13:52 , 12 января 2016

Мост Нотр-Дам и прочее. Малый Ледниковый Период. Париж





Мост Notre-Dame. Один из самых первых мостов Парижа. Ну, то есть не этот самый, понятно, но мост на этом самом месте.









Если посмотреть на карту Лютеции римских времён, красная линия — пресловутый cardo maximus. Через «маленький» рукав Сены — Маленький Мост. Через Большой, по красной линии — Большой Мост, как назывался в далёком девичестве наш Notre-Dame (с названиями не запутаться невозможно — «Большим Мостом» в IX веке назывался «Мост Менял» из предыдущего поста). Потом всякое разное происходит, всё те же нормандцы, мост разрушают, на опоры набрасывают досок, водяные мельницы… Вновь отстраивают и окрещают Notre Dame в 1421.





Plan de Paris, 1422




Мост Notre-Dame — 1576 — gravure Jacques Androuet du Cerceau




Новый мост солидный, хоть и деревянный. Широкий. Во всю длину с обеих сторон выстраивают жилые дома. Богатые лавки на первом этаже (60 или 65 домов, источники разнятся). Особо знамениты заведения оружейников и книготорговцев. Всё это даёт неплохой доход городу, но город доходным местечком манкирует. Не заботится, хочу сказать. 25 октября 1499 мост рухнул (почти). Дома полетели в реку. Ответственных — городского главу в том числе — приговорили к крупным штрафам, к возмещению ущерба и к пожизненному (как кое где пишут, а кое где нет) заточению в тюрьме. Хотя в разрушении моста можно былобы обвинить и сильный паводок Сены. Хотя и не обвинили — были люди, кто предупреждал об опасности загодя. Не послушались. Получили.





L’écroulement des maisons du Pont Notre-Dame en 1499. Крушение домов на Мосту Notre Dame в 1499
Tableau de Hubert Robert (XVIIIe s.). Картина
Hubert Robert (XVIIIe s.).





25 октября, надо сказать, в Париже и сегодня не жарко. А далёкий 1499 год относится к эпохе, получившей ныне название «Малый Ледниковый Период». Предполагаю, что в воде было холодно. Хроники ведают о множестве погибших.
Иллюстрация к «Малый Ледниковый Период»

The Hunters in the Snow by Pieter Brueghel the Elder, 1565






2000 Year Temperature Comparison





В 1507 мост отстраивают в камне. Как всегда с домами по обе стороны (странно сегодня предположить, что парижане с мостов пейзажем не любовались — все мосты были застроены). Дома большие, красивые. Вики пишет: шестьдесят один дом в шесть этажей. Пронумерованы. Что в Париже новшество! Первые номера домов!... Впрочем, новшество эфимерно. Настояща нумерация датирована 1728 / 1729 / 1765 / 1779 (даты различных декретов не слишком исполняемых до поры).






Место престижное, людное. Шикарные лавки, променад. 1515. Триумфальный въезд в Париж Франсуа Первого. Мост постоянно украшают. Портреты королей и королев, мужские и женские гермы[1], в нишах королевские статуи[2]. Красота! Бутики всё как на подбор — картинные галереи. Вот такие:





Antoine Watteau «L’Enseigne de Gersaint». 1720




А в 1786 все дома сносят. Поскольку пришёл им конец. Хотя некоторые «жилые мосты» оставались в Париже аж до конца XVIII века.



Пару слов о «жилых мостах». Сегодня кажется странным. Зачем на мосту дома строить? — Разве что Ponte Vecchio во Флоренции красивый. И ещё кое где. Но дом? На мосту? В речку плюхнуться?... Отгадка проста. Проста и вечна — деньги. Селившейся на мосту не платил всевозможных податей землевладельцу, сеньору, не платил за проход по мосту. На мостах селилась нищета. И коммерсанты. Последним тем более заманчиво было от налогов уйти. Не ото всех, конечно, но от земельных точно. Кроме прочего, торговцу не надо было бегать за покупателем — покупатель сам здесь массово шёл. Так что риск быть смытым паводком, или попасть под раздачу неповоротливого судна (аварии случались не редко), никого не страшил. Хуже. Сами обитатели мостов ничтоже сумняшеся прорубали в опорах подвалы и склады, надстраивали свои жилища со стороны реки ласточкиными гнёздами, за что и падали в речку время от времени… Ещё пожары частые. Мосты-то деревянные. Зато! — жилые мосты, как утверждают специалисты, были первыми урбанистическими проектами. В отличие от хаотичной застройки в городе, дома на мосту изначально отвечали некоему единому архитектурному плану, passage oblige. Это сегодня улицы в Париже ровные, фасады домов по линеечке. Но это лишь со времён Оссмана так. http://alena-esn.livejournal.com/369617.html До него фасады могли разгуливать, как хотели, улочки кривые были, узкие. А на мосту так нельзя. Там точно место для проезда / прохода оставить надо. Дома строили ровно. Потом уже и торговцы недвижимостью подсуетились: мост и дома на нём строились как единый проект недвижимости. Говорят, весьма прибыльный. Такой вот средневековый прогресс.




Nicolas-Jean-Baptiste Raguenet, La joute des mariniers, entre le pont Notre-Dame et le Pont-au-Change, 1756





Le pont Notre-Dame et le port au blé en 1782. Мост Notre Dame и порт зерна в 1782





Первый мост без домов — Новый Мост. Le pont Neuf. Который, как всем известно, самый старый мост Парижа. Завершён в 1607.



Ну а с нашего моста дома снесли, как сказано, в 1786. Снесли, и обомлели — все опоры пришлось срочно чинить. Изъедены подвалами и прочим рукоблудством бывших жильцов… А потом революция, никаких названий в духе Notre Dame (десакрализация) теперь нельзя, обозвали «мост Разума» (pont de la Raison). На время Революции. Потом хуже — «Мост Дьявола[3]». Но это уже после перестройки, когда двоечник-архитектор сделал своды слишком низкими. Корабли бились, как мухи о стекло (я преувеличиваю). Пришлось опять перестраивать. Таковым, как мы его видим сегодня, pont Notre Dame завершен в 1919 году.



Ещё здесь была помпа. Качала воду для Парижа. Парижу всегда воды не хватало. Первая помпа, La Pompe de la Samaritaine, не справлялась. Но об этом уж как-нибудь в следующий раз.



La pompe du Pont Notre-Dame en 1857 Помпа в 1857







На заднем плане фотографии — Мэрия Парижа.


Продолжение следует….


















[1] Четырехгранный столб, увенчанный скульптурным изображением головы [2] В нишах по концам моста: Святой Людовик, Генри IV,
Людовик XIII, Людовик XIV [3] не официально

Комментарии

11

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

saamov Григорий Сомов 12 января 2016 | 14:04

Молодец, Алёна, хорошо работаешь. Кто понимает, оценит, так снимать архитектуру, рассказывать про неё сложно.
У вас получается.
Спасибо!


anevskaya Алена Невская 12 января 2016 | 14:09

saamov: Спасибо Вам!


orlov_a_v 12 января 2016 | 14:11

Питер Брейгель старший к франции никакого отношения не имеет.и картина охотники на снегу написана не про париж.


anevskaya Алена Невская 12 января 2016 | 14:24

orlov_a_v: там как раз поэтому написано:
"Иллюстрация к «Малый Ледниковый Период», и НЕ написано: "Париж в картинах Брейгеля"


wowagera 12 января 2016 | 14:38

Красота..Очень интересно..


a_i_zhukov 12 января 2016 | 15:02

Ув. АЛЁНА!
1. С новым годом!
2. Вам два домашних задания.
2.1. Напишите как-нибудь, сколько парижан встретили нынче СТАРЫЙ НОВЫЙ год (вы наверняка кого-то там сагитируете).
2.2. Сделайте, плиз (это по-англ.), пост про съемки в Париже фильма "Ангел А" Люком Бессоном. Увидел ленту впервые позавчера. Черно-белая. В основном диалоги одной очаровательной пары. Так вот, на улицах Парижа не было практически никого (из людей) в кадре. Только в дали проезжали автомобили. Как ему это удалось?
Это как Михалков затушил рубиновые звезды в Кремле во время съемок "УС-1".
Граци (это по-итал.)


anevskaya Алена Невская 12 января 2016 | 15:16

a_i_zhukov: Спасибо! Про Старый Новый Год - увы, я болею и сама никуда. Про Бессона постараюсь узнать.

(13-го в вечеру в Соборе Александра Невского будет молодежь Рождество отмечать, это знаю, а про дискотеки - не очень)


ogrig Олег Савин 12 января 2016 | 18:15

Cardo maximus наверное главная ось Парижа и эталон градостроения на последующие века. Жаль легионерам не пришлось идти через Москву.
И комплимент вдогонку, Алена!


anevskaya Алена Невская 12 января 2016 | 18:33

ogrig: Спасибо. Cardo maximus - эталон действительно на многие века. придуман ещё до римлян. как-нибудь расскажу.


12 января 2016 | 19:49

Шарман. Мосты с далёкого детства человечества играли сакральную роль посредничества между этим светом и не этим. Даже древнеримские верховные жрецы именовались понтификами от термина мост, служа связью между видимым и невидимым мирами.
До сих пор Папа так зовётся.


anevskaya Алена Невская 12 января 2016 | 23:37

oktai: как всё неспроста и интересно! Спасибо за интересный комментарий....

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире