Именно такими словами на минувшей неделе называли нас некоторые «уважаемые» СМИ, комментируя решение Министерства просвещения частично заменить бумажные учебники на электронные к 2020 году.

Вокруг Московской электронной школы в последнее время информационный ажиотаж. В интернете то и дело появляются статьи, якобы разоблачающие «великий заговор Москвы» против «традиционного, некогда лучшего в мире русского/советского образования».

«Антиконституционная цифровизация», «опаснейшая, не апробированная ни учителями, ни родителями технология», «мечты либер-глобалистов в виде отказа от традиционной шкалы оценок» — это те немногие эпитеты, которыми описывают «подготовленные» журналисты проект МЭШ.

Откровенно говоря, лично мне читать это смешно. Но я понимаю, что у людей, не знакомых на практике с функционалом Московской электронной школы, не погруженных в деятельность ДИТ и ДОгМ в части внедрения новых технологий в школы, от подобных статей может сложиться некорректное мнение о том, что действительно сейчас происходит в московском образовании. И, я надеюсь, начнёт происходить в образовании российском.

Расскажу.

1. «Электронные учебники убьют традиционное образование»

Концепция МЭШ предполагает использование учебных материалов, переведённых в цифровой вид. Учебников, тестов, дополнительных учебных материалов, художественной литературы и т.д. Будет ли установлен запрет на работу с бумажными учебниками? Разумеется, нет. Будет ли возможность учителю и ученику выбрать тот формат материалов, который удобнее, современнее и полнее раскрывает материал? Разумеется, да.

Как за 40 минут урока, не выходя из школы, посетить всем классом Лувр? А как увидеть собственными глазами Вирус Зика? А вы знаете, что рюкзак даже младшеклассника весит несколько килограмм? И что делать с тем, что один ребёнок «схватывает налету», а другому нужно объяснять подробнее? А учебник — один! Зато традиционный.

Библиотека электронных материалов — один из базовых элементов МЭШ — это каталог оцифрованных учебников, художественной литераторы, геймифицированных приложений, помогающих легче усваивать материал, сотни тысяч готовых сценариев уроков и ещё больше атомиков — учебных элементов, которые можно использовать для проведения уроков. Именно библиотека позволяет сделать урок разнообразнее, интерактивнее, актуальнее. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, замотивировать быть внимательным на уроке. И, кстати, дать возможность родителям проконтролировать, что проходил ребёнок, повторить с ним пройденный материал, если это необходимо.

2. «Опасная, не апробированная технология»

Проекту МЭШ 2 года.

Более 50 000 учителей Москвы используют такие элементы Московской электронной школы как Электронный журнал, Библиотека электронных материалов.

Почти один миллион родителей используют Электронный дневник, сервис Проход и Питание.

Более 900 000 учеников получают оценки в Электронном дневнике.

Более чем в 100 московских школах (а это более 750 зданий) уже год работает полный комплект МЭШ — интерактивная панель, школьные серверы, высокоскоростной беспроводной интернет, ноутбуки для учителей, дополнительные инструменты (например, планшеты для детей).

За два года проведены десятки исследований с пользователями — удобство пользования электронным журналом, дневником, библиотекой; достаточность функционала МЭШ; преимущества и недостатки проекта и т.д.

Регулярно проводятся рабочие встречи с учителями для сбора обратной связи.

Произведено уже несколько тысяч доработок функционала и интерфейса под требования учителей и родителей. И я благодарен московским учителям за неравнодушное отношение к проекту. За адекватную критику, за комментарии, за рекомендации. И, конечно, за слова поддержки, которые мы слышим теперь уже все чаще и чаще.

При такой статистике технологию МЭШ никак нельзя назвать не апробированной. Все еще несовершенной – возможно. Но в мире, где изменения происходят не просто каждый день, а ежечасно, идеальной системы не существует. Именно поэтому работы по проекту идут ежедневно. И ставить финальную точку мы не собираемся.

3. «Чиновники внедряют МЭШ, а москвичи против»

Изменения пугают. Выходить за рамки комфорта не нравится никому. Привычное и знакомое всегда воспринимается более безопасным, чем потенциально интересное новое.

Московская электронная школа — это не просто проект, который меняет процесс обучения. Это сложности, с которыми сталкиваются пользователи, так сказать, на бытовом уровне или от недостатка навыков, или от недостоверной информации.

Кто-то не пользовался до сих пор компьютером, кто-то боится нажать «не ту кнопку». Многие либо не умеют печатать, либо делают это очень медленно. Не знают, что такое «логин» и «пароль». В том числе и таким вещам нам приходится учить как учителей, так и родителей, подтягивать их уровень пользования ИТ, чтобы все возможности МЭШ стали доступны.

Проще ли было отказаться от затеи и ничего не делать? Продолжать учить современных детей, которые уже в 4 года знают, что такое ютьюб, а в 10 имеют собственные аккаунты в соцсетях, в тех — советских — школах? Риторический вопрос.

Чтобы оставаться на месте, нужно быстро бежать. Мое мнение — уже сейчас мы бежим недостаточно быстро. Существующие технологии можно и нужно использовать активнее. Не хочу говорить банальные вещи, но с каждым годом современные дети все меньше похожи на детей советского времени. Наша задача — дать им лучшее, из того нового, что появилось сейчас, сохранив самое ценное, что было тогда.

И в этом смысле МЭШ — это современные технологии, которые могут усилить «некогда лучшее советское образование», вернув ему мировое признание.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире