07:09 , 18 февраля 2016

Лютеция «времени упадка» Римской Империи. Париж. Скоро столица…




Продолжаем разговор. Отсюда.

Процветала рождённая в смешанном браке галло-романская Лютеция ровно два с половиной века (примерно). Удачное местоположение на пересечении важных торговых путей (разумеется, какой город без этого?) и удобства для римских легионеров делали город хоть и слишком важным, но всё-таки заметным. К концу II века Лютеция связана со всеми главными дорогами римлян, здесь проживает около 10.000 жителей на площади в 100 гектар. Могущественная корпорация судовладельцев контролирует речную и морскую торговою по Сене и её притокам, распространяя своё влияние на всю Галлию. «То была база коммерции и обмена между Лютецией и всем античным миром». Основа благосостояния.

Увы, в середине III мирному благополучию приходит конец. С севера и востока «набегают» варвары (Алеманны и Франки). Римляне воюют, Паризии скрываются на остров Сите. Открытый левый берег Сены защите не подлежит. «Великолепные сооружения» и добротные дома превращаются в «карьеры строительного материала», камни Форума и Арен Лютеции идут на строительство мощной крепостной стены вокруг Сите. Островная Лютеция становится «бастионом» (хотя некоторые поселения на левом берегу всё ещё сохраняются).


На картинке: положение дел в середине III века.





Сосредоточившись на Сите, город потерял три четверти своих площадей, но всё-таки не исчез. Являясь важным перекрёстком торговых и водных путей, Лютеция приобретает значение «опорного военного пункта» северной Галлии. Здесь стоят римские гарнизоны и римская боевая флотилия. Юлиан II (Отступник, Flavius Claudius Julianus Augustus 331/332 — 363) останавливается здесь в 360 г. и пишет в своих записках: «Дорогая Лютеция и ясные её воды» (примерно так). Чуть позже, 365-366 гг, местом своей временной резиденции выбирает Лютецию и император Флавий Валентиниан (Flavius Valentinianus, 320/321 — 375). В некоторых источниках можно прочитать, будто «местом стоянки» римских императоров был не наш с вами Дворец острова Сите (с которого начали нынешнюю рассказку), но «Дворец Терм» (там, где теперь «Термы Клюни», «Le palais des Thermes»). Однако другие авторы уверенно заявляют: «Нет! Королевским Дворцом был и оставался именно Дворец Сите»! Спорить не будем. Но ради красоты изложения согласимся с последними….


Примерно в это же время название «Лютеция» постепенно уступает наименованию «Город Паризиев» (Civitas Parisiorum). Дабы превратиться вскоре в краткое – Париж (Paris). И примерно в это же время язычество окончательно уступает Христианству.


Первым епископом Парижа (Лютеции), традиционно и безоговорочно называют Святого Дионисия. 250 год. Папа Римский (по преданию) послал Дионисия с сотоварищами в Галлию распространять Слово Божие. Дионисий обосновался в Лютеции. Язычники римляне схватили, пытали, и на горе Монмартр обезглавили. 9 октября. То ли в том же 250 году, то ли в 272. Название «Монмартр» можно перевести как – «Холм Мученика» (Mons Martyrium). Или же как «Марсов Холм» (Mons Martis). Или «Холм Меркурия» (Mons Mercori). В римские времена здесь находилось два римских храма – один в честь Марса, второй – в честь Меркурия. Именно поэтому, как говорят, Дионисия и отвели сюда дабы голову отрубить. Согласно агиографии Святого, Дионисий поднял отрубленную голову, омыл её в источнике и пошёл с головой в руках (или под рукой) на север, по той дороге, что ныне названа «Улица Мучеников» (rue des Martyrs). Через шесть километров, дойдя до римского поселения Катуллиак (Catulliacus), Дионисий передал свою голову благочестивой женщине из римской аристократии по имени Катулла (Catulla). После чего упал замертво. На месте смерти Святого возвели часовню-мавзолей. Современные археологи подтверждают: уже в галло-римские времена здесь действительно находилось кладбище. В 475 году, покровительница Парижа, Святая Женевьева, велит выстроить над могилой Святого церковь. Превратившуюся впоследствии в усыпальницу французских королей и могущественное аббатство Сен-Дени (ныне наиболее «неблагополучный» пригород Парижа, жуткий Saint-Denis)... А первого документально «засвидетельствованного» эпископа Парижа звали Victorinus (Victorin), 344-346.



На фото: Святой Дионисий на портале Собора Парижской Богоматери.





313 год. Император Константин I (сын Святой Елены, Constantin I, Flavius Valerius Aurelius Constantinus, 272 – 337) издаёт Миланский Эдикт, чем прекращает преследования христиан, провозглашает «свободу культа» и, собственно, возводит Христианизм в ранг государственной религии. Париж становится резиденцией епископата. В истории Парижа начинается новая эра. Но не так скоро, не так скоро…



На картинке: голубой цвет – христианские области Римской Империи при Константине + портрет самого Константина.





Пятый век. Римская Империя «времени упадка» медленно, но неизбежно приближается к своему закономерному концу. В Галлии римский magister militum (военачальник), Эгидий Афраний Сиагрий (Ægidius, Aegidius Afranius Syagrius; ? — 464) пытается всеми силами защитить северную провинцию против варваров. Оставленный и/или непризнанный собственными единоплеменниками, Эгидий «на собственный счёт» принимает борьбу с Вестготами, побеждает при Орлеане (463 г), но в итоге погибает от рук «романизированного» германского генерала Рисимера (464 г.). Сын Эгидия, Сиагрий (Afranius Syagrius; 430-487) оказывается «последним сколько-нибудь влиятельным римским полководцем, а также последним римским наместником в Северной Галлии. Именно после его гибели можно говорить о полном крахе римской государственности в Западной Европе». В битве при Суассоне (Soissons) в 486 г. побеждает предводитель франков Хлодвиг (Clovis I, Chlodovechus, 466? – 511). Всё. Теперь судьба Парижа решена окончательно и бесповоротно. Хотя, опять же, не так скоро, не так скоро…


Продолжение следует…

Комментарии

12

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


a_i_zhukov 18 февраля 2016 | 07:47

Доброе утро, ув. Алена! Вы еще спите, а у нас по мск уже 8 часов натикало.
Сейчас в блоге такие метки: "франция, париж, события, история".
Жду, когда добавится метка "футбол". Скоро. В июне.


anevskaya Алена Невская 18 февраля 2016 | 08:37

a_i_zhukov: Доброе утро! эх, футбол - не моё. разве что весёлого в городе будет пофотографировать.... как, например, было в Варшаве не так давно...


vladimir1_57 18 февраля 2016 | 09:38

На картинке: голубой цвет – христианские области Римской Империи при Константине
\\
Да, не прижилось христианство в Европе.


vitinary_ 19 февраля 2016 | 06:02

vladimir1_57: Прижилось.Не голубые места карты-сторонники преданного анафеме Ария.Франки Хлодвига были христианами,и галлами Парижа рассматривались как освободители и защитники.


anevskaya Алена Невская 22 февраля 2016 | 12:39

vitinary_: Примерно так. Хлодвиг крестился в "павильный" христианизм. И соплеменников язычников за собой повёл.


vitinary_ 27 февраля 2016 | 12:11

anevskaya: Алёна.Вы допускаете типичную ошибку.Хлодвиг крестился в "правильное" христианство.О чём мы знаем сегодня.Миллиард католиков.Блеск Борджиа.Целование туфли.Мир,затаив дыхание читает буллы.И-на самом деле,-Хлодвиг принимает веру окружённого врагами Папы.Ни земель,ни армии,ни денег.На востоке могучий император,в грош не ставящий авторитет Церкви.Императоры восприняли христианство непосредственно от Христа,а не от Церкви.Вместе с соплеменниками Хлодвигу предстоит воевать с сильными лангобардами-арианами.С быстро набирающими силу катарами в Провансе.Он подчинит себе узкую полоску,правда,это торговый путь по Сене,но все пользователи этого пути-его враги.Иль-де-Франс долгие столетия будет не самым мощным образованием во Франции.В любую секунду император может двинуть войска для присоединения Италии,да и Галлии.Никто не мешает.Врагов у него практически нет.Юстиниан и двинет-через 100 лет.Христиане ничего не могут дать Хлодвигу,только торговый путь.И Хлодвигу понадобится мир со всеми,а все будут хотеть воевать с ним за обладание им.Папа ни чем не поможет.Он просто никто.Почти никто.Пока это "почти" заработает,пройдёт 500 лет.Не стоит ли удивиться предусмотрительности Хлодвига?Я уж не говорю о том,что арианство-ясное и логичное учение,а христианство прямо говорит о том,что понять его постулаты невозможно.Хлодвиг рубит своей семье возможность заключать браки и союзы через них.То,что он делает-безумие,по сути.С политической,военной и административной точки зрения.И он-никакой не король ни Франции(за неимением таковой),ни Галлии(рожей не вышел).Рекс франков.Связавшийся с одиноким епископом в Риме не от большого ума.


anevskaya Алена Невская 11 марта 2016 | 17:52

vitinary_: мне очень жаль, что так давно совсем нет времени продолжить - как раз про Хлодвига... надеюсь вскоре закончу срочную работу и ещё поговорим...


vitinary_ 11 марта 2016 | 19:07

anevskaya: Буду с нетерпением ждать.


18 февраля 2016 | 19:49

Здравствуйте, Алёна. Очень интересно. У Хлодвига Меровинг фамилия по паспорту?


anevskaya Алена Невская 18 февраля 2016 | 20:02

oktai: да. следующая рассказка - про него (вот только когда???? что-то со временем...


nikita54 17 марта 2016 | 12:16

Алёна, очень жалко, что Вы не продолжаете проект. Ваши "рассказики" очень интересны.


anevskaya Алена Невская 22 марта 2016 | 00:20

nikita54: я обязательно продолжу!!! мне самой каждый день мучительно жаль. но совсем не складывается со временем пока.... это же не так просто, за каждой фразой написанного много много всего прочитанного стоит... а кое-как не хочется....

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире