18:19 , 16 декабря 2014

Книжные новости: Хармс в Смоленске. Мрак Олега Разумовского

Вот жаль не с кем
теперь поговорить обо всем этом книжном, по—
делиться ученым опытом: кругом же одни необ—
разованные. Ублюдки. Дегенераты. Эмбицилы.

Олег Разумовский. «Мрак»

В серии «Уроки русского» выходит книга Олега Разумовского «Джу-джу».

Сумеречные смоленские персонажи и бесноватый русский алкогольный сюр, далеко шагнувший за грань делирия. Пронзительно до ужаса и, одновременно, проникнуто среднерусским стоицизмом. Будничное отчаяние хаоса после конца истории.

В абсурдном мире бессмысленно говорить о добре и зле — но ведь остаётся память. Советский миф, в котором выделяется главное — и довольно предсказуемое — что «порядок был», что было всё ясно и, может быть, главное, — что была что еда.

Еда, пьянство, совокупление и смерть — круг, по которому ходят персонажи Разумовского, ходят, кажется, уже лишь только ради бесконечного внутреннего монолога, как будто он и есть самое главное.

Языковой комбайн перемалывает речь, смешивает все возможные пласты — и сквозь беглый, не маркированный, разговорный мат проступает по-платоновски язык газетной передовицы и производственного политпросвета, а альковная речь, обрамлённая городским романсом начала прошлого века, внезапно в самых личных моментах оказывается предельно литературной, книжной — как в тех томиках, которые давали за макулатуру.

Там, где нет более истории, невозможен и прогресс, потому что для него просто нет субъекта, там созерцание мира и себя в мире — шизофреническое, остервенелое и в то же самое время бесстрастное — остаётся чем-то главным и, быть может, единственно значимым.

1716394

Остальное бытие — сомнамбулическое. Явь почти не отличается ото сна. И то, и другое — прерывисто. И то, и другое вопиет о собственной невозможности.

Холодная же ярость героев Разумовского поёт почти беззвучно — и если бы я смотрел этот ваш Interstellar, наверняка смог бы найти какие-то параллели: по крайней мере, бескрайний, оглушающий космос — имеется.

В некоторых местах помутнение персонажей «Джу-джу» кажется уже совершенно филипдиковским.
За один вечер прочел все рассказы из pdf'а, который мне вчера прислал автор и составитель серии Олег Зоберн. Только повесть, которой книжка заканчивается, оставил для чтения на бумаге.

Счастье совершенное.
Цитировать хочется просто подряд.

При этом, книжка равно абсолютно своевременная именно в эти декабрьские дни, и совершенно как будто сейчас невозможная.

В этом смысле, если раньше я был просто благодарен Олегу за серию, то теперь я испытываю восхищение.

Будь книга Разумовского издана десять лет назад, она была бы попросту очень хорошей. Сейчас же выход этих текстов под твёрдой обложкой восхитительно нелепого цвета — важнейший и настоящий жест и значительным событием.

***

Эта книга так же — начало самостоятельного плавания «Уроков русского».
Серия появилась в 2010 году в издательстве «КоЛибри», продолжилась в «Новом литературном обозрении» у Ирины Прохоровой. В ней были изданы книги Николая Байтова и Анатолия Гаврилова, возможно, важнейших прозаиков рубежа XX и XXI века, переизданы легендарные авторы андеграаунда Валерия Нарбикова и Егор Радов, вышел роман «Овсянки» Дениса Осокина, экранизация которых завоевала ряд призов на 67-м Венецианском кинофестивале.

Теперь «Уроки русского» — самостоятельное издательство. По словам Олега Зоберна, кроме прозы, если всё пойдёт по плану, «Уроки» будут издавать стихи и сказки.

Во дни, когда особенно ясно становится, что винтовка — это праздник, появление нового гуманитарного издательства — это, конечно, отдельная большая радость.

Значит, всё правильно.
С чем нас всех и поздравляю.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире