Россия — единственная страна в мире, где общественные советы, призванные контролировать власть, формируются самой властью, а службы собственной безопасности находятся в подчинении контролируемых ими структур.

20 декабря 2013 г. Выступление на пленарном заседании Общественной палаты РФ, посвященном обсуждению ежегодных докладов ОП РФ «О состоянии гражданского общества» и «Об эффективности антикоррупционных мероприятий…».

1. Всех поздравляю с наступающим Новым годом! И не могу не сказать о тех, для кого этот Новый год снова не будет счастливым. 8-детная семья архитектора Виктора Астапенко как жила последние 20 лет, так и живет в Москве на съемных квартирах без регистрации и каких-либо жилищных перспектив, а у старших детей в паспорте на месте штампа прописки — пустота со всеми вытекающими негативными социальными и правовыми последствиями. А 4-детная семья коренной сочинки Анны Ермаковой вот уже 5-й год живет в арендуемом гараже — при полном равнодушии городских и краевых властей, по горло занятых сверхдорогой и сверхпрестижной Олимпиадой.

Эта тема перекликается с тем, что сейчас говорила Елена Тополева-Солдунова — что надо кончать с социальной раздробленностью России по субъектам РФ, что государство Российская Федерация должно нести свою долю ответственности за социальное благополучие граждан РФ, включая и обеспечение гарантированным социальным жильем. Проблемой социальной исключённости из-за отсутствия прописки в каком-либо субъекте РФ мы в настоящее время занимаемся совместно с Советом при Президенте РФ по правам человека. Парадокс в том, что все эти невыносимые для семей с детьми проблемы легко и малозатратно решаются, если бы только государство решило помочь с арендной жилья. Именно об этом Программа Общественной палаты «Жилищный спасательный круг» сентября 2012 года. Но нас, увы, не слышат. Полагаю, что в разделе 3.3 «Гражданское общество в решении социальных проблем» проекта доклада необходимо сказать о программе «Жилищный спасательный круг» и о проблеме социальной исключённости по причине отсутствия прописки.

2. И еще одна боль. Я не буду себя уважать, если не скажу о нескольких десятках сирот-инвалидов, которые год назад были готовы к усыновлению в США, но которые так и остались в наших интернатных учреждениях из-за закона Димы Яковлева. Все-таки мы люди или звери? Усыновление ребенка-инвалида — это всегда чудо, невероятный счастливый случай. И какие-либо ограничения тут абсолютно безнравственны. Я прошу Президента Российской Федерации Владимира Путина выступить с законодательной инициативой, исключающей детей-инвалидов из сферы действия закона Димы Яковлева.

Также в разделе 3.9 доклада «... Защита прав россиян за рубежом» необходимо указать, что закон Димы Яковлева аннулировал российско-американское соглашение об усыновлении и тем самым лишил правовой защиты со стороны РФ тысячи российских сирот, ранее усыновленных в США и являющихся гражданами РФ до достижения 18 лет.

3. Мы все-таки катастрофически отстаем от Президента, который в Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря с.г. сказал о необходимости широкого внедрения общественного контроля и что инструментами этого контроля являются общественные советы и общественные палаты, которые «не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а, порой, и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции».

Между тем в подавляющем большинстве случаев, и это справедливо отмечено в проекте доклада, общественные палаты субъектов РФ и муниципальные общественные советы формируются органами исполнительной и законодательной власти регионов либо муниципалитетов, т.е. фактически являются, по определению Президента РФ, «придатком» власти. И ни в одном из ежегодных докладов ОП РФ, включая и проект доклада этого года, не предлагается устранить этот нонсенс. Полагаю, что в разделах 1.4 («Развитие местного самоуправления») и 2.2 («Площадки общественно-государственного диалога») проекта доклада, где говорится о необходимости легитимизации федеральным законом муниципальных общественных советов и общественных палат субъектов РФ, необходимо указать, что при формировании составов общественных палат субъектов РФ и муниципальных общественных советов не допускается какое-либо участие органов исполнительной и законодательной власти соответствующей территории.

4. О том, что коррупция — главный враг России, говорят все, включая Президента РФ. Преодолеть коррупцию невозможно, если той же «болезнью» поражены ключевые инструменты борьбы с коррупцией — правоохранительные органы, а также спецслужбы. И при этом ни в одном из «антикоррупционных» докладов Общественной палаты РФ, включая и обсуждаемый проект доклада 2013 года, не говорится о главной причине этой российской беды — о неэффективности служб собственной безопасности МФД, ФСБ, ФСКН… «Кущевка» — самое известное проявление этой катастрофической неэффективности, но ведь «кущевка» — не исключение, а, увы, «госстандарт».

Между тем уже в течение ряда лет правозащитники предлагают (а в декабре 2009 года эти предложения были поддержаны бывшим министром МВД Рашидом Нургалиевым) вывести управления собственной безопасности МВД субъектов РФ из подчинения региональных управлений внутренних дел. Это программа-минимум. По большому счету контролирующая структура должна находиться вне контролируемого ведомства. В том числе правоохранительные органы и спецслужбы могут быть наделены функцией взаимной профилактической оперативно-розыскной деятельности. Так живет весь мир. И только в РФ контролеры подчинены контролируемым органам.

Предлагаю включить в доклад ОП РФ «Об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики за 2013 год» тезис о необходимости коренной реформы департаментов/управлений собственной безопасности МВД России, ФСБ России, ФСКН России и др.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире