17:32 , 25 октября 2018

Как челябинские чиновники убивают публичные слушания

В последнее время жанр публичных слушаний по тем или иным вопросам жизни Челябинска получил второе рождение. И связано это, в первую очередь, с изменением отношения горожан. Появился неподдельный интерес к обсуждению значимых для нашего города вопросов и устойчивое желание принимать в этом обсуждении личное участие. 
Однако характер проведения публичных слушаний (точнее, их организации городскими чиновниками) остаётся прежним. А именно — имитационным. То, как проходят слушания, показывает истинное отношение представителей челябинской администрации к гражданам: для чиновников слушания — это не способ посоветоваться с горожанами, обсудить вопросы градостроительной политики и прийти к компромиссу, а лишь неприятная формальная процедура, без которой они с удовольствием бы обошлись, но закон не позволяет. Само же решение по любому вопросу уже заранее принято в высоких кабинетах, остаётся лишь «пропихнуть» его сквозь процедуру слушаний.  
Примерами такого подхода служат публичные слушания по проекту строительства часовни в сквере напротив ЮУрГУ (11 октября) и слушания по вопросу вырубки и строительства на территории челябинского городского бора, которые должны были состояться сегодня (изначально речь шла о строительстве дельфинария, теперь — автомобильной парковки). В обоих случаях пришедшим на обсуждение челябинцем не дали возможности даже проголосовать по этим вопросам. Вопрос по часовне был передан в ведомство комиссии по градостроительству (которая, разумеется, моментально одобрила этот скандальный проект), а решение по бору просто отложено на неопределённый срок («проект будет доработан, после чего объявим новые слушания по нему»). 
Невооружённым взглядом прослеживается такая бюрократическая логика: 
  1. Перед лоббистами того или иного проекта в городской администрации стоит задача соблюсти формальную процедуру и провести проект через слушания. Для этого нужно, чтобы, в идеале, о предстоящих слушаниях общественность ничего не знала, на обсуждение пришли только «свои», которые «без шума и пыли» одобрят любой проект. 
  2. Если общественники всё же узнают про слушания, информируют горожан и те массово приходят на них, возникает вероятность того, что результатом слушаний будет совсем не то решение, которое нужно чиновникам. 
  3. Тогда организаторы слушаний под формальным предлогом отменяют голосование, либо перенося его на неопределённый срок, либо вообще отнимая у горожан право проголосовать по вопросу, как это произошло в случае с проектом часовни. 
Стоит ли говорить, что эту последовательность действий махинаторы во власти могут прокручивать снова и снова — до тех пор, пока не будет получено «нужное» решение. 
Таким образом формируется ключевое противоречие: у общества есть чёткий запрос на участие в принятии решений, касающихся жизни города, а чиновники не только не могут его удовлетворить, но и делают всё возможное, чтобы «отодвинуть» горожан от принятия каких-либо решений. По сути сама идея публичных слушаний выхолащивается, а смысл процедуры исчезает. 
Но напрасно местные бюрократы думают, что гражданское общество будет покорно терпеть, как его демонстративно «возят мордой по столу». Уверен, челябинцы не забудут и не простят такого отношения. Как они ответят — вопрос открытый. Но существует, как минимум, одна болевая точка региональной власти, на которую южноуральцы непременно нажмут — выборы 2019 года. И их результат будет куда менее предсказуемым и куда более неприятным для власти, чем результаты фиктивных «публичных слушаний».


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире