13:15 , 19 марта 2016

Реформа здравоохранения 2015: итоги и перспективы

В 2013 году начался новый этап реформ здравоохранения. Государственным медицинским организациям были предоставлены права оказания гражданам платных медицинских услуг.

 В 2014 году реформа была продолжена. Была произведена реорганизация отрасли. Поликлиники были объединены в крупные медицинские организации. В мероприятиях по оптимизации участвовало 359 медицинских организаций,  из них 26 было ликвидировано, а 330 потеряли свою самостоятельность.

Финансирование медицинских организаций стало осуществляться на основе  устанавливаемых субъектами РФ нормативов объема медицинской помощи на 1 жителя региона по каждому виду медицинской помощи в соответствии с территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи каждого региона.

Основным каналом финансирования медицинских организаций стала система ОМС, включающая ФФОМС, территориальные ФОМС, страховые компании.

Финансирование медицинских организаций через систему ОМС дополняется бюджетным финансированием субъектами РФ и федеральным бюджетом. (Подробно см. 323-ФЗ, 326-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 932).

Кроме того, активно развивается частная медицина. Если в 2010 году число негосударственных медицинских организаций составляло 8%, общего числа медорганизаций, то в 2015 году -  уже 22%.  Неуклонно растет доля частных клиник, включенных в территориальные системы ОМС.

Таким образом, Россия развивает наиболее распространенную в мире страховую модель здравоохранения с развитой системой государственного финансирования и социальных гарантий.

В условиях экономического кризиса россияне, стали более остро осознавать ценность бесплатных социальных благ, высокое качество организации отлаженных во времена СССР систем здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Неслучайно в 2014 — 2015 годах по стране прокатилась волна митингов и протестов против сокращения количества медицинских учреждений, медицинского персонала, объема бесплатных медицинских услуг. По данным Росстата, число медработников снизилось за 2014 год на 90 тыс. человек при сохранении уровня совместительства в 140%

Счетной Палатой РФ в 2014 г. был отмечен рост объема платных медицинских услуг на 24,2% по сравнению с 2013 г. Рост платных медицинских услуг  свидетельствует о замещении бесплатной медицинской помощи платной, снижении доступности медпомощи для населения.

В начале марта 2016 года президент РФ заслушал доклад министра здравоохранения о предварительных итогах развития здравоохранения в 2015 году. Г-жа В. Скворцова сообщила, что в 2015 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении достигла 71,2 года.

Рекорд советских времен 1964 -1965 гг. в 69,6 лет был превышен на 1,6 года.

Однако, нельзя забывать о том, что по этому показателю Россия вместе с Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном занимает лишь 10-13 места среди стран-бывших республик СССР, обгоняя только Казахстан и Туркмению.

Многие экономисты и медики обратили внимание на то, что в январе-ноябре 2015 г. смертность в России на 100 000 жителей выросла на 0,1% по сравнению с 2014 г., достигнув в 2015 г. 1306 человек.

Внутрибольничная летальность в 2014 году увеличилась на 2,6%.

Проблема роста смертности вызывает особое беспокойство на фоне того, что Россия среди стран – бывших республик СССР уступает по уровню смертности на 1000 жителей только Украине, Латвии, Литве.

В этих условиях удивительно то, что, несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих деятельность медицинских учреждений, отсутствует проработанное  законодательство, определяющее условия и механизмы  развития частной медицинской практики.

Успех развития страны напрямую связан с величиной государственных инвестиций в человека, т.е. в здравоохранение, образование, науку, культуру.

Согласно последнему отчету ВОЗ за 2015 г. государственные расходы России на здравоохранение (данные 2012 г.) составили 3,35% ВВП. Среди 15 стран — бывших республик СССР Россия по этому показателю заняла лишь 8 место.

В 2015 г. долю расходов на здравоохранение в «расширенном» бюджета планировалось увеличить до 3,6% ВВП.

В начале марта 2016 г. разные ведомства и экономисты «давали» противоречивые сведения о величине кассового исполнения государственных расходов на здравоохранение и их фактической доле в ВВП.

Тем не менее, даже запланированная на 2015 г. доля государственного финансирования здравоохранения России представляется заниженной, особенно в условиях  кризиса. Этот показатель ниже, чем в Молдавии, Эстонии, Литве, Киргизии, Украине, не говоря уже о среднем уровне государственных расходов на здравоохранение в странах ЕС, где он составляет 6,5% от ВВП.

В то же время доля военных расходов в ВВП России, на мой взгляд, завышена, особенно в условиях экономического кризиса. По данным SIPRI она составляет 4,5% ВВП.

По этому показателю Россия занимает второе место среди стран – бывших республик СССР, незначительно уступая лишь Азербайджану.

 Наиболее высокую долю военных расходов в странах ЕС имеют Франция и Великобритания — 2,2% ВВП. Даже в США этот показатель составляет 3,5% ВВП.

В качестве положительных моментов реформирования здравоохранения в России можно отметить то, что: реформа проводится постепенно и достаточно аккуратно; сохраняется преемственность с хорошо отлаженной советской системой управления здравоохранением; обеспечиваются государственные гарантии получения всеми гражданами бесплатных медицинских услуг удовлетворительного качества.

Тем не менее с целью повышения эффективности реформ и улучшения качества здравоохранения целесообразно использовать опыт передовых зарубежных стран.

Например, среди стран – бывших республик СССР наибольших  успехов добилась Эстония, которая занимает почетное 17 место по качеству и эффективности здравоохранения среди 35 Европейских стран, опережая Испанию, Италию, Ирландию.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Эстонии – самая высокая среди стран — бывших республик СССР – 77 лет, смертность на 1000 жителей – 8,1% (9 место из 15 бывших советских республик).

Доля государственных расходов на здравоохранение – 4, 64 % ВВП ( 2-е место после Литвы) при 2,0 % -ой доле военных расходах к ВВП (7 место среди бывших советских республик).



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире