18:38 , 11 марта 2020

Будет ли ответственность за нарушения в ходе голосования по изменениям в Конституцию России?

Принятый Государственной Думой законопроект не содержит каких-либо специальных положений, устанавливающих меры ответственности за нарушения при голосовании.

Таким образом, нужно понимать, возможно ли применение действующего законодательства для привлечения лиц к ответственности за такие нарушения.

Уголовный и Административный кодексы России (УК РФ и КоАП РФ) предусматривают ответственность за нарушения в сфере выборов и референдумов, однако в данном случае голосование не имеет отношения к этим сферам.

Применение аналогии в целях уголовной или административной ответственности недопустимо.

Посмотрим статьи УК РФ.

Есть статья 141 (Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий).

Здесь ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Как видно, права граждан при голосовании по поправкам в Конституцию остаются без защиты, поскольку речь не идёт о выборах или референдуме, а за воспрепятствование работе избирательных комиссий и их членов ответственность может быть, поскольку не конкретизируется, что это работа именно на выборах или на референдуме. Избирательные комиссии будут так же работать и на предстоящем голосовании.

Статья 142 УК РФ предусматривает ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума. Данная статья применяться на голосовании по поправкам Конституции не может.

Статья 142.1. УК РФ предусматривает ответственность за фальсификацию итогов голосования.

Текст статьи в основном отсылает к выборам и референдумам, но всё же эту статью можно использовать для привлечения к ответственности за:

— включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;

—  незаконное уничтожение бюллетеней;

— подписание членами избирательной комиссии протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования;

— заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования;

— незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения;

— заведомо неправильное установление итогов голосования.

Статья 142.2. УК РФ, устанавливающая ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, применяться на голосовании по поправкам в Конституцию не может.

Теперь посмотрим Административный кодекс.

Как и статья 142.2. УК РФ, не может применяться и аналогичная статья (5.22.) КоАП РФ, устанавливающая ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Статья 5.24. КоАП РФ в части нарушения установленного законом порядка подсчёта голосов применяться сможет.

Таким образом, за фальсификацию документов для голосования ответственности нет, за «карусели» ответственности нет.

За препятствие работе избирательных комиссий и их членам ответственность может быть.

За манипуляции с бюллетенями, с данными в протоколах, с итогами голосования ответственность может быть.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире