10:12 , 05 мая 2020

Как терновый венец оказался в Париже? Часть 6. Святой Людовик и проститутки.


Людовик IX был, несомненно, королём выдающимся, заслуженно «великим», и не зря канонизирован «Святым» (умер в 1270 году, в возрасте 56 лет, правил Францией 43 года, канонизирован в 1297).

Вообще, Франции в начале своей истории с королями сильно повезло. «…Словно бы судьба решила побаловать эту только еще складывавшуюся нацию и послала ей целую династию несокрушимо крепких правителей. От избрания первого Капетинга вплоть до кончины Филиппа Красивого… И наконец, на долю Франции выпадает неслыханная удача, да не одна, а целых три подряд, когда от конца XII века до начала XIV ею правили трое одаренных или даже выдающихся монархов, и каждый восседал на престоле в течение достаточно долгого срока… Филипп Август, кузнец Истории, начинает выковывать подлинное единое отечество, присоединив к французской короне близлежащие и даже лежащие не слишком близко земли. Людовик Святой, вдохновенный поборник веры, опираясь на королевское правосудие, устанавливает единое законодательство. Филипп Красивый, великий правитель Франции, опираясь на королевскую администрацию, создает единое государство… Отечество, правосудие, государство — основа основ нации. Под эгидой этих троих зачинателей идеи королевства Французского страна вышла из полосы неопределенности. И тогда, осознав себя самое, Франция утвердилась в западном мире как неоспоримая, а в скором времени и главенствующая реальность». Морис Дрюон.



«Трое одаренных или даже выдающихся монархов»: Филипп Август (дед Людовика Святого, Philippe II dit «Auguste», 1165-1223). Людовик Святой (Louis IX, dit le «Prudhomme» / Saint Louis, 1214-1270), Филипп Красивый (внук Людовика Святого, Philippe IV, dit «le Bel» / «le Roi de fer», 1268-1314).

Людовик IX проводит масштабные реформы в законодательстве и государственном устройстве, учреждает «презумпцию невиновности», отменяет «божественные суды» (см. предыдущие рассказки), вводит единую монету, выступает соучредителем Сорбонны, строит соборы и монастыри, крепости и больницы…. А ещё вводит наказание за богохульство, запрещает азартные игры, ростовщичество, проституцию… С последними запретами, правда, получилось «как всегда». Проституцию Людовик запретил в 1254, а два года спустя запрет пришлось снимать. «Из-за невозможности исполнения декрета».

«Сhassez le naturel par la porte, il revient par la fenêtre» («Гони природу в дверь, она влетит в окно»).

Проституцию в средние века традиционно регулировали (читай – организовывали, с большой для себя прибылью, ну да и «минимизировать зло», конечно) «представители общественного порядка», муниципальные, гражданские или церковные власти, монастыри и аббатства. Последние являлись зачастую собственниками борделей, настоятельницы женских монастырей – практически «мамками». Представляете, как тяжко было на то смотреть зело набожному, признанному уже при жизни «Святым», Людовику? Представили? – Ну вот. Поперву, Людовик IX решает всех проституток вообще из королевства выгнать. Проститутки уходят в подполье. Общественность проявляет недовольство и нажим на короля. Пришлось уступить. Бордели опять разрешены, вне городских стен, вдали от церквей, кладбищ и прочих святых и публичных мест. Часы «приёма» обозначены зажженным красным фонарём у входа. Ставни на окнах закрыты… По-французски, публичные дома так и называют до сих пор: «maison close» – «закрытый дом», а термин «бордель» произошёл как раз от обозначения тех стен, за которыми борделям надлежало прятаться. Во время воскресной мессы работать не разрешено. Разрешено только с 10 утра до 6 или 8 вечера (в Париже), с понедельника по субботу. Выходить из борделя проституткам нельзя, разве что по определённым дням недели и строго в сопровождении помощницы хозяйки. Одежда проституток должна их немедленно отличать от порядочных женщин. Хотя «изгоями» или «отверженными» проститутки в средневековье не были. Напротив, если верить средневековому (фривольному) фольклору, проститутки нередко выступали в «сообщничестве» с «порядочными женщинами», если вдруг какого представителя мужского пола надобно было «проучить». В великолепном соборе в Шартре, имеется витраж, преподнесенный проститутками наравне с прочими витражами, преподнесёнными прочими профессиональными корпорациями.

Но не таков был Людовик Святой! Собираясь в свой второй Крестовый Поход (по официальному исчислению восьмой, 1269 г.), благочестивый монарх вновь призывает изгнать всех проституток из королевства. И вновь работницы сексуального фронта уходят в подполье. И вновь вместо борделей возникает бардак. Король идёт на попятную. Более того – !!!! – 13.000 проституток наняты и оплачены самим Святым Королём в качестве «escort-girls» для собственных крестоносцев!!!

Набожность набожностью, а дело важнее.

Продолжение следует.

Предыдущая часть здесь

Самое начало тута

Оригинал



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире