21:52 , 14 декабря 2009

Цена банковских сверхприбылей

Главный и основной тренд, он же бич, большинства крупных коммерческих банков – это система жесточайшего планирования.
В банках, словно в Советском Союзе, живут и работают если не по пятилеткам, то с планами на месяц или квартал уж точно. Наверное, подобное положение дел вполне себя оправдывает, а потому целиком и полностью устраивает топ-менеджмент, который сурово и даже несколько агрессивно планы выставляет и по должностной цепочке жестко контролирует их исполнение. Не могу говорить за все банки сразу, но точно знаю на собственном опыте, что в некоторых из них ситуация, что предсказуемо, доводится до абсурда.

В физике есть такой закон Дальтона, гласящий, что суммарное давление газовой смеси равно сумме парциальных давлений входящих в нее газов.
Так вот, в банке он полностью выполняется. Парциальные давления, накопленные на разных участках банковских вертикалей власти от Правления банка, принимающего главные решения, через все звенья цепи до директоров фронт-офисов суммируются и огромным грузом ложатся на тех, кто эти планы непосредственно должен делать. То есть на простых исполнителей. Чтобы директор офиса потом мог отчитаться региональному директору, который мог бы отчитаться директору управления розничного бизнеса, который мог бы отчитаться директору по продажам и дистрибуции и т.д. Я, признаться, уже давно отчаялся понимать, чем все эти люди принципиально между собой отличаются. Все они схожи лишь в том, что очень строги, требовательны, чрезвычайно горды собой и положением, которое занимают, и еще, как мне по секрету сообщили, у всех этих бесконечных директоров разных дирекций и направлений час работы стоит дороже, чем я за месяц получаю.

Так вот, давление на сотрудников на местах иногда бывает столь высоко (а тут еще кризис так некстати – клиент пошел мелкий, денег на вклады несет мало, а планку докризисных сверхприбылей опускать ну никак нельзя! Начальство ведь может расстроиться!), что справляются не все.
И на этой благодатной почве начинает расцветать абсурд и вакханалия. Руководители на местах ведут тотальный контроль за работой каждого сотрудника, ежедневно по утрам проводят собрания, где каждый отчитывается по выполнению своего плана, и в случае его невыполнения пишет объяснительные. Прям, как в школьном сочинении. Только тема не «Как я провел лето», а «Почему я оформил всего 5 кредитных карт, вместо 15 требуемых». И это вполне серьезно делают взрослые люди. Ну не бред ли?

Дальше – больше.
Если ситуация в одном конкретном отделении никак не налаживается, приезжает кто-нибудь из руководителей рангом повыше. Причем, приезжает не просто пожурить, а провести настоящую головомойку с элементами весьма театральных сцен. К оскорблениям и прилюдным унижениям (вроде «Что же вы за бездари, ни на что не способные») в банках все давно привычны, а потому нагрянувшая шишка действует поизощреннее.

Представьте себе следующую картину.
Всех работников отделения собирают вместе. Им декларируется ультиматум с тремя условиями примерно следующего содержания: «Поскольку ситуация с выполнением планов у вас в офисе ниже плинтуса, вам прямо сейчас необходимо принять решение: или наш корабль тонет (у нас региональный директор очень любила разные афоризмы и метафоры – так она намекала на закрытие офиса и разгон всех сотрудников), или мы отправляем за борт того, кто тянет наш корабль ко дну, или прикладываем все усилия к тому, чтобы доплыть до поставленной цели».

Поскольку банковские коллективы в основном женские, то подобные моральные встряски достигают цели моментально – девчонки начинают плакать прямо на собрании, особенно, если разговор переходит на конкретные персоналии, а потом у кого-то просыпается гордость и он уходит.
А другие (и их большинство), покорно утерев слезы рукавом, идут на рабочее место с вот так вот искусственно сформированным чувством вины и полным осознанием своей собственной никчемности.

При должном подходе людям можно навязать все, что угодно, заставив их верить в это безоговорочно.

Именно для этого все эти планы – чтобы аргументировано можно было доказать человеку его неэффективность, заставив тем самым за копейки делать его еще и еще больше…
Именно для этого все эти собрания и встряски – чтобы деморализовать, запугать и (опять мы приходим к тому же) заставить человека в конечном итоге делать больше за те же самые деньги.

Ведь, как это не комично, когда в банке кто-то ставит вопрос о недостаточной мотивации его работы, руководство отвечает, мол, давай поговорим об улучшении любой твоей мотивации… кроме финансовой.
Последняя даже не рассматривается.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире