21:56 , 28 декабря 2009

Банкиров уравняли до «сейлзов»

Работа в банке в моем представлении базируется на трех китах: бесконечный людской конвейер, планы по продажам и зловещие женские коллективы.

Первое – людской поток, пожалуй, самое интересное, поскольку в отличие от традиционного офисного планктона заставляет банковский обслуживающий планктон постоянно двигаться. Контингент в банки ходит настолько разношерстный, что скучать не приходится ни минуту. Каждый день обязательно зайдет такой кадр, на счет которого потом на кухне обязательно все позлословят. Все ведь прекрасно понимают, что все эти насильно навязываемые стандарты корпоративной этики (типа мы не смеемся и не грубим клиентам, не обсуждаем при клиентах с коллегами личные вопросы и т.д.) – это все страшная показуха и стремление по этим пресловутым стандартам обслуживания хоть чем-то быть похожими на западные финансово-кредитные учреждения. Все у них слизано. Раньше, когда на всю страну одни сберкассы были, ни о каких кодексах корпоративной этики и речи не было. А сейчас пишут целые пособия, в которых много абсолютно пустых, но красивых фраз, и заставляют наизусть учить эти правила каждого сотрудника (потом экзамен устраивают). Ну в общем красивую обертку банковского продукта люди вынуждены как-то поддерживать (а то, не ровен час, придет тайный покупатель и настучит потом начальству, что ты ему не улыбнулся при встрече, не обращался во время разговора по имени отчеству, и крикнул «До свидания», когда тот уже повернулся к тебе спиной). Зато, когда за чашкой чая все оказываются в служебной комнате, начинается такой слив эмоций, аккумулированного негатива и просто ехидно-саркастического обсуждения, что остается только два варианта: либо плакать, либо смеяться до колик. Сжимаемая силой кодекса корпоративного поведения внутри каждого пружина обязательно должна где-то НЕ при клиентах распрямляться. В противном случае есть риск срабатывания пружины НА клиента, что, сами понимаете, чревато…

Впрочем, случалось и по-другому. Заходишь иной раз в наше служебное помещение, а там в полном одиночестве сидит кто-нибудь из наших девчонок и тихо-тихо всхлипывает. (Без вопросов ясно становится, что приходил опять какой-то козел, обхамил и ушел). Потом слезы рукавом утрет и дальше – на трудовую вахту, вымучивать улыбку перед очередным потенциальным хамлом. Правда, бывают и нормальные люди, приносят сотрудницам конфеты, чем несказанно их радуют.

Что касается пункта второго, то, как я уже как-то писал, продажам и выполнению планов по ним отводят в большинстве банков решающую роль. Учитывая, что к руководству некоторых банков приходят бывшие продажники йогуртов и сигарет (люди знающие сразу поймут, о ком речь), удивляться сильно не приходится.

Может быть, такая система себя по финансовым результатам и оправдывает, но, на мой взгляд, это мерзко, если не пошло.

Во всяком случае, уж никак не достойно такого серьезного учреждения, как банк, пусть и позиционируемого финансовым супермаркетом. Речь идет о тех, как всегда завышенных до невозможного, планах, заставляющих сотрудников постоянно испытывать чувство вины из-за того, что не прыгнули выше головы, и продавать, а точнее – навязывать всем подряд те продукты, в которых клиенты-жертвы явно не сильно нуждаются, но план по которым надо кровь из носа выполнить. При чем тут опять-таки есть риски. Были случаи, когда предприимчивые товарищи у нас вводили клиентов в заблуждение, сообщая, например, заведомо ложную информацию, что кредитку без страховки не оформить – «оболваненный» клиент потом пишет свой отзыв на banki.ru. Реакция, как правило, незамедлительна — предприимчивого сотрудника, конечно, увольняют. В общем, ситуация заведомо пройгрышная. Банкирам, которых теперь, по сути, поголовно переделывают в «сейлзов», сравняв их тем самым по статусу с торговкой в овощном лотке (она ведь тоже «сейлз» своего рода), остается либо не выполнять планы и сидеть на одном маловыразительном окладе, либо ухищряться каким-то образом, вступая в сделку с собственной совестью, объегоривать в большинстве своем финансово безграмотное население.

Ну и последнее. Не секрет, что в банках на исполнительских ролях работают в основном одни девушки. Работать парню в таких коллективах с одной стороны очень приятно (всегда есть, на чем остановить взгляд), с другой – крайне познавательно (с точки зрения расширения познаний о женских повадках и манерах). Но все же, если быть откровенным, женские коллективы – это большое-большое зло. Это и регулярные заговоры, и конфронтации между различными группировками, либо отдельными особями. Это и клубок, сотканный из противоречий, лицемерия и зависти. Мне есть с чем сравнивать – я проучился 5 лет в мужском коллективе, потом 2 года проработал в женском.

Последнего я не пожелаю никому.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире