19:10 , 29 марта 2017

Драйверы экономического роста 2017: возможности запуска

Экономический кризис 2015-2016 годов в России еще не завершен.  Однако, адаптация Российской экономики позволяет российским и зарубежным специалистам прогнозировать в 2017-2018 годах небольшой экономический рост в размере — 1,1-1,2% ВВП. В то же время среднеевропейский рост ВВП прогнозируется на уровне 1,7 – 1,8 %, а среднемировой – на уровне 3,4  -3,6 %.

Столь низкий темп роста для РФ с развивающимся рынком не только недостаточен, но и просто «неприличен» с учетом роста бедности населения страны.

Кризис в экономике, на мой взгляд, вызван не только и не столько  обвалом цен на энергоносители, сколько ошибочной экономической политикой 2005 – 2015 годов, в частности:

1.       Резким ростом государственной собственности с  35% в 2005 году до 70 % в 2015 году и 

чрезмерной централизацией управления экономикой,  приведших к созданию системы государственного капитализма.  

2.       Опорой на сектор крупных государственных и  частных вертикально интегрированных

компаний в ущерб развитию МСП (малого и среднего предпринимательства) и  усиления конкуренции в экономике.

Например,  с  2010 по 2014 год удельный вес выручки малых предприятий в выручке всех Российских предприятий уменьшился с 21,4% до 20,2%, а удельный вес выручки средних предприятий —  с 7,1% до  4,8%. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от  9 февраля 2013 г. № 101 к категории субъектов малого предпринимательства относят предприятия с выручкой  400 млн. руб./год; к среднему предпринимательству – предприятия с выручкой — 1000 млн. руб./год.

3.       Бюджетной политикой, характеризующейся низким уровнем расходов на 

здравоохранение и высокой долей расходов на ВПК (военно-промышленный комплекс).

Например, доля государственных расходов на здравоохранение в 2014 году составила 3, 69% ВВП при среднеевропейском уровне в 7,16%. При этом уровень государственных расходов на здравоохранение снизился с 3, 79% ВВП в 2012 г.  до 3,69% в 2014г. В европейских странах уровень государственных расходов на  здравоохранение возрос с 7,11% ВВП в 2012 г.  до 7,16% ВВП в 2014г.

В то же самое время доля расходов на оборону в России выросла с 2,4% ВВП до 5,4% ВВП, обогнав по  своему уровню не только все страны – бывшие республики СССР, но и все европейские страны, страны БРИКС, США.

Снижение цен на нефть и ошибки в экономической политике, привели экономику России к кризису, несмотря на рост России в международных рейтингах конкурентоспособности.

Например, GCI России в рейтинге конкурентоспособности стран Всемирного Экономического Форума, вырос с 66 места в 2012 г. до 43 места в 2016 г.

Индикатор России в рейтинге Всемирного Банка Doing Business вырос со 112 в 2013 г. до 40 места в  2016 г.

При расчете GCI России специалистами Всемирного Экономического Форума рейтинг России «базовым факторам» вырос с 63 места до 59 места,  в том числе, по показателю качества институтов (Institutions) со 128 места до 88.

Рост рейтинга России по конкурентоспособности и условиям ведения бизнеса в условиях экономического кризиса вызывает сомнения в корректности расчетов этих индикаторов.

Этот подтверждается  ухудшением «индекса демократии» России в рейтинге стран журнала «Economist». Индекс демократии в России снизился со 122 в 2012 г. до 134 места в 2016 году.

На мой взгляд, наиболее эффективными драйверами экономического роста могли бы стать: малый и средний Российский бизнес (МСП);  иностранные компании; совместные предприятия.

Высокопоставленные правительственные чиновники и лояльные к ним эксперты достаточно хорошо видят стоящие перед страной экономические проблемы.

В связи с этим в 2016 году Правительством была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года.

Стратегическим ориентиром принято увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте РФ в 2 раза (с 20 до 40 процентов), что будет соответствовать уровню развитых стран.

  Однако, достижение этой цели зависит от политической воли Президента и Правительства РФ, приоритетов их  экономической политики, инвестиционного климата в стране.

В условиях, когда опорой экономического развития служат крупные государственные  и частные, вертикально интегрированные компании, а приоритетом экономической политики остается развитие ВПК, резкий рост доли МСП в ВВП страны с высокой долей вероятности останется «благим пожеланием».

Одним из важнейших индикаторов инвестиционного климата в стране и  драйверов экономического роста служат прямые иностранные инвестиции (ПИИ).

Во второй половине 2014 г. произошел  резкий спад ПИИ в России. В  2015 доля ПИИ в ВВП РФ составила 0,5%, что ниже уровня не только США, стран БРИКС, но и всех стран – бывших республик СССР, за исключением Эстонии. Сокращение притока ПИИ замедляет экономический рост РФ.

Способность России улучшить инвестиционный климат и интегрироваться в  экономику Европейских стран будет иметь важнейшие последствия для роста экономики РФ. Препятствием на этом пути стоят милитаризация РФ и усиление в ней авторитаризма. Отсутствие диалога с политической оппозицией, оппозиционно настроенной частью гражданского общества заметно мешает улучшению инвестиционного климата.

Свидетельством отсутствия такого диалога и ставка на «силовое подавление инакомыслия» стал жесткий разгон оппозиционного митинга 26 марта 2017 года в Москве и других городах РФ, применение репрессивных мер к  оппозиционерам.

Вместе с тем, активное участие молодежи, студентов и даже школьников в  манифестациях 26 марта 2017 по всей стране вселяет надежды на изменение экономической политики в стране в средне— и долгосрочной перспективе.

Таким образом, радикальная  политическая реформа, установление демократии в стране и коренное изменение экономической политики – важнейшие условия запуска таких драйверов экономического роста, как резкий рост малого и среднего предпринимательства и  активное привлечение прямых иностранных инвестиций.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире