12:10 , 29 августа 2013

Программа Ивана Мельникова: КПРФ движется к социал-демократии?

Поскольку наше поколение видело закономерный итог функционирования централизованной плановой экономики — пустые прилавки магазинов 90-го года, а грамотные экономисты знакомы с научным объяснением этому — классическим трудом Я. Корнаи «Economics of shortage», то с 1991 года я ни разу не читал программные документы коммунистов.

В начале 90-х годов я наивно надеялся, что компартии России удастся быстро трансформироваться в социал – демократическую партию, как это произошло в бывших европейских социалистических странах. Увы, этого не произошло.

Коммунисты выступали против приватизации промышленности, за регулирование цен в торговле, развитие оборонной промышленности и т.п. Портреты И. Сталина на митингах коммунистов, злодеяния которого «либералы» Б. Ельцина так и не решились приравнять к злодеяниям А. Гитлера, вызывали оторопь. Зная все это, брать в руки коммунистическую прессу не было никакого интереса.

Двадцать лет спустя решил ознакомиться с программой кандидата в мэры Москвы И. Мельникова, и посмотреть, трансформируются ли взгляды коммунистов.

I. Отрицательные стороны программы:

1. Сидром централизованного планирования до конца не изжит: «будет проведена ревизия ценообразования на продукты питания и лекарства в Москве…»;  будет «муниципальное такси с доступными фиксированными ценами» — пишет И. Мельников.

2. Болезненная приверженность госсобственности также осталась: «Будет создан сектор госторговли…»;  «Организуем государственные предприятия для строительства массового социального жилья» — обещает кандидат от коммунистов.

3. Как и следовало ожидать много экономически не обоснованных обещаний:

3.1. «Минимальный размер пенсии будет равен реальному московскому прожиточному минимуму: по нашим расчетам это около 18 тысяч рублей… Доплату к пенсии будут получать все, а не только прожившие в Москве не менее 10 лет»;

3.2. «Примем масштабную программу субсидирования создания рабочих мест для молодых специалистов со средним техническим и высшим профессиональным инженерно-техническим образованием»;

3.3. «Выведем заработную плату всех социально значимых профессий бюджетной сферы на уровень выше средней по городу».

4. Осуществление лозунга: «Введём требования по ограничению зарплат руководителей предприятий ЖКХ, управляющих компаний, ТСЖ», вероятно, предполагает восстановления директивного управления предприятиями отдельных секторов экономики.

II. Многие тезисы программы спорны с экономической точки зрения и требуют тщательного экономического обоснования:

1. «Перейдем к адресной поддержке предприятий. Земельные участки, занятые ими, предоставим в безвозмездное пользование при сохранении целевого назначения выпускаемой продукции»;

2. «Законом определим в качестве приоритетных такие отрасли индустрии, как производство медицинской техники, тонкие химические технологии, оборонная промышленность, электроника, автомобилестроение и новый экологический транспорт, производство лекарств, биотехнологии, станкостроение, инструментальная, легкая и пищевая промышленность»;

3. «Ограничим офисное строительство в пределах Третьего кольца».

III. Положительные стороны программы:

1. Достаточно точное определение наиболее важных проблем города:

1.1. «Москва превратилась в парализованный пробками развлекательный центр с бесконтрольными потоками миллионов мигрантов, с ежедневной стрельбой, жестокими убийствами и авариями, со сносом памятников, вырубкой деревьев и парков, сплошь «элитным жильем», дорогой медициной…У нынешней мэрии было почти три года, чтобы исправить ошибки…Взамен предложены сомнительные косметические меры…За этими декорациями не спрячешь шумные автомагистрали, построенные прямо под окнами жилых домов, не утаишь растущие тарифы на транспорт и ЖКХ, не скроешь сокращение числа больниц и поликлиник, разрушение исторических памятников…»;

1.2. «Правление союза корыстной бюрократии и крупного бизнеса привели к тому, что в 2012 году наш город был признан самым дорогим в Европе и четвертым по дороговизне в мире»;

1.3. «Еще несколько лет назад Москва славилась тем, что на фоне остальной России сохраняла лицо «социального города»: были и особые надбавки, и внимание к защите социальных гарантий. Однако достигнутый несколько лет назад уровень социального обслуживания москвичей теперь фактически «заморожен»»;

1.4. «Программа модернизации здравоохранения города не содержит гарантий оказания бесплатной медицинской помощи»;

1.5. «Малый и средний бизнес – мотор реальной конкуренции на рынке товаров, услуг связан по рукам диктатурой монополистов».

2. Правильно и точно указан главный приоритет необходимой москвичам стратегии Правительства: «социальная политика». Не вызывает сомнений тезис об увеличении средств на неё. Правильно указаны основные направления социальной политики, имеющие первостепенное значение, для москвичей:

2.1. «Политика в области образования будет строиться на принципе сохранения и укрепления бесплатности. Практика поборов с родителей будет изжита»;

2.2. «Уделим внимание защите прав московских школьников, которые часто не получают мест в вузах из-за коррупции в других регионах при сдаче ЕГЭ»;

2.3. «Остановим «оптимизацию», при которой бесплатные учреждения отдаются частным компаниям»;

3.  Правильно выбран фундамент социальной политики — сильная экономика:

3.1. «Экономическая стратегия Москвы будет сориентирована на построение современного города: города науки, производства и высоких технологий»;

3.2. «Поддержка малого предпринимательства»;

3.3. «Пересмотрим ситуацию с ларьками и рынками, закрытие которых вызвало возмущение москвичей. Для отечественных производителей, торгующих товарами социальной направленности, откроем возможность аренды площадей по сниженным ставкам».

4. Выдвинуты давно ожидаемые москвичами меры в области ЖКХ:

4.1. «Одним из первых шагов нашей команды станет запрет на повышение тарифов. Образование тарифов сделаем прозрачным, их размер будет утверждён Мосгордумой».

4.2. «Управляющие компании будут публиковать отчёты о работе».

4.3. «Установка счётчиков за счет города»;

4.4. Финансирование «сбалансированной программы» капремонта жилых домов «без ощутимых затрат жильцов».

5. В области градостроительства логично предлагается ввести «регламент комфортного размещения инфраструктуры для москвичей: продуктовый магазин, аптека, бытовые товары рядом с каждым домом».

6. Разумным выглядит предложение в области транспорта: запустить «масштабный проект создания сети скоростных двухуровневых магистралей»…при приоритетном внимании общественному транспорту. «Новое Правительство возьмёт курс на радикальное снижение стоимости проезда».

7. Значительное внимание в программе уделено экологии Москвы: предлагается «образовать подразделение экологической полиции» с целью «сохранить лесопарковый защитный пояс Москвы, который существовал с 1935 года».

IV. Выводы.

1. Программа И. Мельникова носит характер скорее социал-демократической партии, чем коммунистической, и напоминает программу  С. Миронова на выборах президента РФ. Однако, некоторые порочные рецидивы коммунистической идеологии остаются.

2. Важно, что программа И. Мельникова уже не выглядит столь архаичной, а пороки коммунистической экономической теории и идеологии постепенно изживаются.

3. С такими коммунистами, как И. Мельников, становится возможным и необходимым вести диалог всем политическим силам. Не случайно, И. Мельников в своей программе указал на то, что с ним — «профессионалы разных взглядов, с которыми сводила работа на всех этапах жизни».

4. Видно, что программа написана неплохими специалистами, подготовлена серьезно, вдумчиво, достаточно глубоко, уступая по качеству подготовки лишь программе С. Собянина, где дан анализ бюджета и представлена иллюстрированная цифрами стратегия.

5. Самое важное, что отличает программу И. Мельникова – ясный и четкий акцент на социальные проблемы большинства москвичей. Полагаю, на это должны обратить внимание все политические силы, в том числе и «правые либералы», включая С. Собянина и А. Навального.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире