14:46 , 02 февраля 2013

Православная икона: Энди Уорхол или Андрей Рублев? Выбор очевиден

     Вечная проблема соотношения традиций и новаторства в религиозном искусстве сегодня не просто актуальна, в связи с особой культурной ситуацией, сложившейся в мире, вопрос стоит еще более остро – выживание самой христианской религиозной традиции.

     Более двадцати лет наше общество живет в условиях свободы, в том числе религиозной. Иконы сегодня можно увидеть не только в храмах и в домах верующих, но и в офисах, больницах и тюрьмах, на рекламных щитах. Иконы пишут на досках, печатают на календарях и плакатах, майках, кружках и другой сувенирной продукции. Иконой (иконкой) также называется значок в компьютере. Можно сказать, что икона занимает весьма заметное место в современном культурном пространстве. При этом границы, которые определяют ее сакральный смысл, размываются, рождая нам примеры актуального искусства, что также влияет и на церковных художников, которые пытаются идти в ногу со временем.

     Специалисты серьезно обеспокоены процессом обмирщения наиболее важных для Церкви традиционных видов творчества: архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства. Это было особо отмечено на конференции «Церковное искусство в современном обществе», которая прошла на недавних Рождественских чтениях. Эксперты привели примеры, как постепенно принципы актуального искусства, вторгаясь в пространство храма, разрушают его изнутри. А потому, прозвучали призывы быть острожными «с художественными экспериментами в области религиозного искусства», «постоянно обращаться к собственному наследию», «учиться, копируя древние памятники»…

     Однако никто не ограничивает творческий поиск, который, если это, конечно, настоящее творчество, ограничить не возможно. На церемонии открытия в выставочном зале музея Храма Христа Спасителя экспозиции «Свет Рождественской звезды» это отметил митрополит Иларион: «сегодня очень важно, чтобы мастера, используя те возможности, которые предоставляет наше время, одновременно бы следовали традиции, причем следовали бы не путем слепого копирования, а творчески ее развивали».

   

    

     Но Волхонке собраны работы архитекторов, иконописцев, резчиков, ювелиров, представляющих разные стили и направления. При всем своем разнообразии эти работы дают представление об уровне и состоянии современной православной культуры России, о возрождении и творческом развитии древних традиций духовного творчества.

     Однако эта экспозиция не единственная, где показаны результаты «творческого развития традиций». В эти дни в Москве открыты четыре выставки, где представлены произведения современного церковного искусства: «Свет Рождественской звезды» (ул. Волхонка, 15.); в Школе драматического искусства (Сретенка, 19); студенты института «Со-действие» и мастерской Алипия Печерского представляют свои работы в Центре славянской письменности и культуры (Черниговский пер., 9/13), а в залах Галереи искусств Зураба Церетели (Пречистенка,19) открылась выставка Инессы и Рашида Азбухановых «Икона на рези. Рукотворный образ».

Фото: Е.Стрельчика, С. Чапнина.

   Оригинал



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире