30 сентября отмечается День Интернета в России. Это повод поговорить о том, как Интернет содействует обману простодушных граждан и почему солидные порталы становятся по существу соучастниками мошенничества.

Мир познается в сравнении. Давайте сравним российскую торговлю в Интернете с китайской. Удивительную историю рассказала жительница Калининграда Тамара Ивашкевич. Пару лет назад она заказала на сайте Али экспресс (ru.aliexpress.com) женский пуховик XL, но он оказался мал. Тогда заказала размер XXL. Получив посылку, была изумлена, так как пуховик XXL почему-то оказался еще меньшего размера, чем XL. Женщина положила пуховики рядом так, чтобы было видна разница в размерах, сфотографировала и отправила жалобу со снимком китайцам. Али экспресс вернул деньги за оба пуховика, не требуя возврата своего товара.

А теперь картинки из жизни российской торговли в Интернете. ООО «Кьюриосити» из Санкт-Петербурга рекламирует прекрасные автомобильные чехлы, но присылает товар весьма далекий от рекламных картинок. Почти тряпичная ткань ужасной расцветки, которую надо еще дырявить для креплений подголовников.

Но это еще пустяки по сравнению с тем, что творят другие торговцы. Например, ООО «Успех» из Москвы вместо двух дорогих монокуляров с тепловизором присылает один дешевый без тепловизора. Или вместо сумки за пять тысяч присылает дешевку за 600 рублей.

Иван Комаров и еще пять бедолаг пожаловались на Интернет магазин y.store@bk.ru, где оплатили магнитолу за 4000 рублей, а получили какую-то дешевую игрушку рублей за 500.

А в интернет магазине OOO «Cоюз-Групп» Оксану Шарко из Москвы кинули аж на 8 470 рублей. Она решила сделать себе подарок и заказала там смартфон Blackview P10000 Pro. На почте выяснилось, что вместо смартфона ей прислали болванку часов. Оксана возмущается: «В результате действий этих мошенников страдают обычные люди. Если мошенники, которых невозможно даже назвать людьми, находятся в черной базе мошенников г. Москвы, почему не блокируют данные сайты??!!!»

На самом деле иногда блокируют. За прошлый год Роскомнадзор заблокировал около 400 сайтов. Возбуждено 190 дел о мошенничестве. Согласно официальным данным сегодня на такие мошеннические сделки приходится 0,2-0,3% всех покупок в Рунете. Но на сколько верны эти цифры? Ведь ни один из упомянутых выше случаев, как и десятки тысяч других, в статистику просто не попадают. Так что официальная статистика – это, вероятно, даже не вершина айсберга, а капля в море…

Солидные информационные и социальные порталы, включая Рамблер и Одноклассников, размещая рекламу недобросовестных торговцев, превращают российский Интернет в большой Лохотрон, где массово дурачат простых людей. Лживая реклама – это ключевое звено, которое делает аферу возможной. Хотя лохотрон часто легко угадывается по рекламе. Например, когда сулят скидку в 90%. Простые люди на это покупаются только потому, что реклама размещается на солидных информационных и социальных порталах.

Показательная история с OOO «Успех». Мошенники для прикрытия взяли себе название другой реально существующей фирмы, честно торгующей климатическим и вентиляционным оборудованием. Светлана Комарова — генеральный директор этой фирмы, имеющей также бренд Техноком («TECHNOCOM.VIP») рассказала, что мошенничество лукавых «однофамильцев» портит им репутацию и наносит ощутимый ущерб. Обращения в полицию никакого результата не дают. Полиция заявляет, что принимает заявление только от реально пострадавших от мошенничества. Когда же поступают заявления от пострадавших полиция приходит за объяснениями к ней же…

Вот такой полицейский анекдот.

А ведь найти реальных мошенников не так уж сложно. Имеется обратный адрес почтовых отправлений: ООО «Успех» а/я 208 в Московском АСЦ. Можно ловить мошенников и «на живца». Для этого надо лишь посмотреть их рекламу в Интернете, отправить заявку на товар и дождаться звонка оператора. Определить место, откуда звонят, при существующих технических возможностях элементарно просто. Почему полиция этого не делает?

Реклама на популярных интернет порталах стоит очень дорого. Значит, мошенники ворочают большими деньгами. По существу, соучастницей надувательства доверчивых граждан становится и наша почта. Формально обманутый человек имеет право вскрыть посылку на почте, и в случае явного несоответствия заказу составить акт. Вот только почтовый работники этот акт подписывать не будут. А без их подписи это уже не акт, а ничтожная бумажка, с которой в суд или полицию не пойдешь.

Почему же почтари отказывается подписывать? А потому что в посылке нет описи вложения. Хотя в типовом почтовом бланке отправлений есть графа «С описью вложения». Не требуя этой описи, при отправлении товаров, почта фактически прикрывает жуликов и становится соучастницей мошенничества. Министерство связи получает немалые деньги за пересылку, но, судя по всему, интересы клиентов там никого не волнуют.

Есть тут работа для наших законодателей и Роспотребнадзора. Почему в обычных магазинах и ТЦ у российского покупателя большие права, а в Интернет торговле практически никаких? Нужны четкие правила, гарантирующие соблюдение закона и в Интернет торговле. Ведь в сейчас Интернет продавцы придумывают фантастические правила на грани издевательства. Например, устанавливают срок рассмотрения жалобы до полугода (!!!) С ответом, как правило, затягивают или вовсе не отвечают.

Бурное развитие Интернет торговли наблюдается во всем мире. Масштабное мошенничество в этой сфере может дискредитировать и серьезно подорвать Интернет торговлю в России.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире