Авиаперелеты  остаются недоступной роскошью для большинства россиян. Долететь «Аэрофлотом»  из  Москвы в Сочи и обратно стоит около 20 тыс. руб. Средняя зарплата в России, по данным Росстата,  по итогам  2012 г. – 26 690 руб.  То есть авиабилет составляет 75% средней зарплаты. Умножьте стоимость этого билета на семью из трех человек, и проблема недоступности авиаперевозок в России встанет перед вами во весь свой гигантский рост.

Вот вам и развитие внутреннего туризма.  Строить грандиозные планы и инвестировать в развитие местных курортов – дело хорошее. Но если даже добраться до них – непозволительная роскошь, то для кого они строятся?

Простое  поддержание родственных и дружеских связей между людьми в нашей необъятной стране – тоже, получается,  роскошь. В Москве, как известно,  сконцентрировано буквально все –  и рабочие места, и вузы. В этой ситуации навестить родственников какому-нибудь московскому студенту  родом из Нальчика или рабочему из Новосибирска  – это целое дело, на которое нужно копить.

Авиаперевозки – вещь сама по себе дорогая, – можете возразить вы. –  И если у тебя денег нет, то и не летай.   

Лукавость утверждения о сермяжной дороговизне авиаперелетов доказывают  лоукостеры,  международные низкобюджетные авиакомпании.  Общеизвестно, что долететь из одного европейского города в другой можно относительно недорого. Например, из  Лондона в Рим  и обратно можно добраться примерно за  200 евро, то есть менее чем за 9 000 руб. Расстояние – 1 800 км,  на 200 км больше, чем расстояние от Москвы до Сочи (1 600 км). При этом аэрофлотовский билет  Москва-Сочи  дороже  в два с лишним раза.

Спросите любого представителя  отечественных авиакомпаний: почему  такая нескладная арифметика получается – совсем не в пользу российских авиалиний?  Ответ будет примерно такой. Россия –  страна с холодным климатом, огромными расстояниями  и  неразвитой инфраструктурой. Аэропортов мало, конкуренции между ними нет, в наземном сервисе цены монополизированы. Затраты на отопление аэропортов и технических помещений – большую часть года. Кроме того, наше законодательство содержит ряд положений, которые препятствуют  снижению цен на авиабилеты. Например, авиаперевозчик обязан предоставлять бесплатное питание на борту, а также бесплатный провоз багажа.  Невозможно нанять иностранных пилотов, а наших летчиков мало, поэтому и зарплату они требуют запредельную. Тут же вспомнится и российский опыт лоукостеров – Sky Express и Avianova. Обе компании буквально обрушили цены (500 руб. Москва-Сочи в один конец), а через пару лет обанкротились.

Факты эти невыдуманные, реальные. Однако  противная арифметика  и реальная жизнь имеют кое-что возразить.

Сегодня международные лоукостеры настойчиво пытаются выйти на российский рынок, предлагая перелеты из Москвы в Европу. Вот один из них недавно запустил рейс  Москва-Лондон.  Билет  в обе стороны стоит около 10 тыс. руб. Билет Аэрофлота  по тому же направлению – около 22 тыс. руб. (220% от цены лоукостера). Направление, расстояние, правила полетов, даже погода  – все одинаковое. Кроме цены.

И еще один важный момент. Уже упомянутый мною  аэрофлотовский билет Москва-Сочи (расстояние 1600 км) по цене практически равен  аэрофлотовскому же билету Москва-Лондон (расстояние 3400 км).

Можно долго обсуждать причины этой арифметической загадки.  Моя гипотеза такова:  на международных линиях  есть конкуренция, а  на внутренних маршрутах ее нет.  И как ни крути, именно отсутствие конкуренции  видится главной причиной того, что люди в России не летают. Точнее летают, но не в России, а за ее пределами.

Кстати, эту гипотезу подтверждают и данные Росавиации, согласно которым  в 2013 г. количество  слетавших за границу,  превысило долю тех, кто летает внутри страны.  И этот разрыв будет увеличиваться, уже сейчас  динамика роста международных авиаперевозок в России – 27%, а внутренних – лишь 9%.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире