Благотворительный фонд «Арифметика добра» провел первую выездную детско-родительскую школу в рамках работы программы «Консультационный центр «Всегда рядом». Тема — «Эффективное общение между родителями и детьми».

11-13 декабря 2015 года благотворительным фондом «Арифметика добра» была проведена первая выездная детско-родительская школа. Она стала логическим продолжением серии мероприятий проекта «Подросток», который начал свою работу в рамках благотворительной программы «Консультационный центр «Всегда рядом» в  октябре 2015 года. В ходе реализации проекта были проведены лекции и семинары-практикумы для приемных родителей, воспитывающих детей подросткового возраста. А для детей от 11 до 17 лет был организован цикл из 10 тренингов эффективного общения.

Участниками первой выездной детско-родительской школы стали 7 приемных семей, из них 8 взрослых и 13 детей. Приемные дети могут быть разными, отмечает Наталия Мишанина, руководитель психологической службы фонда «Арифметика добра»: большими и маленькими, живчиками и медлительными, здоровыми и с особенностями развития, покладистыми и со сложным характером, но есть нечто общее для любого приемного ребенка. Это ребенок, который в начале своей истории пережил травму, боль, разлуку. И ему надо как-то с этим справиться. А приемным родителям надо ему в этом помочь, а сначала — самим осознать и принять ребенка таким, какой он есть.

«Очень часто родители сталкиваются с проблемами в общении со своими детьми-подростками, но каждый родитель может выстроить нормальные отношения с ребенком. Зачастую это требует смелости, открытости, мудрости, помощи психологов и поддержки близких, — отмечает Наталия Мишанина. — Выездная детско-родительская школа создана нами для укрепления детско-родительских отношений в приемных семьях с детьми подросткового возраста через усвоение эффективных способов общения. Первый опыт показал, что такие мероприятия нужны родителям, они помогают сплотиться и приобрести семьям ценный опыт совместной деятельности, активного слушания и безусловного принятия».

Работа первой выездной детско-родительской школы началась со знакомства семей. Рассказы приемных родителей о себе и своих детях в чем-то разнились, а в чем-то были похожи. Во время пребывания в детских домах ребята переживали много трудностей. У одного из них долгое время была депрессия, он признавался, что не хотел жить, но вместо помощи специалисты детского дома просто отправляли ребенка в клинику. «Мне запрещали плакать 1,5 года. Говорили, что, если заплачешь, мы  тебя в «дурку» отдадим», — рассказывал мальчик. «Запрет на проявление эмоций и чувств — очень опасное давление»,— отмечают психологи фонда «Арифметика добра». Другой мальчик страстно хотел семью, сам просил всех взять его домой, но при этом адаптация в семье проходила очень долго, почти 4 года, — ребенок боялся, что его вернут в детский дом. Часто дети, действительно, даже  не хотят в семью — или не понимают, хотят или нет. Наталия Мишанина отмечает: ребенку важно ощутить, что в семье ему безопасно, что все его принимают и доверяют ему. Если ребенок ощутил опору и доверился приемным родителям, то можно говорить о том, что адаптация в семье уже произошла.

Во время выездной детско-родительской школы для родителей были проведены занятия в «Школе эффективных родителей», а для детей — тренинги в «Школе креативных детей». Кроме того, приемные семьи посетили и совместные интерактивные тренинги, игры и квесты.

Например, психологи провели с участниками выездной школы необычную игру под названием «Ночь Триффидов». Все участники с повязками на глазах попадают в необычную ситуацию. История игры гласит, что инопланетяне ослепили землян, и только когда команда найдет ключ и раскроет все секреты, людям снова вернется зрение и они будут освобождены. Игроки — взрослые и дети — ощущали себя в такой обстановке по-разному. Вот некоторые впечатления взрослых: «Сначала было неспокойно, потом появилась цель. Были единомышленники, а были неуправляемые люди, которые стали мешать и раздражать. В какой-то момент показалось, что ничего не получится, и в этот момент как раз и нашелся ключ игры». «Я совсем не размышляла, как я выгляжу со стороны. Был момент тревоги за дочку, что ее затопчут. Когда объявили, что среди нас предатель, я собрала всю семью вокруг себя. И сразу стало спокойно, и уже сама игра не так интересовала». «Рядом были жена, дочки. А мальчишки ушли «за добычей»». Кто-то эмоционально закрывался, игра была непонятна, и участвовать в ней не хотелось.

А вот ощущения детей: «Мы с мамой нашли коробку с секретом, а  потом сели у стены вместе. Так я чувствовала себя под защитой». «Мне было не страшно, потому что я сидела у папы на плечах».

Наталия Мишанина отмечает, что эта игра показывает тактики взаимодействия и стратегии выживания. Сразу выявились лидеры — и среди взрослых, и среди детей. Было видно, как родные семьи объединяются. Более старшие дети были смелее, изучали территорию. Кто-то прятался, кто-то паниковал. Подобные игры помогут психологам фонда разобраться во взаимоотношениях взрослого и ребенка и потом дать семьям нужные рекомендации, разобрать уже в деталях на индивидуальных консультациях сложные ситуации, которые они наблюдали.

Не менее важен был и проведенный мастер-класс, отдельно для детей и родителей. Каждая группа делала подарки друг для друга. В завершении мастер-класса взрослые и дети обменялись своими поделками. Взрослые показали, как нужно дарить подарки, и какие слова при этом говорить, а дети повторяли пример взрослых. «Для детей, долгое время воспитывавшихся в детском учреждении, важно научиться отдавать, ведь у них в опыте формировалось лишь желание получать и потреблять. В таких упражнениях дети приобретают опыт одаривать других»,— отмечает Наталия Мишанина.

За время работы школы состоялась еще одна игра «Тигры и кролики», где взрослые и дети, по очереди, становились то сильными и злобными, то трусливыми и беззащитными. Тигры нападали, а кролики убегали, стараясь не попасть к ним в лапы. «Это упражнение помогает детям и взрослым избавиться от накопившейся агрессии и легально проявить свои чувства. В игровом пространстве можно как следует порычать, позлиться, наказать свою жертву», — отмечают психологи фонда.

Самым чувственным упражнением стало «Скажу тебе на ушко». На  фоне звучащей музыки, родители могли на ушко нашептать слова, предназначенные своему ребенку. И снова дети смогли получить опыт того, как можно говорить нежные, ласковые слова. Когда дети начали нашептывать в ответ что-то своим приемным родителям, в аудитории создалась атмосфера необычайно теплая и светлая. На на лицах родителей отразилось счастье, многие не могли сдержать слез. Наши подростки учились проявлять свою любовь.

А на следующий день был намечен квест «Семейное приключение». Ничто так не сближает и ни сплачивает, как поиск заданий, их совместное выполнение, желание помочь своей команде. Командами были приемные семьи всем своим составом. Участие принимали 8 команд. Сами придумали себе названия: «Тинэйджеры», «Пепси-кола», «Солнечные девочки». Проигравших, конечно же, не было, но  осталось много впечатлений от совместного стремления к победе.

По окончании первой выездной детско-родительской школы все участники получили сертификаты и памятные подарки. Участники тренинга надеются на то, что такой новый формат работы станет хороше традицией.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире