивостокской крепостной воздухоплавательной роты. Затем — Владикавказ, где он знакомится с Артемием Кацаном, пилотом-авиатором, построившим планер своей собственной конструкции. Нестеров тоже создаёт чертежи аэроплана и подает их в царское Министерство обороны. Проект отвергнут, что не охлаждает пыл Петра Николаевича. Надо сказать, что весь его путь в авиации занял всего 4 года. От первого полёта на планере собственной конструкции до мёртвой петли — два, и до первого в мире воздушного тарана — еще два.

По-настоящему сыном Неба Нестеров стал в родном Нижнем Новгороде, куда приехал в отпуск. В июле-августе 1911 года он знакомится с учеником профессора Н.Е. Жуковского — Петром Петровичем Соколовым и становится членом Нижегородского общества воздухоплавания. В сарае Соколовых на Провиантской улице друзья строят планер. Обшивку для планера собственными руками шьёт мать Нестерова. Для испытаний выбрали поле за Петропавловским кладбищем (сейчас это центр города). Запустили планер с помощью лошади. Пилотировал аппарат Нестеров…

В 1912 году Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного лётчика, и уже в сентябре 1912 г поручик Пётр Нестеров совершил первый самостоятельный полет, в 25 лет . В 1913 году он окончил курс авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы.

А 9 сентября 1913 года над Сырецким аэродромом Киева военный летчик Петр Николаевич Нестеров первым в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости, названную впоследствии «петлей Нестерова», или «мертвой петлей». Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу. В воздух Нестеров поднял аэроплан системы «Ньюпор».

Его копия до сих пор находится на Верхне-Волжской набережной Нижнего Новгорода, на пересечении с улицей Нестерова. Есть в городе и памятник великому авиатору…

В феврале 1914 года Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за «первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах». Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский.

Вторым после нижегородского уроженца сделал мёртвую петлю французский авиатор Адольф Пегу.

В 1914 году Нестеров был произведён в штабс-капитаны и назначен начальником авиационного отряда. С началом Первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, 11-й авиаотряд принимал участие в освобождении Львова. Нестеров осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Бомбометание было проведено лётчиком так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.

Осуществив за время войны 28 вылетов, 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква Пётр Николаевич Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил «Альбатрос», в котором находились пилот Франц Малина (Franz Malina) и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь (Friedrich von Rosenthal), которые вели воздушную разведку передвижения русских войск. Оба самолёта упали на землю, а лётчики погибли. Нестеров не собирался погибать. Но не выдержала конструкция аэроплана. «Моран» Нестерова разломился в воздухе и пилот разбился после свободного падения. Парашют тогда еще не был изобретён…

Младший брат Михаил, тоже военный лётчик, погиб при испытании нового аэроплана в 1914 году.

Старший брат Николай Нестеров дослужился до генерал-майора Советской армии, умер в 1950, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Жена Петра Николаевича Нестерова — урождённая Ядвига Луневская, дочь польского крестьянина. Сын Пётр Нестеров (1911—1955) и дочь Маргарита Нестерова (1909—1995).

В 1962 году Международная авиационная федерация ввела переходный приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу — кубок имени П. Н. Нестерова.

В 1961 году именем лётчика названа улица в Москве (улица Пилота Нестерова).

В его честь город Жолква Львовской области на Украине некоторое время носил название «Нестеров».

Его именем были названы улицы и переулки в разных городах: Санкт-Петербурге, Гатчине, Минске и Нижнем Новгороде.

Установлены памятники в Киеве и Нижнем Новгороде.

Имя «Нестеров» присвоено астероиду № 3071.

В честь Петра Николаевича названа государственная награда России — медаль Нестерова (учреждена Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года №442 «О государственных наградах Российской Федерации»




Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире