arermolaev

Артем Ермолаев

05 сентября 2018

F

На прошлой неделе совместно с партнерами – Яндексом, ЦРТ и NAUMEN – мы презентовали результаты исследования о применении цифровых технологий в работе городских контакт-центров мегаполисов мира.

Исследование получилось масштабным. На первом этапе мы рассмотрели КЦ из 50 ведущих и наиболее технологически развитых мегаполисов мира, а для более глубокого анализа отобрали 20 с наиболее крупными контакт-центрами.

Что анализировали? Работа велась по пяти блокам параметров: жизненные ситуации, каналы взаимодействия «город-житель», количественные показатели эффективности КЦ, базовый функционал и применение сквозных цифровых технологий.

Ознакомиться с материалами исследования можно здесь.

Для чего мы проводили исследование? Чтобы понять, где в системе координат находится КЦ Москвы. Мы много вкладываем в развитие электронных сервисов и активно наращиваем каналы коммуникации с пользователями. Однако, именно КЦ до сих пор является основной точкой контакта москвича с Правительством – в среднем на его линии поступает около 3 млн вызовов в месяц. Поэтому нам было важно выявить объективные сильные и слабые стороны нашего КЦ и определить перспективные цифровые технологии, внедрение которых позволит нам повысить удобство обслуживания для жителей и эффективность работы.

Результаты исследования нас порадовали. Из сводной таблицы ниже видно, что только Москва и Нью-Йорк входят в ТОП-25 лучших КЦ мира по 4 из 5 показателям.

2974790

Чем гордимся мы?

1. Среди всех городов, рассмотренных в исследовании, только КЦ Москвы и Сеула решают вопросы по всем 12 жизненным ситуациям, среди которых справочная информация, подача жалоб и предложений, получение коммунальных услуг, дорожное движение, здравоохранение, образование и т.д.

2. Время ожидания ответа оператора в Москве выше среднего по миру, что безусловно является нашей зоной роста, но при этом московский КЦ входит в число лидеров по удовлетворенности граждан обслуживанием.

3. Только городские КЦ Москвы и Нью-Йорка используют в своей работе максимальное количество сквозных цифровых технологий, среди которых омниканальность, робот-оператор, идентификация личности и распознавание эмоций по голосу, анализ больших данных и другое.

Кстати, о роботе-операторе. В своих интервью я часто заявляю, что наша задача – максимально заменить чиновников технологиями. Для чего? Чтобы исключить человеческий фактор. Чтобы сделать рутинные процессы более быстрыми и прозрачными. Чтобы экономить городской бюджет, в конце концов. И КЦ – это то место, где виртуальный оператор как нельзя лучше может решить все обозначенные задачи.

Сейчас виртуальный оператор в московском КЦ обрабатывает только 10% входящих звонков, но потенциал к росту огромен.

Чем хорош виртуальный оператор?

Первое – он может работать 24х7, ему не нужны перерывы на отдых и выходные, у него не бывает плохого настроения, он всегда на 100% ориентирован на то, чтобы помочь обратившемуся. Ему не нужно рабочее место!

Второе – он самообучаем. Сейчас виртуальный оператор московского КЦ может ответить на 62 вопроса. Уже сейчас он распознает естественную речь позвонившего, понимает такие специфические слова как «коммуналка», «жировка», «тачка». Каждый день он «прокачивается» все больше и больше.

Третье – может быть интегрирован с любыми системами, а значит почти мгновенно получать актуальную информацию из баз данных – о задолженностях, штрафах, готовности патентов, статусу записи ребенка в кружок, расписанию терапевта и т.д.

Закономерный вопрос – при всех преимуществах, почему всего 10% звонков? Потому что граждане бросают трубку, когда слышат, что их обслуживает «робот».

Почему, при этом, я уверен, что потенциал у данной технологии огромен? Спасибо нашему исследованию, которое показывает устойчивый тренд перетока обращений жителей из голосовых каналов в цифровые. Поэтому наша задача – быть полностью готовыми технологически, юридически и процессно к тому времени, когда жители перестанут бояться роботов, а поймут, что с ними общаться комфортнее и быстрее.

На прошлой неделе опубликовали рейтинг ООН «Индекс развития электронного правительства 2018 года», в рамках которого впервые помимо стран оценивались еще и города. Итог, Москва – лидер среди 40 столиц мира с разных континентов. Обогнала Лондон, Нью-Йорк, Токио, Дубай.
На прошлой неделе мы принимали поздравления. Вместе с тем, мои рассуждения на тему рейтинга не о победе.

Россия заняла 32 место. Да, поднялась на три позиции. Но все еще находится очень далеко от пьедестала. Резонный вопрос – что ей мешает? Самое простое ответить – нет денег. «Это вам не Москва, у которой денег куры не клюют».
Однако, давайте посмотрим на критерии, по которым ООН оценивала интернет-сайты правительств:

1. Технология (13 показателей): включает в себя несколько основных признаков веб-сайта, такие как совместимость с браузером, доступность для мобильных устройств, удобство навигации и т. д.

2. Контент (26 показателей): включает в себя наличие на веб-сайте основной информации, например, информация о городских властях, данные о предоставляемых услугах, разделы о здравоохранении, образовании, экологии и т. д.

3. Цифровые услуги (13 показателей): включает в себя множество реализованных электронных услуг, таких как аутентификация на портале, электронные закупки, портал вакансий и т. д.

4. Вовлеченность горожан и использование электронных сервисов (9 показателей): включает в себя механизмы увеличения участия и вовлеченности, такие как обратная связь/подача жалоб, социальные сети, онлайн-обсуждения, анонсы предстоящих онлайн-мероприятий и т. д.

Москва набрала 55 из возможных 60 баллов. И самые высокие оценки получила по критериям «контент» (26 баллов из 26) и «вовлеченность граждан» (9 баллов из 9).
И вот о чем мои рассуждения.

Несколько лет назад Правительство Москвы приняло решение вовлекать москвичей в свою деятельность. Были разработаны сервисы электронной демократии «Активный гражданин» и «Наш город», запущена краудсорсинговая платформа для совместной с жителями генерации идей о развитии города и их обсуждения. Мы существенно нарастили каналы сбора обратной связи от населения. Вышли в социальные сети, начали проводить исследования, делать замеры удовлетворенности работой реализованных сервисов, проводить онлайн-встречи с москвичами по разным вопросам, в том числе, проблемным.

И хочу отметить, многое из того, что мы сделали в части электронных сервисов, мы сделали благодаря обратной связи от жителей Москвы. Да, не всегда мы оперативно могли реагировать, реализовывать сервисы. Не всегда в полном объеме, как запрашивали граждане. Порой, с ограничениями, которые связаны и со спецификой работы тех или иных структур, и с неготовностью инфраструктуры, и с менталитетом чиновников. Но тем не менее – прогресс в переводе деятельности правительства в электронный вид есть и, повторюсь, во многом именно благодаря требовательности жителей столицы.

На что жалуются москвичи? Например, на то, что вай-фай в метро недостаточно быстрый. Или о том, что рекламная заставка длинная. А вы знаете, что не в каждой мировой столице вообще в метро есть вай-фай? Или еще одна претензия – почему нельзя припарковывать и распарковывать автомобиль автоматически, списывая деньги с банковской карты? Потому что москвичи часто забывают снять автомобиль с парковки и «попадают на деньги». А вы знаете, в каком количестве российских городов в принципе есть возможность оплатить парковку безналично?

Нашим жителям нужны камеры видеонаблюдения в детсадах, чтобы быть уверенными, что с детьми все хорошо. Нужны умные счетчики, которые сами передают показания воды и электричества, потому что на летний период многие уезжают из Москвы, нужны напоминалки о том, что заканчиваются права (а еще лучше, чтобы права «предзаказались» сами и «доставились» автовладельцу в удобное время). Москвичам нужны нано-технологии и искусственный интеллект, ресурсосберегающие технологии, кастомизация информации и сервисов под потребности конкретного гражданина. В конце концов, москвичам нужен «пульт управления городом» — смартфон с возможностью «настроить город под себя».

К чему я это все? К тому, что истинным драйвером развития Москвы как Умного города является житель – современный и требовательный, который ценит свое время и поэтому «пушит» нас.

Дорогие москвичи, наша победа в рейтинге ООН – это именно наша победа. Не ДИТа, не Правительства Москвы, а жителей и города. Спасибо, что помогаете нам делать Москву лучше, умнее и комфортнее для жизни. Надеюсь, что ваш пример станет заразительным для жителей других регионов. И через несколько лет Россия в целом будет уверено входить как минимум в ТОП-10 умных стран.

Этот текст я откладывал четыре недели подряд. Признаюсь, сомневался, что удастся его написать так, как хотелось бы. С гордостью! Когда не стыдно ни за один день большого события для Москвы и для России – Чемпионата мира по футболу. Сегодня, как говорится, могу себе позволить.
ДИТ в столице отвечает, в том числе, за связь – стационарную, мобильную, wi-fi. Конечно, в тесном сотрудничестве с операторами. Но «по шапке», в случае чего, прилетает нам. Поэтому к мундиалю мы начали готовиться за несколько месяцев. Ключевая задача, которую в этой части поставил нам Мэр, звучала так – «связь должна быть всегда!»

Интернет и сотовая связь
Знаете, сколько трафика потребили москвичи и гости города за месяц чемпионата? 144 Пбайт данных! Как понять, сколько это? Например, это 72 триллиона фоток на Facebook. Или 11 000 фильмов в формате 4К. Или 3 тысячи экземпляров оцифрованного фонда Библиотеки имени Ленина.
Чтобы подобное стало возможно, ДИТ совместно с операторами обеспечили стопроцентное покрытие самыми современными сетями сотовой связи и Wi-Fi стадионов «Лужники», «Спартак», ЦСКА, Фестиваль болельщиков на Воробьевых горах и прилегающие к ним территории. На ключевых объектах максимальная скорость мобильной передачи данных достигала — 260 Мбит/с. Это позволяет скачать видео всего матча в формате HD в течение 4-х минут.
За время проведения ЧМ в Москве не было зафиксировано ни одного серьезного сбоя в работе связи. 7 июля во время матча ¼ финала между сборными России и Хорватии был установлен абсолютный рекорд (!) пиковой нагрузки на сотовые сети в Москве. Предыдущий (традиционный) пик нагрузок отмечался в первые часы новогодней ночи и был меньше в 1,5 раза!
Сейчас я говорю об этом спокойно. Но несколько месяцев назад эти цифры казались сумасшедшими. Откровенно говоря, к некоторым из них мы были не готовы.
Например, на подготовительном этапе мы ориентировались, что фанзону будет посещать 30-35 тысяч человек. Но уже в первый день число зрителей достигало 70 тысяч человек! Мы поняли, что это не предел, и в ту же ночь начали наращивать емкость. В итоге, например, в день матча Россия – Испания 1 июля фанзону посетили 175 тысяч человек! Жалоб на связь в тот день не поступило.
Отдельно расскажу о «Лужниках». Инфраструктура сотовой связи на стадионе не просто технически сложная и затратная для операторов. Она не имеет аналогов в России, а, возможно, и в мире! Потому что сам по себе стадион уникальный! Рекордная вместимость арены – более 80 000 человек. И чтобы обеспечить всех болельщиков связью, нам пришлось справиться с непростой архитектурой, множеством радионепрозрачных стен и перекрытий, а четырем независимым операторам – построить свои линии связи.
В итоге мы построили 15 аппаратных, разместили там 140 базовых станций, которые обеспечили покрытие стадиона 650-ю антеннами. Вокруг стадиона по маршрутам следования болельщиков было установлено более 50 внешних базовых станций на крышах зданий и осветительных опорах. Это самое плотное в России размещение базовых станций – около 200 БС на 1 кв.км., которое выдерживает нагрузку в 150 000 абонентов одновременно.
Надеюсь, нам удалось добиться главного – обеспечить высокоскоростной и качественной связью требовательных и продвинутых болельщиков со всего мира и доказать, что бесплатный интернет может быть высокоскоростным. И недорогим! Напомню, что стоимость мобильного интернета в Москве в 3-4 раза меньше, чем в Лондоне и в 5-8 раз ниже нью-йоркской цены. Показательно, что приезжая в Москву, зарубежные гости массово покупали и пользовались сим-картами российских операторов.
Кстати, мы не просто открыли зарубежным фанатам доступ к сети Moscow_WiFi_Free по паспорту болельщика. Мы разработали памятку по информационной безопасности, где дали перечень официальных сетей Wi-Fi, настоятельно рекомендовали не подключаться к неизвестным сетям, отключить функцию автоматического подключения и быть осторожнее с онлайн-покупками.
Да, во многом именно чемпионат мира помог нам в части связи преодолеть еще один лестничный пролет к будущему, о котором мы мечтали и к которому уверенно шли. Разумеется, мы не ставили цель удивить гостей чемпионата, нам было важно не разочаровать их. Ведь хорошая связь – то, что все мы давно заслужили.

Тысячи зорких глаз
Однако ДИТ не только помогал болельщикам делиться радостью от побед своих команд, но и заботился об их безопасности, работая рука об руку со службами безопасности.
В Единый центр хранения и обработки данных (ЕЦХД) были интегрированы видеокамеры стадионов «Спартак» и «Лужники», фан-зоны на Воробьевых горах и другие «захваченные футболом» столичные территории.
Только в «Лужниках» на стадионе и прилегающей территории за порядком следили 3276 камер видеонаблюдения. Это, в том числе, 126 камер на станциях метро «Спортивная», «Воробьевы горы», «Фрунзенская», «Парк культуры», «Университет» и «Ломоносовский проспект». При этом 61 камера наблюдала за подземными пешеходными переходами и подэстакадным пространством.
На «Спартаке» и вблизи стадиона работали 619 камер. Не остались без внимания подземные переходы, остановки и ближайшие станции метро – «Спартак», «Тушинская», «Щукинская». А фан-зону на Воробьевых горах обслуживали 393 камеры.
Срок хранения информации с камер видеонаблюдения, имеющих отношение к инфраструктуре ЧМ, был продлен до 40 суток.
Камеры видеонаблюдения позволили нам решить целый ряд важнейших вопросов: следить за загрузкой и выгрузкой стадионов, безопасностью во время проведения мероприятий, перекрытиями улично-дорожной сети и направлениями движения болельщиков во время массовых гуляний в городе, деятельностью городских служб, волонтеров, оперативного перераспределения сил и средств силовых структур и реагирования на внештатные ситуации. Это, в свою очередь, позволяло оперативно принимать решения и координировать деятельность всех заинтересованных структур.

Преступникам не место на трибуне
Очевидно, что мероприятия подобного масштаба требуют особо пристального внимания со стороны правоохранительных органов. Но в том же время, их работа не должна портить праздник людям.
На ЧМ мы в очередной раз попробовали в действии сервис видеоаналитики, над которым работаем уже не первый год. Какие задачи решал сервис:
1. Точный подсчет численности зрителей на каждой площадке. Благодаря сервису мы знаем, что за все время проведения чемпионата территорию, например, Фестиваля болельщиков посетило 1,9 млн человек.
2. Оперативная помощь сотрудникам полиции, досматривающим посетителей. Им было выдано более 50 специальных смартфонов. При попадании в объективы камер лиц, схожих с лицами из баз розыска, на устройства приходили оповещения. В результате удалось задержать 98 лиц из баз правоохранительных органов, в том числе 12 лиц, числящихся в федеральном розыске.

Чемпионат мира по футболу стал для Москвы незабываемым и очень важным событием. Просматривая соцсети сегодня я замечаю, что многие сетуют – праздник ушел и в Москве ничего не осталось. Не соглашусь. Помимо гордости за наш город, теплых воспоминаниях об этом ярком летнем месяце, в Москве останется сильная инфраструктура связи, как минимум и полученный интенсивной работой опыт для будущего развития города.

Недавно мы провели исследование – изучали восприятие москвичами информационно-технологического уровня Москвы. Проще говоря, спрашивали, — «Москва – Умный город?». Ответы, надо сказать, порадовали, потому что жители столицы в большинстве своем отвечали, мол, да, Москва заметно «умнеет».

Отмечали и достаточно высокий уровень доступности информации в городе (официальные порталы, sms-информирование граждан, инфостойки, рассылки), и развитие цифровой среды (доступы в интернет в метро и на улицах, электронные очереди даже в гос.учреждениях, паркоматы). Но представление жителей именно об «умности» города немного нас удивило.

Неотъемлемыми характеристиками умного города москвичи назвали мультифункциональность (говоря о портале мос.ру и МФЦ), мобильность (при чем речь шла не столько о мобильных приложениях, сколько в принципе об электронных услугах, которые можно получить «даже в мобильном телефоне») и забота о здоровье жителей (отмечая новые спортивные зоны в парках, велодорожки, велопрокат и т.д.).

При этом все эти характеристики, по мнению жителей столицы, всего лишь начало пути к умному городу. «А что тогда все-таки умный?» — уточняли мы. «Ну, как за границей!» — был нам ответ.

Последние два года ДИТ очень плотно общается с мировым сообществом. Мы не только «показываем» Москву, рассказывая о своих достижений. Мы изучаем «а как у них?», сравниваем, примеряем на себя, обмениваемся опытом. И, надо сказать, что Москва на арене мировых мегаполисов выглядит очень достойно.

Чтобы не быть голословным, вот примеры:

1. международный рейтинг Foreign Direct Invest Intelligence(Financial Times Group) поставил столицу на первое место среди городов Восточной Европы и шестое место в мире среди других 301 городов будущего.

2. в исследовании международной консалтинговой компании McKinsey Global Institute Москва заняла первое место среди городов Европы по степени осведомленности жителей о смарт-решениях и уровню их использования. И второе место по количеству digital приложений для горожан, уступая лишь Лондону.

К слову, наш город уже несколько лет регулярно входит в топ-5 самых развитых в части информационных технологий в разных отраслях городов мира.

В мае этого года в Москве прошло заседание Международного клуба городских лидеров Сonnected Cities 2020. Эксперты в области умных городов со всего мира — Сингапур, Дублин, Амстердам, Турин, Лион, Кейптаун и т.д. – приехали у нам, чтобы рассказать о своих достижениях в области умных городов, а также обсудить стратегию Умный город Москва 2030.

Обсуждение стратегии прошло достаточно бурно и продолжалось после мероприятия со всеми членами 20-ки. Особенно жаркой дискуссия была в части введения «цифрового двойника» горожанина. Совместно с коллегами мы пытались найти решение, как, с одной стороны, перевести максимально возможное количество услуг и сервис в электронный вид, но при этом сохранить анонимность действий в цифровом мире. Как видите, вопрос «большого брата» волнует не только обычных граждан, но и ИТ-специалистов. В этот раз мы не нашли идеальное решение. Но определили вектор движения в данном вопросе. Работы будем продолжать.

Не буду лукавить и заявлять, что наша стратегия единодушно была принята мировым сообществом позитивно. Нет. Была и «ложка дегтя» в обсуждении, и адекватная критика. За что нам досталось:

1. Виртуальное пространство Москвы должно быть удобным и умным не только для москвичей, но и для иностранца\гостя Москвы. Коллеги заметили,что сейчас иностранцу достаточно тяжело ориентироваться в виртуальной Москве. Признаем свою недоработку. В течение дня в час пик в Москве находится до 20 млн человек. При этом всего москвичей в городе проживает чуть более 12 млн человек. Конечно, при такой ситуации ориентация на гостей столицы, в том числе иностранных, должна быть выраженнее.

2. Государственный и городской маркетинг страдает. Коллеги заметили, что мы не умеем рассказывать жителям про наши услуги и сервисы . Не умеем привлечь внимание жителей и, в результате, не получаем ожидаемой активности в их использовании. Нам нужно учиться «продавать» электронные сервисы, тем более, что они и правда способны сэкономить время москвича на более важные дела.

3. Над цифровой безбарьерной средой нужно продолжать работать. При всём богатстве цифровых услуг, в Москве все еще мало проработаны специализированные цифровые сервисы для людей с ограниченными возможностями.

Радует тот факт, что в целом стратегия «Умный город 2030» была поддержана коллегами и сразу несколько городов попросили разрешение на полное ее копирование. Хоть и признавая, что прежде чем приступить к ее реализации, необходимо подтянуть их городской уровень до текущего московского.

Так вот, к чему я сегодня всем этим делюсь. Складывается впечатление, что теперь мы все чаще говорим «у них там лучше» по инерции. Да, не буду спорить, Москве есть к чему стремиться. Многое еще предстоит сделать. И ключевые направления работ мы сейчас как раз и формулируем совместно с ИТ-отраслью в стратегии «Умный город 2030». Но нельзя отрицать, что за последние семь лет, Москва сделала огромный рывок вперед.

Поэтому я уверен, что с каждым годом Москва будет становиться все более умным городом. И когда через несколько лет мы снова спросим москвичей «Скажите, Москва – умный город?», я надеюсь, они ответят – «Самый умный в мире!».

Именно такими словами на минувшей неделе называли нас некоторые «уважаемые» СМИ, комментируя решение Министерства просвещения частично заменить бумажные учебники на электронные к 2020 году.

Вокруг Московской электронной школы в последнее время информационный ажиотаж. В интернете то и дело появляются статьи, якобы разоблачающие «великий заговор Москвы» против «традиционного, некогда лучшего в мире русского/советского образования».

«Антиконституционная цифровизация», «опаснейшая, не апробированная ни учителями, ни родителями технология», «мечты либер-глобалистов в виде отказа от традиционной шкалы оценок» — это те немногие эпитеты, которыми описывают «подготовленные» журналисты проект МЭШ.

Откровенно говоря, лично мне читать это смешно. Но я понимаю, что у людей, не знакомых на практике с функционалом Московской электронной школы, не погруженных в деятельность ДИТ и ДОгМ в части внедрения новых технологий в школы, от подобных статей может сложиться некорректное мнение о том, что действительно сейчас происходит в московском образовании. И, я надеюсь, начнёт происходить в образовании российском.

Расскажу.

1. «Электронные учебники убьют традиционное образование»

Концепция МЭШ предполагает использование учебных материалов, переведённых в цифровой вид. Учебников, тестов, дополнительных учебных материалов, художественной литературы и т.д. Будет ли установлен запрет на работу с бумажными учебниками? Разумеется, нет. Будет ли возможность учителю и ученику выбрать тот формат материалов, который удобнее, современнее и полнее раскрывает материал? Разумеется, да.

Как за 40 минут урока, не выходя из школы, посетить всем классом Лувр? А как увидеть собственными глазами Вирус Зика? А вы знаете, что рюкзак даже младшеклассника весит несколько килограмм? И что делать с тем, что один ребёнок «схватывает налету», а другому нужно объяснять подробнее? А учебник — один! Зато традиционный.

Библиотека электронных материалов — один из базовых элементов МЭШ — это каталог оцифрованных учебников, художественной литераторы, геймифицированных приложений, помогающих легче усваивать материал, сотни тысяч готовых сценариев уроков и ещё больше атомиков — учебных элементов, которые можно использовать для проведения уроков. Именно библиотека позволяет сделать урок разнообразнее, интерактивнее, актуальнее. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, замотивировать быть внимательным на уроке. И, кстати, дать возможность родителям проконтролировать, что проходил ребёнок, повторить с ним пройденный материал, если это необходимо.

2. «Опасная, не апробированная технология»

Проекту МЭШ 2 года.

Более 50 000 учителей Москвы используют такие элементы Московской электронной школы как Электронный журнал, Библиотека электронных материалов.

Почти один миллион родителей используют Электронный дневник, сервис Проход и Питание.

Более 900 000 учеников получают оценки в Электронном дневнике.

Более чем в 100 московских школах (а это более 750 зданий) уже год работает полный комплект МЭШ — интерактивная панель, школьные серверы, высокоскоростной беспроводной интернет, ноутбуки для учителей, дополнительные инструменты (например, планшеты для детей).

За два года проведены десятки исследований с пользователями — удобство пользования электронным журналом, дневником, библиотекой; достаточность функционала МЭШ; преимущества и недостатки проекта и т.д.

Регулярно проводятся рабочие встречи с учителями для сбора обратной связи.

Произведено уже несколько тысяч доработок функционала и интерфейса под требования учителей и родителей. И я благодарен московским учителям за неравнодушное отношение к проекту. За адекватную критику, за комментарии, за рекомендации. И, конечно, за слова поддержки, которые мы слышим теперь уже все чаще и чаще.

При такой статистике технологию МЭШ никак нельзя назвать не апробированной. Все еще несовершенной – возможно. Но в мире, где изменения происходят не просто каждый день, а ежечасно, идеальной системы не существует. Именно поэтому работы по проекту идут ежедневно. И ставить финальную точку мы не собираемся.

3. «Чиновники внедряют МЭШ, а москвичи против»

Изменения пугают. Выходить за рамки комфорта не нравится никому. Привычное и знакомое всегда воспринимается более безопасным, чем потенциально интересное новое.

Московская электронная школа — это не просто проект, который меняет процесс обучения. Это сложности, с которыми сталкиваются пользователи, так сказать, на бытовом уровне или от недостатка навыков, или от недостоверной информации.

Кто-то не пользовался до сих пор компьютером, кто-то боится нажать «не ту кнопку». Многие либо не умеют печатать, либо делают это очень медленно. Не знают, что такое «логин» и «пароль». В том числе и таким вещам нам приходится учить как учителей, так и родителей, подтягивать их уровень пользования ИТ, чтобы все возможности МЭШ стали доступны.

Проще ли было отказаться от затеи и ничего не делать? Продолжать учить современных детей, которые уже в 4 года знают, что такое ютьюб, а в 10 имеют собственные аккаунты в соцсетях, в тех — советских — школах? Риторический вопрос.

Чтобы оставаться на месте, нужно быстро бежать. Мое мнение — уже сейчас мы бежим недостаточно быстро. Существующие технологии можно и нужно использовать активнее. Не хочу говорить банальные вещи, но с каждым годом современные дети все меньше похожи на детей советского времени. Наша задача — дать им лучшее, из того нового, что появилось сейчас, сохранив самое ценное, что было тогда.

И в этом смысле МЭШ — это современные технологии, которые могут усилить «некогда лучшее советское образование», вернув ему мировое признание.

Итак, уже два месяца ДИТ совместно с отраслевым сообществом работает над цифровой стратегией Москвы до 2030 года. О том, как идет процесс, рассказывать не буду. Разработка программы впервые (!) идёт публично, участвовать или просто наблюдать можно тут. В процессе принимают участие все органы городской власти, а также более 15 тысяч отраслевых экспертов из 1000+ компаний.

Зачем мы пишем стратегию? Потому что хотим создать по-настоящему удобный город. В котором будет безопасно и комфортно жить, интересно учиться и легко зарабатывать, оставаться здоровым и интересно проводить свободное время. В этом мы видим суть «Умного города». А соврменные цифровые технологии – неотъемлемая часть достижения всего вышесказанного.

Меньше чем через месяц прототип стратегии будет выложен на crowd.mos.ru для публичного обсуждения жителями. И вот тут предвижу комментарии о том, что мы космонавты и предлагаем то, чего не будет никогда. Потому что этого никогда не будет и точка.

Совместно мы сформулировали девять принципов новой стратегии. Да, в том числе отталкиваясь от прогнозов футурологов, но, вместе с тем, основываясь на опыте и мнении экспертов (в том числе мировых) в различных областях. И признаюсь, лично мне ни один из принципов не кажется заоблачным.

Принцип 1. Умный город для человека

Что такое умный город по мнению жителей, бизнес-сообщества и органов исполнительной власти? Опрос показал, что ключевыми признаками «умности» города респонденты называют – экономию времени, комфортное и безопасное проживание, прозрачное и технологичное взаимодействие с городом, синхронизация процессов между всеми участниками (город, бизнес, житель).

По сути, цифровые решения создают новые потребительские свойства для всем привычных объектов или действий. Наши дома, квартиры, дороги, документы – получают удобные и комфортные для всех горожан и гостей столицы способы взаимодействия. Мы все уже привыкли, что сервисы по заказу такси незаметно присутствуют с нами и делают доступным, удобным и комфортным такой вид перевозки. А ведь всего 3-4 года назад о такой возможности трудно было мечтать. Использование цифровых технологий сделало революцию в городских перевозках такси. На очереди – цифровые документы, комфортное обеспечение здоровья, образования, расчетов за жилищно-коммунальные услуги и много другое.

Принцип 2. Участие жителей в управлении городом и использование искусственного интеллекта для решения городских задач

Москва первой в России внедрила сервисы электронной демократии – «Наш город», «Активный гражданин», «Краудсорсинговая платформа». Мы начали общаться с жителями не только через официальный документооборот. Подключили соцсети, чат-боты, онлайн общение на официальном портале Мэра Москвы Мос.ру. Запустили регулярные исследования – уровень удовлетворенности сервисами города, удобство пользования ими, достаточность функционала. Ежедневно проводим мониторинг обратной связи о деятельности всех московских органов власти, систематизируем претензии и комментарии, учимся их отрабатывать.

Всего пять лет назад ничего подобного в Москве не было. Ничего! А теперь основная претензия, например, к проекту «Активный гражданин» — недостаточно интересных тем для голосования. О чем это говорит? На мой взгляд, о том, что мы уже сделали колоссальный рывок – не только технологический, но и ментальный! При чем как на стороне чиновников, так и на стороне жителей.

Поэтому дальше Москва продолжит активно развивать цифровые инструменты открытого диалога между властью, гражданами и бизнесом. Будем использовать блокчейн, искусственный интеллект, совершенствовать платформы сбора мнений горожан, общественного контроля за работой городских служб, проведения электронных референдумов на всех уровнях — от голосования по вопросам управления многоквартирным домом до управления мегаполисом. И вся эта работа опять же не выглядит футуристичной. Нет, это нормальное, логичное движение вперед.

Принцип 3. Искусственный интеллект для решения городских задач

Это один из важнейших принципов всей стратегии. Почему он настолько важен? Потому что именно современный искусственный интеллект будет с москвичами 24 часа в сутки 7 дней в неделю, без выходных и праздников, без плохого настроения или без желания помочь конкретному человеку в конкретной жизненной ситуации.

Мы строим механизм, который будет всегда доступен и сможет использовать все знания о городе и жизни в нем для того, чтобы в каждой ситуации помочь горожанину или гостю Москвы – будь то пред-доставленная услуга или помощь врачу при диагностике широчайшего круга заболеваний, или рекомендательный сервис для родителей выпускников, помогающий оценить предрасположенность ребенка к тому или иному виду деятельности.

Если говорить в масштабах города, то искусственный интеллект поможет градостроительному планированию, контролю трафика и управлению ресурсными сетями.

Принцип 4. Цифровые технологии для создания полноценной безбарьерной среды во всех сферах жизни

«Умный город» — это, прежде всего, город, в котором комфортно каждому. И речь идет как о физическом комфорте (равные инфраструктурные возможности, в том числе для маломобильных граждан, удобная транспортная система, безопасность города), так и о психологическом (таргетированность городских сервисов под профиль жителя с целью экономии времени, возможность индивидуального подхода в здравоохранении, образовании т.д.). Мы считаем важным обеспечить всем горожанам равную доступность, например, музеев – и тут цифровые технологии всем нам в помощь при создании цифровых виртуальных музеев, посещение которых мало чем отличается от физического присутствия. Но, что еще более важно – цифровые технологии помогают людям с ограниченными физическими возможностями находиться в социальной, трудовой среде, не испытывая ни малейшего дискомфорта. Создание удаленных рабочих мест, обеспечение предоставление госуслуг полностью цифровом виде, возможности виртуального присутствия москвичей на важных мероприятиях (МФЦ, поликлиники, уроки, лекции), новые возможности общения – все это должно помочь созданию по-настоящему социальной среды без барьеров и преград для всех москвичей.

Принцип 5. Развитие города совместно с бизнесом и научным сообществом на партнерских взаимовыгодных условиях

Тоже очень важный принцип. Какой-бы ни была «богатой» Москва – создание по-настоящему Умного города невозможно без объединения усилий всех участников, формирующих городскую среду, экосистему, если хотите. Городская власть, конечно же, не в состоянии без активного участия науки в части передовых исследований и решений и бизнеса в части взаимодействия с горожанами и друг с другом создать идеальный оазис. Только совместная деятельность, совместные инвестиции (и здесь я говорю не только про финансовый ресурс, но и про прорывные разработки, про социальную компоненту, про высочайший уровень доступности городской среды) смогут обеспечить развитие города, адекватное поставленной цели.

Принцип 6. Главенство цифрового документа над его бумажным аналогом.

Тут все просто. Бумажный документ должен уйти в прошлое. Как явление. Мы все знаем, что нет ничего страшнее УТРАТИТЬ ДОКУМЕНТЫ. Это катастрофа для обывателя. Потерянные или забытые документы, украденный паспорт или документ о регистрации права на собственность – такие ситуации ставят человека подчас на грань выживания. Мы однозначно намерены уходить от такой ситуации. Бумажный документ должен стать копией цифрового документа, возможно копией, заверенной должностным лицом, но всего лишь копией. Все документы должны быть в цифре. Это должно радикально изменить и упростить сложившуюся систему взаимоотношений как между гражданами и властью, так и между гражданами или бизнесом.

Принцип 7. Сквозные технологии во всех сферах городской жизни.

Все вышеизложенное требует серьезной модернизации технологического уклада. Мы совместно с экспертами определили те технологии, которые сквозным образом будут применяться для обеспечения исполнения перечисленных выше принципов.

BigData и предсказательные модели, персонализация сервисов, внедрение блокчейна в процессы взаимодействия города с жителями и бизнесом, сильная инфраструктура (связь, ЦОД, безопасность), развитие интернета-вещей, использование искусственного интеллекта.

Кстати, все технологии, в том или ином виде, мы используем уже сейчас. Именно поэтому ушли в прошлое очереди в регистратурах поликлиник. Записать ребенка в детсад или 1 класс, оплатить услуги ЖКХ сегодня можно онлайн. В столичном здравоохранении уже в тестовом режиме используем искусственный интеллект для определения онкологии на ранних стадиях, в образовании пробуем решения на базе виртуальной и дополненной реальности. Мы учимся «предвидеть» необходимость смены водительских прав и не просто подсказывать жителю, что пора заняться этим вопросом, а предзаполнить за него необходимые документы и предложить удобное время для посещения ГИБДД. И т.д.

Принцип 8. Отечественные технологии в сфере цифровых технологии

Вполне очевидный принцип. Мы хотим, чтобы город активно использовал передовые разработки наших компаний. Я даже не буду говорить про геополитические риски, они очевидны. Я, скорее, скажу про то, что наши передовые разработки настолько изящны с точки зрения алгоритмов, с точки зрения логики, что их использование в Москве позволит сделать их еще и промышленно устойчивыми и готовыми к применению для широкого круга задач. В общем, мы активно сотрудничаем в сфере разработки с отечественными цифровыми компаниями.

Принцип 9. Зеленые цифровые технологии.

Без них уже никак. Роль цифровых технологии становится настолько серьезной в современной экономике, что пренебрегать экологией нам точно нельзя. Цифровые компании, цифровые производства – являются передовиками экономики. И они должны задавать, в т.ч. экологический тон для всего рынка своим примером. Мы однозначно стремимся сами к экологичной деятельности и формируем соответствующую повестку для всех участников рынка. Сразу возникнет вопрос – и где же у программистов экология? Ответ – прост. Центры обработки данных, которыми можно отапливать дома, а в некоторых случаях кварталы, огромное количество устаревающей техники, при производстве которой используются как драгоценные металлы, так и вредные технологии. Да, в конце концов, бумага, которая становится все менее и менее нужной при работе с цифрой. Все это и много другое объясняет важность девятого принципа нашей стратегии.

Конечно, реализация принципов требуется детального серьезного планирования. Именно этим мы сейчас занимаемся, и будем продолжать готовить план действий в ближайшее время. Приглашаем всех к участию, потому что без активного участия всех заинтересованных участников, стратегия будет неполной.

09 июня 2018

АГ и мошенники

Вчера меня спросили журналисты, в курсе ли мы (ДИТ), что в интернете появились сайты-мошенники, которые маскируются под некоторые государственные сервисы, в частности, проект «Активный гражданин», и воруют у граждан деньги.

Конечно, мы в курсе. Мошенничество в Интернете достигло существенных масштабов. И если раньше так называемый фишинг имел отношение в основном к банкам, то теперь, как мы видим, и другие популярные ресурсы, к которым в Москве относится и АГ, начинают использоваться в махинациях. Все это называется киберспеступностью. Атаки разного рода на московские электронные системы мы отражаем ежедневно, используя многоуровневую систему обеспечения информационной безопасности. Также регулярно проходим аудиты и проверки. Поэтому в надежности собственных сервисов мы уверены. И несмотря на то, что уровень цифровой грамотности россиян растёт каждый год, он, к сожалению, всё ещё недостаточно высок. Это и открывает возможность мошенникам обогащаться за счёт простых людей, придумывая всё новые формы обмана.

Но я хотел бы, как ни странно, поговорить о другом.

Предметом вчерашней информационной волны стал сайт-мошенник http://razvitieregionov.space/#about (к слову сказать, уже заблокированный), который запустил фейковый опрос, ответив на который человек должен был получить денежное вознаграждение. И чтобы получить деньги, человек должен был «активировать свой аккаунт в системе «Активный гражданин», заплатив 170 рублей, а потом снова заплатив от 350 до 1730 рублей уже за «заверение реквизитов», «внесение данных опроса в единый реестр», «оплату страховки перевода» и прочие странные вещи.

По данным международной компании Group IB, которая выявила данную схему, посещаемость сайта-мошенника была от 4500 до 35000 человек в месяц. Разумеется, некоторые посетители приняли участие в опросе и потеряли свои деньги.

И вот с чем связаны мои раздумья:
1. Сайт-мошенник выглядел совершенно иначе, чем сайт «Активный гражданин».
2. На самом сайте «Активный гражданин» ни вчера, никогда ранее не проходило ни одной акции по типу «дарим много денег за опрос» и не была размещена информация о том, что сервис «Активный гражданин» может быть использован для получения денег на сторонних площадках.
3. Ни в одном электронном сервисе Правительства Москвы не взимается плата за «активацию аккаунта», «редактирование информации», «оформление заявки» и т.д.

Это все проверяется за 2 минуты, однако нашлись люди, которые предпочли сразу заплатить деньги за потенциальный крупный выигрыш, чем задуматься, а можно ли доверять незнакомой площадке?

Разумеется, наша задача — постоянный мониторинг интернет-пространства на выявление подобных схем, борьба с мошенниками и повышение грамотности граждан в части информационной безопасности. И я хочу сказать спасибо коллегам из Group IB, которые выявили мошенническую схему, а также журналистам, которые привлекли внимание людей к данному кейсу. Но все же призываю — будьте бдительны! Ведь если кто-то нарисует «100 рублей» на листе бумаге, он не станет деньгами! То же самое с сайтами.

Итого, еще раз хочу обратить ваше внимание. Прежде чем оставлять свои персональные данные, номера банковских карт, логины и пароли и, тем более, переводить кому-то деньги, вспомните о простых правилах информационной безопасности:
1. Обращайте внимание на то, как написан адрес подозрительного сайта.
2. Проверяйте полученную на подозрительном сайте информацию на официальных источниках.
3. Установите антивирус и не скачивайте ничего с подозрительных сайтов низкого качества.
4. Не верьте «желтой рекламе» о крупных выигрышах, предсказаниях и т.д. Это ВСЕГДА неправда!

Я прошу москвичей быть внимательными, не доверять кричащим названиям и посулам получить лёгкие деньги. В столице есть один главный ресурс с сервисами – это Mos.ru. И есть только один «Активный гражданин» — https://ag.mos.ru/. Этот сервис не обещает вам денег и подавно не просит что-либо оплатить.

Если у вас есть вопрос или сомнение, то лучше задайте нам его на страничках ДИТ в социальных сетях.

Не думал, что когда-то буду участвовать в революции. Но вчера один коллега заметил: «На заседании Президиума правительства Москвы ты девять раз сказал, что Москва совершила революцию!» – «Девять раз? Вряд ли!» — подумал я. Потом пересчитал.

За последние несколько лет в Москве произошли заметные изменения почти в каждой сфере. Здрав, образование, ЖКХ, стройка. Такие огромные и неповоротливые, на первый взгляд, отрасли начали разворачиваться в сторону ИТ, внедрять инновации. И происходило это очень стремительно для подобных масштабов. Конечно, без ускорения, которое придавал и придаёт нам Мэр города Сергей Семёнович, такой темп мы бы не взяли. Но сейчас я благодарен за то, что он постоянно создаёт для нас вызовы, ставит сложные задачи. Это драйвит! И даёт результат.

Революция 1: «Цифровое зрение»

ЕМИАСом в Москве уже никого не удивишь. Но в 2011 году, когда мы, по сути, завозили в поликлиники первые компьютеры и учили врачей печатать, вряд ли можно было представить, что через несколько лет очередь в регистратуру для записи к терапевту станет, практически, историческим анекдотом.

Теперь же мы вышли на тот уровень, когда проводим эксперименты с технологией «Цифровое зрение» для ранней диагностики серьезных заболеваний. И показываем объективно хорошие результаты. Настолько, что целый ряд международных институтов (!) просят нас поделиться опытом.

Революция 2: МЭШ

Я не устану повторять, что проект «Московская электронная школа» – это один из важнейших проектов не только ДИТа, но и всего города. Отдаю себе отчет, что много нервов он потрепал участникам. Но изменения, которые сейчас происходят в образовании, по сути, тектонические.

Конечно, огромная составляющая МЭШ приходится на инфраструктуру. Но качественный прорыв сейчас готовится в части образовательного контента. По поручению Мэра мы совместно с Департаментом образования впервые, наверное, за всю историю создали конкуренцию в подготовке качественного учебного материала.

Мы открыли доступ к наполнению одного из главных элементов МЭШ – Библиотеки электронных материалов – всем: учителям, предпринимателям, фрилансерам, студентам. Каждый, кто может создать полезный, интересный, профессиональный продукт, может разместить его в Библиотеке и заработать на этом.

Революция 3: ЖКХ

Упразднить тысячу диспетчерских по всему городу, отключить привычные телефоны, по которым можно было вызвать «дядю Васю сантехника» и запустить Единую диспетчерскую службу. Первое время жители нас разве что не проклинали. Диспетчеры бойкотировали. Никто не понял, зачем мы это сделали? А ответ прост.

Без ЕДЦ, без централизованной системы учета поступления заявок от жителей и их исполнения, невозможно было понять, что на самом деле происходит в многоквартирном доме. Все хранилось на бумажках, в чьих-то записях, а иногда и вовсе «в голове». Теперь мы в режиме реального времени можем видеть, в каком состоянии находится тот или иной дом. Анализируя полный массив поступивших обращений, выявляем системные проблемы в доме, в районе. Можем более взвешенно подходить к планированию капитального и текущего ремонта дома. В перспективе, контролировать качество работы сантехника или плотника при каждом вызове.

Революция 4: Международное признание

Я просто скажу о двух фактах.
Первый. Давосский экономический форум. Проект «Наш город» представлен в двадцатке наиболее удачных проектов в сфере городского управления в сфере ЖКХ. При этом, заявку мы не подавали. Нас выбрало жюри.
Второй. Рейтинг Intelligent Communities (интеллектуальных обществ), который ведется с 1990 года Соединенными Штатами. Москва включена в топ-7 умных городов мира! И это несмотря на текущую ситуацию. И учитывая, что мы, опять же, заявку не подавали.
О чем это? О том, что достижения Москвы в части внедрения информационных технологий стали открыто признавать в мире!

Революция 5: «Активный гражданин»

АГ – это один из самых неравнодушных сервисов Москвы. В том смысле, что именно АГ, как никакой другой госсервис, мы так много и так часто обсуждаем с профссиональным сообществом и жителями. Кажется, что равнодушных по отношению к «Активному гражданину» людей в Москве просто не осталось. Поэтому еще одним беспрецедентным технологичным решением, которое мы внедрили по рекомендации общественности, стал блокчейн в АГ. К слову сказать, идея «посадить АГ на блокчейн» была высказана как своеобразный вызов нам. Мол, «а слабо»?
И теперь Москва – первый в мире город, который создал государственную платформу на основе технологии блокчейн. Теперь федеральные проекты основываются на базе наших решений, в том числе, и проекты Росреестра.

Остальные мини-революции перечислю списком: «Портал поставщиков», который поднял городские закупки у малого и среднего бизнеса на совершенно иной уровень конкуренции по цене и качеству; Связь: Москва входит в десятку крупнейших городов мира по уровню охвата горожан высокоскоростным интернетом, мобильный интернет у нас в пять раз дешевле, чем в Нью-Йорке, в Сингапуре или в Дубае, мы активно готовимся пилотировать 5G; Безопасность: мы не просто развиваем систему видеонаблюдения и видеоаналитики, мы начали делать акцент и на кибербезопасности; и еще одна абсолютная инновация даже для международной общественности – 95% услуг в сфере строительства сейчас полностью переведены в электронный вид.

Казалось бы, прошло всего 5-6 лет с момента, когда мы закупали первые компьютеры. А сегодня уже подошли к той стадии, когда готовы переходить на следующий этап развития – от информационного города к умному.

Вчера мы получили от Мэра новый вызов — прямое поручение: в сотрудничестве с профессиональным сообществом до конца лета 2018 разработать и представить на утверждение детальную стратегию развития цифровой среды под названием «Москва – Умный город».

Госпрограмма методом краудсорсинга — мы так точно ещё не делали! Тем интереснее начать.

Со своей стороны, мы выбрали шесть технологий, которые с высокой степенью вероятности будут применяться в Москве, и шесть основных принципов «Умного города», о которых готовы будем рассказать подробнее в рамках обсуждений.

Приглашаю всех, кто уже работает в сфере технологий или только планирует применять цифровые решения в своем бизнесе, вместе с нами определить и построить будущее Москвы как умного города.

Площадка для этого тут -

В начале месяца Общественная палата проводила круглый стол «Новые электронные инструменты выстраивания диалога между горожанами и властью». Ожидаемо, разговор свелся к обсуждению популярной последние два года темы блокчейна, в частности, что применение данной технологии в электронных сервисах позволит поднять доверие пользователей к этим самым сервисам.

Для нас данное заключение профессионального сообщества не стало новостью. Еще в начале 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин дал поручение ДИТу не просто подробно изучить возможность использования технологии блокчейн в городских электронных услугах, но и применить ее в реальных сервисах. Мы сделали это. О чем в среду и объявил Сергей Семенович на встрече со студентами «Плешки».

В связи с этим, мои мысли.

Сегодня необходимость развития широкого спектра государственных электронных услуг уже никто не ставит под сомнение. Наоборот, опыт Москвы в этом вопросе многим кажется показательным и успешным. Действительно, с момента как мэр поставил нам задачу начать вести прямой диалог с жителями, мы создали несколько крупных проектов — портал mos.ru, «Наш город», «Активный гражданин». Мы также перевели в электронный вид более 160 городских услуг, которыми пользуются граждане.

Однако, даже в Москве, где электронные услуги и сервисы внедрены почти во всех социально-значимых городских отраслях, а ежедневное число пользователей этими услугами — почти один миллион человек, самыми популярными проблемами помимо «не хочу» и «не умею» являются также «не верю» и «боюсь». Причем, это касается как сервисов для обычных, так сказать, граждан, так и для наших профессиональных пользователей. Учителя, врачи, сотрудники сферы ЖКХ — каждый раз мы сталкиваемся с одним и тем же: страхом начать пользоваться новыми электронными продуктами и недоверием к информационным технологиям в целом.

То есть социальный запрос очевиден. В связи с этим, мэр ставит перед ДИТ задачу комплексно — не только постоянно усовершенствовать электронные сервисы, делая их удобнее и полезнее для пользователей, но и работать на снятие барьеров, причем как через популяризацию и обучение, так и за счет использования современных технологических решений. И в этом смысле использование блокчейна было для нас логичным путем.

Коротко для тех, кто не знаком с данной технологией, поясню, что такое блокчейн. Это технология распределённых реестров. Прежде всего она позволяет уйти от привычной централизованной схемы хранения данных — когда вся информация и возможности её изменения находятся в руках одного владельца. Блокчейн обеспечивает возможность хранения данных у всех участников сети, при этом данные группируются в блоки, из которых формируется неразрывная цепочка, которая в свою очередь и гарантирует неизменность и достоверность данных.

Я сознательно упрощаю описание технологии, люди знакомые с блокчейном и так всё это знают, а для большинства жителей короткое резюме: хранение данных в блокчейне гарантирует, что они не будут потеряны или кем-то изменены после того, как они были внесены в систему.

Для пилотного проекта использования технологии блокчейн в государственных услугах и сервисах мы выбрали проект «Активный гражданин». Выбор был сознательным. «Активный гражданин» имеет почти 2 млн пользователей и предназначен для электронных голосований по актуальным городским вопросам. Технология блокчейн сделает «Активный гражданин» максимально прозрачным для любого пользователя. Теперь каждый желающий сможет, используя идентификатор пользователя, доступный в личном кабинете участника «Активного гражданина», проверить наличие и корректность учета его голоса, который хранится в распределенной сети. Как это сделать — ag.mos.ru/blockchain

Для нашего решения мы выбрали платформу Ethereum с открытым исходным кодом. Это значит, что, во-первых, технически подкованный специалист сможет провести аудит кода разработанного решения, во-вторых, это соответствует современным трендам разработки технических решений, применяемых для систем с большим количеством пользователей.

Основным элементом в нашей системе является смарт-контракт, представляющий голосование из «Активного гражданина». Смарт-контракт — компьютерная программа, которая выполняется одновременно на всех узлах блокчейн-сети, обеспечивая тем самым максимальное доверие к результатам ее выполнения. Основная ценность смарт-контракта заключается в том, что его выполнение инициируется пользователем или другим событием в блокчейн-сети и с момента запуска никто не способен повлиять на ход выполнения смарт-контракта.

К моменту запуска сеть развернута на базе узлов в ЦОД Департамента информационных технологий г. Москвы и НИУ Высшая школа экономики. Мы благодарим коллег из Вышки за участие в этом проекте, но приглашаем к сотрудничеству всех желающих. Чем больше независимых участников в сети, которая используется для хранения данных, тем выше ее надежность и уровень доверия к ней. Развернуть узел нашей сети можно даже на домашнем компьютере, для этого вам нужно скачать дистрибутив и воспользоваться инструкцией, которую мы подготовили для опытных пользователей.

Блокчейн — молодая технология, профессиональному сообществу и нам, в том числе, еще предстоит идентифицировать риски, связанные с ее использованием и разработать механизмы управления ими. Именно по причине недостаточной зрелости технологии мы не переводим на неё информационные системы, используемые в работе органов исполнительной власти или портал государственных услуг города.

Предваряя замечания критиков, скажу, что по этой же причине мы не переводим «Активный гражданин» на архитектуру, полностью реализованную на блокчейне, и продолжаем использовать реляционную базу данных и бэкенд как промежуточное звено. Но для нас важно перейти от обсуждения гипотетических применений технологии блокчейн в госсекторе к реальным проектам, проверить стабильность и отказоустойчивость технологии на больших объемах данных.

Если по результатам пилотного проекта мы увидим стабильность работы системы, то следующим шагом будет уход от реляционной базы данных к полному хранению данных в сети блокчейн. Если и этот шаг будет успешен, тогда данную технологию можно будет тиражировать и на другие ИТ-проекты Москвы.

Поэтому отвечая на комментарий Алексея Венедиктова, который прозвучал на вышеупомянутом круглом столе о том, что в первую очередь необходимо установить доверие жителей к самим инструментам коммуникации между населением и властью, скажу коротко — мы осознаем это и уже делаем.

«В связи со случаями нарушения этических норм сторонними разработчиками мобильных приложений электронного дневника, а также для обеспечения максимального уровня информационной безопасности ребенка, мы приняли решения существенно усилить авторизацию при входе родителя и ребенка в сервис «электронный дневник». Поэтому с 1 сентября воспользоваться сервисом дневника можно будет только через авторизацию на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru. Что это значит?

Во-первых, войти в дневник сможет только человек, который прошел полную авторизацию на официальном ресурсе (то есть корректно и достоверно указал свой номер телефона и e-mail и мы смогли его однозначно идентифицировать в базах данных). Во-вторых, для защиты информация о ребенке, а также для защиты ребенка от неэтичной информации, мы будем использовать те же уровни защиты, которые используем при предоставлении других государственных услуг и сервисов.

Есть мнение, что оценки в дневнике и домашние задания – это не конфиденциальная, не критичная информация. Однако не многие принимают во внимание тот факт, что в дневнике также хранится контактная информация ребенка и его родителя, и о том, что дневник – это дополнительная площадка для показа ребенку контента. Халатность или неопытность некоторых сторонних разработчиков, их неготовность глубоко анализировать последствия своей работы, стали причиной того, что в разгар прошлого учебного года, в одном их самых массовых неофициальных мобильных приложений дневника, были размещены материалы порнографического характера. Это происшествие создало серьезный резонанс среди родителей. На ДИТ массово были поданы жалобы, в отдельных случаях — судебные иски. Из-за этой истории мы чуть вообще не похоронили Электронный дневник, потому что общественность нас уничтожала. При этом уважаемый разработчик данного приложения на вопрос, как такое могло произойти, сам же в своем посте отвечает «скорее всего, я накосячил с фильтром гугл адмоб». Он относится к этому случаю, как всего лишь к ошибке, которая, между тем, привела к тому, что тысячи детей увидели контент, который не должны были видеть. Кто может дать гарантии того, что подобные «косяки» не повторятся?

ДИТ может дать такую гарантию исключительно в официальных приложениях дневника. Именно поэтому принято решение о закрытии доступа к данным дневника для неофициальных ресурсов. Важно – не только для вышеупомянутого разработчика, а для всех. Мы переводим дневник на бесплатный для жителей ресурс mos.ru и также у нас есть официальное бесплатное приложение дневника. Бесплатность – это тоже важно! Потому что мы защищаем людей в принципе от любой рекламы внутри сервиса, а тем более неэтичной.

В то же время, мы отдаем себе отчет, что популярные приложения потому и стали популярными, что предоставляли жителям востребованный сервис, обладали определенными функциональными преимуществами в сравнении с официальным дневником. Мы готовы перенять положительный опыт, наработки, обсудить возможные форматы работы со сторонними разработчиками, чтобы усилия, направленные на реализацию удобного продукта для жителей не было потрачены впустую.



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире