15:47 , 13 декабря 2013

Школьное образование в России: оценка качества и модели его реформирования

В начале декабря произошло весьма примечательное событие -ОЭСР опубликовала результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA за 2012 год.

Эта программа вызывает все больший интерес у экономистов и общественных деятелей, поскольку люди становятся главным стратегическим ресурсом социально-экономического развития страны, а формирование их способностей к инновациям происходит именно в школе.

Впервые за 10 лет старшеклассники 15-летнего возраста улучшили позиции России в мировом рейтинге качества школьного образования.

Если в 2003 году Россия занимала 32 место, в 2006 – 36-е, а в 2009 – 41-е, то в 2012 году наши школьники заняли – 34 место среди 65 стран участников международного теста, обогнав старшеклассников из Словакии, США, Литвы, Швеции, Венгрии, Израиля,  других стран.

Это успех? По-моему, без сомнения. Случаен ли он?

Судите сами. Начавшаяся в 2011 году реформа общего образования только сейчас вступает в свою активную фазу и пока далека от завершения. О том, каковы будут ее итоги и социальные последствия окончательно говорить рано. У преподавателей школ, чиновников и экспертов на этот счет разные мнения.

 Повлияли на результаты тестов существенные инвестиции в образование 2011-2012 годов? Думаю — нет.

Доля расходов на образование в консолидированном бюджете страны с 2008 по 2012 год оставалась на относительно низком уровне: 3,7 % — 4,0 % ВВП, хотя с ростом ВВП на 4,5% – 3,4% в течение 2010 — 2012 годов расходы на образование в абсолютном выражении заметно выросли.

Существенную положительную роль для школ, учителей, учеников и их родителей сыграл сделанный Правительством бюджетный маневр 2012 года, когда расходы консолидированного бюджета по статье «Общее образование» в 2012 году выросли по сравнению с 2011 годом на 19,6 %.

Однако, сделанные  в 2012 году финансовые вложения в общее образование не могли повлиять на результаты тестов российских школьников в том же году.

Несмотря на достигнутый Российскими старшеклассниками успех 2012 года более правильно оценивать динамику качества образования в 6 – 10  летнем горизонте, то есть на основе результатов 2-3 тестов.

Сейчас качество российского образования находится ниже 30-го места в мире. России, получившей в 2012 году  482 балла, по-прежнему не удалось достичь среднего уровня по странам ОЭСР – 494 баллов.

Одним из сдерживающих факторов развития образования является относительно низкий уровень его финансирования. По доле расходов на образования в ВВП Россия среди стран бывших республик СССР занимает восьмое место после Молдовы, Кыргызстана, Эстонии, Латвии, Литвы, Украины, Белоруссии.

Как и в предыдущие годы, самые высокие результаты тестов PISA продемонстрировали школьники из Юго-Восточной Азии — Шанхая, Сингапура, Гонконга, Тайваня, Макао, Южной Кореи и Японии. В связи с этим нельзя не упомянуть о том, что одной их характерных черт «восточной» модели образования является поголовное репетиторство. Объем рынка репетиторства в Шанхае достигает 2,5% ВВП. Эти расходы большинства семей  — весомая статья их бюджета. Как утверждают эксперты для «восточной» модели характерны классы численностью до 40 человек, где царит очень жесткая дисциплина.

 На мой взгляд, для нас более близок и полезен опыт Эстонии.  Эта страна является лидером среди стран бывших республик СССР практически по всем экономическим показателям.

Уже в 2009 году в рейтинге PISA Эстония заняла 13-е место, оставив далеко позади все бывшие республики СССР. В 2012 году Эстония улучшила свой результат и стала 11, опередив даже признанного лидера в области школьного образования – Финляндию.

Неудивительно, что система образования Эстонии строится по образу и подобию Финляндии. Использование опыта Финляндии уже дало Эстонии положительный эффект.

Напомню, что среднее образование в Финляндии, включая учебу в лицеях и ПТУ – бесплатно и строиться на основе государственного образования, хотя для желающих существуют и частные школы.

Более того, в Эстонии реализуется реформа системы образования, которая предполагает переход на всеобщее бесплатное высшее образование и создание в каждом районном центре страны государственных гимназий с элитным образованием.

Иной модели организации образования, по сравнению с Финляндией и Эстонией, придерживаются Нидерланды, которые с 2003 года неизменно входит в 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

В этой стране доля частного сектора образовательных услуг значительно больше, чем в Финляндии. Тем не менее, среднее образование для детей в возрасте до 16 лет в Голландии — бесплатно. С 16 до 18 лет включительно –  образование платное. Родители могут получать пособие для оплаты обучения ребенка, сумма которого зависит от доходов родителей.

Несмотря на развитый сектор частных образовательных услуг Голландии доля государственных расходов на образование в ВВП этой страны существенно выше, чем в России.

Практически во всех европейских странах популярна программа «международного бакалавриата» (International Baccalaureate — IB), которая впитала в себя лучшие черты европейских программ общего образования. Эта универсальная программа была разработана в Женеве в 1968 году. Она позволяет получать среднее образование международного уровня в любой из стран Европейского континента. Диплом IB признается большинством ведущих университетов мира.

Отрадно, что у директоров Российских школ появилось стремление внедрить эту программу в своих образовательных учреждениях. Как всегда один из главных вопросов – финансирование. На мой взгляд, для общества и государства было бы полезно, чтобы Российские чиновники разработали «дорожную карту» внедрения этой программы в общеобразовательные учреждения и обеспечили ее государственное финансирование.

Программа IB позволила бы нашим школьникам освоить международные стандарты образования, содействовала бы интеграции российской экономики в европейскую, способствовала бы развитию толерантности так нехватающей нашему обществу.

Важно подчеркнуть, что во всех европейских странах развивается частное общее образования, но школы делятся на государственные с бесплатным образованием и частные с оказанием платных образовательных услуг. В подавляющем большинстве стран мира государственное бесплатное общее образование – основное. Даже в США около 85 % детей обучаются в государственных бесплатных школах.

Начавшаяся в  нашей стране в 2011 году «школьная реформа» развивает образовательные платные услуги частно — предпринимательского  характера на базе государственных учреждений. Такой «особенный путь» неизбежно ведет к усилению инфляции, ухудшению качества бесплатного образования, социальному напряжению в обществе.

 

PS.

 Хотелось особо подчеркнуть, что мои статьи не носят обвинительный характер отдельных личностей или организаций, они посвящены вопросам экономической политики и институциональных реформ, касаются общественно значимых проблем.

Более того, я искренне, от всей души благодарен своим бывшим учителям, а также учителям моих детей за добросовестный труд, внимание и доброжелательность.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире