Давеча мы сходили в гости. Оказавшись в чужом доме, впервые за два с лишним месяца, сначала не очень понимаешь, как себя вести. То есть поцелуи, объятия и хлопанье по плечам отменяется, это понятно. Остается вопрос, надо ли снимать маску и когда. Мы сняли, чтобы выпить кофе, и тут же одели обратно. Поболтали, в основном о заболевших общих знакомых. Мы принесли в подарок цветную масочку, чтобы одевать поверх медицинской, они сейчас очень модные и половина реклам в соцсетях предлагают маски милых расцветок, часто произведенные на фабриках фирменной одежды из обрезков качественных тканей. Хозяева подарили нам несколько одноразовых перчаток: они сейчас главный дефицит, маски все-таки появились в аптеках. Такой вот новый этикет времен коронавируса.

А еще мы были в баре. То есть исполнили главный итальянский ритуал, зайти выпить кофе. То есть зайти нельзя: у стойки и за столиками внутри не подают, можно только сделать заказ — выстояв очередь на улице — и усесться за столики на веранде, составленные таким образом, чтобы между клиентами было не меньше полутора метров. Учитывая уличный шум, во время разговора приходится повышать голос. Официантка в маске приносит кофе. Снова возникает вопрос с маской: кофе выпивается в два глотка, ладно, а что делать с более долгоиграющими напитками?

Вот так, с маской на лице и кучей сомнений в голове, Италия вступила в долгожданную «фазу 2». С понедельника 18 мая открыты все магазины: вход ограничен, на полу отметки расстояния, для покупки одежды выдаются одноразовые перчатки для того, чтобы потрогать платья и рубашки. Повсюду появились флаконы с дезинфицирующим гелем и плексигласовые перегородки с узенькими щелочками для передачи денег и бумаг. Рестораны и бары работают либо на вынос, либо принимают гостей за столиками на верандах, но минимальное расстояние между столиками увеличилось, а количество столиков, соответственно, резко сократилось. В перспективе: посещение общепита только по предварительному заказу. Открылись парикмахерские, хотя количество бритых мужчин на улицах просто бросается в глаза: жертвы самоизоляции пошли на решительные меры, и услуги парикмахера им теперь понадобятся нескоро. Для женщин ситуация еще отчаяннее: за два месяца отросли непрокрашенные корни и распрямилась химия, а запись на недели вперед, тем более, что из-за новых правил дистанцирования пропускная способность салонов снизилась как минимум вдвое.

Осторожный оптимизм «фазы 2» наполнил городские улицы давно забытым шумом, после двухмесячной тишины, прерываемой пением птичек и сиренами скорой помощи. Движение восстановилось далеко не в полную силу: многие продолжают сидеть на удаленном доступе, а самое главное — школы и детские сады останутся закрытыми до сентября, и вместе с детьми дома остаются и родители, сходя с ума в попытке совместить растущую загруженность на работе с необходимостью следить за потомством. Можно гулять, но нельзя собираться вместе и пользоваться игровыми площадками. Можно ходить в бассейны и спортзалы, но соблюдая дистанцию. Открылись пляжи, но как они будут работать, при обязательной дистанции в 5 метров между зонтиками и дезинфекцией лежаков после каждого использования, непонятно. Вообще непонятно почти все: новые правила жизни — с дезинцекцией, дистанцией, раздельными входами и выходами, принудительной вентиляцией, обязательным бронировнием и непременным хранением списков клиентов 14 дней, чтобы в случае заболевания выявить их возможные жертвы — выглядят очень разумно и логично на бумаге, но достаточно приложить их к любому конкретному заведению, от кафе до косметического салона, и станет понятно, что они маловыполнимы. Особенно учитывая более чем скромные размеры большинства ресторанов, отелей и магазинов. А в ряде случаев и самих городов: как держать дистанцию туристам на узких улочках Венеции или Флоренции?

Впрочем, о туристах разговор преждевременный. Пока что можно перемещаться только внутри собственной области, передвижение между регионами начнется только с июня, и то если кривая заражений не поползет снова вверх. Эпидемия вовсе не закончилась, она пошла на спад, а дальнейшее будущее будет зависеть от того, насколько все меры предосторожности въелись в подсознание большинства. Миланский мэр Беппе Сала уже успел вызвериться на молодежь, распивавшую апероль-спритц на каналах, без масок и в тесных компаниях. Но в целом дисциплина соблюдается строго, по крайней мере, пока страх еще жив в памяти. Что будет через несколько недель солнца и возвращения к нормальной жизни, пока непонятно. С одной стороны, маски в тридцатиградусную жару и дистанционное купание в море — малоприятная перспектива, с другой очень не хочется опять оказаться взаперти. Но главная проблема сейчас: запустить экономику. Все ослабление антиэпидемических мер только оттягивает неизбежное банкротство сектора услуг и туризма: продажа билетов в шахматном порядке, то есть на половину кресел, неизбежно прикончит и кинотеатры, и авиакомпании. Впрочем, и тем, и другим, придется подождать до открытия еще как минимум месяц. А пока все наслаждаются солнцем, необычайно буйно разросшейся нетоптанной зеленью, и возможностью ходить по улицам и встречаться с друзьями без опасения быть пойманными полицией и писать объяснительные записки о «настоятельной необходимости», заставившей выбраться из заточения и прогулять собаку или самого себя в радиусе 200 метров. Впервые с 8 марта в нашей жизни появились не только осознанная необходимость, но и необязательные радости, и даже маленькие капризы вроде чашечки кофе на веранде, где незнакомые друг с другом клиенты перекрикиваются через столики и мембрану маски, соскучившись по главному дефициту карантина: невиртуальному общению.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире