13:31 , 07 мая 2020

Как терновый венец оказался в Париже? Часть 8. Людовик Святой и Восьмой крестовый поход


Людовик IX Святой, его жена Маргарита и мать Бланка Кастильская.

Итак: последнее богоугодное дело Короля – для него лично второй, а по официальной хронологии Восьмой крестовый поход.

Тотальный провал Седьмого похода, куда Людовик ходил двумя десятилетиями ранее, огорчил Людовика, как свидетельствуют свидетели, столь сильно, что то стало «выше всякой меры». Благочестивый король увидел в сием провале «божественную кару» и «поклялся исправить». Свершить ещё один поход.

  Вспомним вкратце. Седьмой крестовый поход 1248-1250 гг. Крестоносцы дошли до Египта, не далее, были разбиты серией эпидемий и местным султаном. Взяты в плен или перебиты. Сам Людовик IX оказылся в заложниках, освобождён за большой выкуп. Отправился уже не военным походом, но смиренным паломничеством в Святые Земли, срочно вернулся во Франции в 1254 г. по смерти своей матери, выполняющей роль регента на время отсутствия короля. Никчёмный одним словом поход. Как и прочие. Но надо «исправить». Вон и грабли лежат….


Святой Людовик в плену.

  14 марта 1270 года (Людовику 56 лет), он вновь (как и перед предыдущим походом) отправляется в собор Сен-Дени за орифламмой и посохом пилигрима (см. предыдущие рассказки). На следующий день, опять босиком, он доходит из своего дворца до собора Парижской Богоматери (благо не далеко) и, помолившись перед дорогой, отправляется в путь. Предварительно попрощавшись с женой в замке Венсен (Vincennes).

  Примечание: верная жена Людовика, Маргарита Прованская (Marguerite de Provence, 1221-1295), не последовала на сей раз за мужем, осталась дома. Устала, наверное. 49 лет как-никак. Хотя до сих пор сопровождала своего благочестивого супруга всегда и повсюду. В том числе и в Седьмой крестовый поход (1248-1254), во время которого даже сумела родить ему троих детей.

Некоторые историки альковных злоключений уверяют: Маргарита тем радостнее отправлялась в дальние странствия с Людовиком ещё и потому, что хотела вырваться из-под чресчур затяжной и пристальной «опеки» своей свекрови, матери Людовика, Бланки Кастильской (Blanche de Castille, 1188-1252). Сам Людовик, по всей видимости, тоже (спешил вырваться). Бланка Кастильская была королева строгая, властная, восхитительная всеми своими достоинствами и добродетелями. А ещё она столь ревностно обожала и лелеяла своего сына, что пеклась о его благополучии аж до самой супружеской опочивальни. То есть, почитала должным наведаться в спальню молодых супругов как только, по её мнению, «истекло достаточно времени» (как они там уединились). Вплоть до того, что Людовику с Маргаритой приходилось бегать по лестницам и прятаться, лишь бы остаться наедине (замок Понтуаз / Le château royal de Pontoise).


В спальне Людовика IX и Маргариты Прованской: Людовик IX, Маргарита Прованская и мама Бланка Кастильская.

  Первые шесть лет брака Маргариты и Людовика оставались бездетными. Во всём виновата королева-мать? – Навряд-ли. Маргарите на момент замужества было всего 13 лет. Людовику – 20. Причём его набожность и благодетель не позволили ему дотронуться до супруги в течение трёх первых «брачных» ночей. Соблюдая какие-то смутные правила Ветхого Завета все первые три «брачные» ночи Людовик молился… Впрочем, одиннадцать детей они с Маргаритой всё-таки народили (не все выжили).

 
Брак и первая брачная ночь.

Но вернёмся к Восьмому крестовому походу. А то опять, как всегда, споткнулась и ушла в сторону. Итак:

  Итак: «последнее богоугодное дело Короля – его второй (восьмой по летоисчислению) Крестовый Поход.

  Оригинальность похода заключалась в том, что Людовик не отправился к Святым Землям напрямую, но решил сделать крюк через Тунис. Не малый такой крюк (см карту). Зачем и почему? – Никто точно не знает, но одна из версий такова: Людовик IX взял себе в голову, будто тунисский Султан готов обратиться в христианство и таким образом территорию страны можно будет использовать как стартовую базу для завоевания Египта.

 
Святой Людовик и крестоносцы по пути в Тунис.

18 июля 1270 г. флотилия крестоносцев подплывает к столице Туниса, городу Тунис, однако Султан не проявляет ни малейших наклонностей к обращению в христианство. Ровно наоборот. Город как следует подготовлен к осаде и не сдаётся. Крестоносцы захватывают соседний город Карфаген (близ Туниса не было источников питьевой воды, в Карфагене источники имелись).

 
Осада Туниса в 1270 г.


Смерть Людовика IX.

  Пишут, что жара в Тунисе в то время стояла невыносимая. В походных шатрах-палатках оставаться невозможно. Источники воды по чистоте своей сомнительны. В лагере крестоносцев начинается эпидемия (дизентерия или тиф). 3-го августа умирает сын Людовика, Жан-Тристан (Jean Tristan de France, 1250-1270). 25-го августа – сам Людовик.


Тунис и крестоносцы.

  Собственно, на этом эпопея Крестовых походов заканчивается. И даже если в учебниках по истории называются некоторые последующие походы, но всё это уже чистый воды атавизм.

  Людовик IX умер на земле неверных. Разумеется, предать тело будущего Христианского Святого мусульманской земле – pas de question! не может быть и речи! Но что делать с телом в такую жару и так далеко от королевской усыпальницы тоже непонятно (1800 км птичьего полёта, почти 3000 км по земле, предместье Парижа Сен-Дени). А тут ещё династическое соперничество за главенство между юным наследником Людовика, Филиппом III (Philippe III, dit «Philippe le Hardi», 1245-1285) и братом усопшего Карлом I Анжуйским (Charles I d’Anjou, 1227-1285). Шарль, посчитав наследного племянника слишком молодым и неопытным, поспешил взять все бразды правления в свои руки. Однако двадцатипятилетний Филипп проявил себя вполне взрослым и авторитарным. «Таким образом, тело почившего монарха оказалось «политической ставкой» между юным Королём и его дядей».


Смерть Людовика IX.

  Карл Анжуйский, будучи заодно королём Неаполя и Сицилии, предлагает похоронить Людовика IX в своём королевстве Сицилии – это совсем рядом (см. Атлас Мира). Филипп настаивает на репатриации в родное королевство Франции. В итоге сошлись на компромиссе: внутренности и плоть будут переданы Карлу, который захоронит их в аббатстве Монреаля (Monreale, город в провинции Палермо на Сицилии), а кости Филипп III довезёт до Франции и захоронит их по традиции в Сен-Дени.

  И тут начинается совершенно макабрский церемониал.

  Сердце и внутренние органы извлекают и помещают в две раздельные урны. Тело помещают в котёл с кипящим вином и солёной водой, варят в течение многих часов. До тех пор, пока плоть полностью не отделится от костей. Отделившуюся плоть помещают в закрытую урну, кости высушивают на солнце и благоговейно заворачивают в мешок из кожи. Урну с плотью забирает себе дядя Карл Анжуйский, сердце и скелет отправляются в долгий путь на Родину.

  21 мая 1271, после долгих месяцев странствий, останки Людовика IX погребены в Королевской Усыпальницы Собора Сэн-Дени (basilique de Saint-Denis, ныне в наиболее «неблагополучном» пригороде Парижа, 10 км от острова Сите и королевского дворца).

  Но до вечного покоя Святому Людовику ещё далеко…

  Продолжение следует.

 На картинке: карта Восьмого Крестового Похода. Синим цветом – христиане Рима; красным – христинае Константинополя, фиолетовым – христиане Армянского королевства и Сицилии, зелёным – мусульмане.


  Предыдущая часть здесь: http://alena-nevsky.com/sainte-couronne-christ-saint-louis-juifs-jews-evrei/

  А самое начало тута: http://alena-nevsky.com/sainte-couronne-christ-epines-sainte-chapelle-1/

  Продолжение следует…

  Оригинал



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире