13:55 , 02 декабря 2013

Реформа общего образования — «социальная бомба» замедленного действия

Реформа общего образования в Москве перешла в активную фазу с принятием Постановления Правительства г. Москвы N86 –ПП в марте 2011 года
В 2012 году был принят ФГОС, началась реорганизация московских школ. Стимулом к созданию «школ больших возможностей», конечно же, послужило «стремление максимально удовлетворить потребности московских семей в доступном качественном образовании…». С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ».

Каковы первые итоги и впечатления от начавшейся реформы московской школы?

Либеральные экономисты и политики могут быть довольны: начал действовать нормативно — подушевой принцип финансирования школ, бюджетные деньги следуют за учениками – 123 тыс. руб. на 1 ученика в год.

Школы получили автономию и могут оказывать платные образовательные услуги ученикам на законных основаниях. Директора школ самостоятельно утверждают штатное расписание и распределяют фонд оплаты труда.

Реформирование московских школ поддержано экономической политикой. Бюджетные расходы на образование в Москве возрастут с 283,7 млрд. руб. в 2012 году до 297,4 млрд. руб. в 2013 году.

В результате этих мер, средняя зарплата учителей возросла с 39,2 тыс. руб. в мес. в 2010 г. до 64, 1 тыс. руб. мес. в 2013 г. . Это — зарплата net, т.е. после уплаты 13% НДФЛ.

В соответствии с нормативными правовыми актами г. Москвы оклад директоров школ составляет 3-4 кратную величину средней зарплаты учителей его школы.

По словам начальника департамента образования Москвы «зарплата 200 тыс. руб. для наших директоров уже не редкость». Таким образом, зарплата директоров московских школ приблизилась к заплате депутатов Государственной Думы. Это, конечно, здорово. Растет престиж профессии учителя. Конкуренция за учительское место сегодня очень высокая.

А как же качество образования? Уровень конкурентоспособности страны, зависящий от качества образования? Здесь — проблема.

В соответствии с рейтингом Всемирного экономического форума конкурентоспособность России с 2009 по 2013 году практически не изменилась, снизившись всего на 1 пункт. Россия переместилась с 63 на 64 место. Позиция России по показателю начального образования и здравоохранения снизилась с 51-го на 71 место, т.е. на 20 пунктов. Хуже у России дела обстоят только с инновациями, где она опустилась с 51 на 78 место.

Известные учителя и авторитетные эксперты отмечают, что высокие позиции школ в рейтингах зачастую обратно пропорциональны уровню средней зарплаты учителей (программа «Тем временем» телеканала «Культура» от 25.11.13). То есть рост средней зарплаты педагогов тесно не связан с конечным результатом работы школы и качеством обучения.

Принятый способ реформирования общего образования тяжело «ложится на кошельки» родителей учащихся. Это их беспокоит не меньше, чем рост тарифов ЖКХ.
Несмотря на резкий рост платежей в школах качество образования не улучшается. Идет постепенный процесс уменьшения обязательных бесплатных для преподавания предметов и часов за счет увеличения платных часов обучения.

Похожая ситуация с услугами складывается в московских поликлиниках и сфере ЖКХ. Люди пока еще терпят рост цен при неизменном качестве услуг, но уже начинают роптать.

Общественные деятели, изучающие доходы столичных главврачей заметили, что у некоторых из них жены – миллионерши.

Это совсем неудивительно. Еще в советское время экономистам стали очевидны пороки построения частного предпринимательства директоров на базе государственных предприятий при отсутствии рыночной конкуренции.

Эта бизнес-модель предприятий, школ, поликлиник ведет к необоснованному, неконтролируемому ни рынком, ни государством росту цен, инфляции, «вымыванию» необходимого населению ассортимента товаров и услуг.

Проводимая Правительством стратегия реформирования школьного образования и здравоохранения на фоне экономической стагнации в стране, «которая хуже кризиса», чревата социальным взрывом. Не за горами 2017 год – 100-летие Великой Октябрьской Социалистической Революции. Поэтому экономические реформы надо проводить продуманно взвешенно аккуратно, с учетом интересов большинства граждан.

Егор Гайдар справедливо отмечал, что «объективные противоречия постиндустриального общества делают важнейшей задачей дополнение государственного финансирования образования частным» (Гайдар Е.Т. «Долгое время», М.: «Дело» 2005, с.588). Однако строить частный бизнес на базе государственных школ – не лучший путь проведения реформы образования.

Московские учителя из всех сил стараются улучшить качество преподавания. Но в складывающейся модели реформирования они вынуждены уменьшать количество обязательных бесплатных для преподавания предметов и часов за счет увеличения платных часов обучения.

Если Президент и Правительство считают необходимым перевести общее образование из разряда общественных социальных благ в разряд рыночных услуг, сокращая право граждан на бесплатное общее образование, то тогда нужно приватизировать государственные школы, создать на их базе кооперативы учителей, как это было с парикмахерскими в 90-ые годы.

Для разработки эффективной социально — ориентированной системы общего образования и стратегии ее реформирования у нас есть прекрасная возможность сравнить достоинства и недостатки англо-американской, азиатской и скандинавской моделей построения общего образования.

Главное, на мой взгляд, четко разделить государственную и частную системы образования, развивать их раздельно. У каждого сектора — свой потребитель. Поэтому Правительство должно использовать для каждого сектора индивидуальную стратегию развития.

Одним из признанных лидеров в области общего образования является Финляндия. В соответствии с проводимым с 2000 года мониторингом качества образования в школе по международной программе оценки образовательных достижений учащихся PISA Финляндия неизменно входит в тройку стран с наилучшими результатами тестов школьников.

Основной акцент в образовании Финляндии делается не на конкуренцию, соревновательность, частное финансирование, как в США, а на доверие, сотрудничество, равенство и государственное финансирование.

Школьное образование в Финляндии является бесплатным. Наравне с государственными школами Правительством финансируются и частные школы. Плата за дошкольное, среднее, среднее профессиональное образование с граждан не берется, однако, если в общей школе учебники предоставляются бесплатно, то в гимназии их нужно покупать самим ученикам. Подобная система школьного образования весьма поучительна для нас и нашего Правительства.

Комментарии

7

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

(комментарий скрыт)

dmitry_revenko 02 декабря 2013 | 14:33

С каждой новостью у меня ощущение что наш паровоз летит под откос, и свернуть некуда. Можно попытаться спрыгнуть, вдруг повезет. Или просто забить и катиться закрыв глаза. Мрак.


(комментарий скрыт)

goodness 02 декабря 2013 | 15:05

Абсолютно верно, но на это наши власти не пойдут.


02 декабря 2013 | 15:07

dmitry_revenko :"...Или просто забить и катиться закрыв глаза. Мрак." Со шнапсом не так уж чтобы, но и не..:))


(комментарий скрыт)

wowagera 02 декабря 2013 | 15:55

Для чего делали революцию? Что бы бездари-чиновники у нас кровь сосали?


coder 02 декабря 2013 | 17:17

Вы знаете в чем заключается зловредность проводимых реформ образования? В том, что в концепции реформы отсутствует анализ наличествующей системы. Нет описания того, что подлежит реформированию, значит не будет ответственности за результат. Не повторяйте ошибок предыдущих "реформаторов", рассматривающих самый инерционный институт общества - образование - как площадку для эксперимента.

Проанализировав остатки советского образования, обнаружите много неожиданного. Например, что даже большевики не посмели изменить главную цель отечественного образования - формирование гармонично развитой личности. Например, одним из декларируемых целей текущей реформы - получение на выходе квалифицированного потребителя. Как говорится, сравните, перед тем, как сравнивать финские, немецкие и прочие системы образования. И вообще, почитайте наших предков, которые и сейчас выглядят очень современными, в том числе и в свете насильственного вколачивания в отечественное образование западных примитивов, например, ЕГЭ. Очень рекомендую "Мысли о сокровенном" еще не забытого русского ученого Д.И.Менделеева, труд, целиком посвященный отечественному образованию.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире