Неожиданные итоги поступления в нижегородские ВУЗы требуют осмысления. Так, наиболее востребованной специальностью оказалась журналистика. Средний конкурс был 15-16 человек на место. И не из-за низкого проходного балла. Как раз, наоборот, именно на журналистику в Нижегородском лингвистическом государственном университете балл был самый высокий по городу — 267, на очную форму обучения. При том, что на факультет международных отношений, как этого ВУЗа, так и ННГУ — 260 баллов по ЕГЭ. На востребованные экономические специальности во всех высших учебных заведениях Нижнего Новгорода — порядка 230 баллов. Пользовалась спросом и «соседка» журналистики — филология. Правда, по количеству конкурсантов всех обогнала психология в Нижегородском государственном педагогическом университете — 50,6 человек на место. Но это — исключительно за счёт малого количества бюджетных мест.
С одной стороны, такая популярность журналистики (при том, что на другие специальности попасть было гораздо проще, что является несомненным плюсом для тех, кому всё равно, где и чему учиться — лишь бы диплом был) греет душу и заставляет спокойно смотреть в завтрашний день. С другой…

В Нижнем Новгороде ежегодно выпускается от 450 до 500 человек, в чьем дипломе стоитт специальность «журналист». Учитывая, что не все они — местные и после окончания ВУЗа возвращаются в родные края, всё равно остаётся хороший «кусок» кадрового пирога. Только вот что с ним делать — непонятно. Во-первых, 90% выпускников — не более, чем заготовки для будущих неоднократных переделов, ковок и плавок их в профи. Заниматься этим некому и некогда. Работодатели (и государственные СМИ — в первую очередь!) хотят получать готовые кадры, способные с первых дней выдавать информационный продукт как минимум среднерыночного качества. Все остальные идут в отвал.

Нет такого количества СМИ, чтобы переварить новые кадры. Места заняты давно и прочно. Либо же представляют собой ловушки для новичков: под предлогом неопытности им платять мало, отжимают досуха и выбрасывают обратно на улицу. Часто — задолго до окончания испытательного срока.

Надо отдать должное и выпускникам. Они хотят всё и сразу: подтяжки как у Ларри Кинга, эфиры подолжительностью как у Парфёнова, славу как у Венедиктова и гонорары Колесникова (который Путина видел). Объяснения на счйт того, что нужно сначала в поле попахать преизрядно, доказать и показать что можете в реале — воспринимаются в штыки. Еще однйо бедой стали все эти жежешечки и прочие социальные сети. Здесь можно не следить за стилем, не проверять факты, не надо укладываться в норму строк. Этот жке подход переносится на СМИ. Замечания и предложения о переработке статьи или сюжета наносят нежной душе юного журналиста (независимо от гендера) глубокие незаживающие раны…

Интересно, что заводить собственные медиа выпускники не спешат. Казалось бы — открой ЖЖ, зарегистрируй сайт, начни вещаение Интернет-телевидения или радиостанции. Так нет. Это же — работа, да еще и неоплачиваемая. Как минимум, на первых порах. О возможности кооперации фрилансеров, нахождения среди бывших одновузовцев маркетологов, менеджеров, агентов по рекламе дл создания собственного СМИ никто не думает.

Да, есть и те, кто впрягается в лямку и тянет её истово и радостно. Такие, как правило, уже к третьему-четвёртому курсу вполне трудоустроены. Они и составляют те самые 10% нашедших себя в профессии выпускников.

Что делать с вышеописанной ситуацией, одинаково травматичной для работодателя и сотрудников? Я не знаю. Возможно, помогло бы развитие СМИ как таковых. Когда в штате газеты не 10 человек, а 100 (в «Чикаго трибюн» их больше 400, а в городе еще соспоставимых по масштабам газет — как минимум две. Живет в Чикаго народу как в крупном российском миллионнике), особенно — в районах. Вероятно, хорошо бы увеличить количество медианосителей, как печатных, так и «непечатных». Дляч этого, правда, нужно не только предложение, но и спрос. С ним пока тяжело. Как со стороны читателей. Так и сос стороны рекламодателей. Демонополизация власти и существование нескольких цент ров силы и групп интересов, тоже бы помогло.

А пока — остаётся радоваться, что молодые всё же выбирают журналистику.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире