08:06 , 19 июля 2019

Крымчане едут из Крыма. Зачем или почему?

Только что вернулся из очередной поездки по Югу России о чём готовлю несколько репортажей, связанных с развитием туризма в этом регионе. Неделя просто пролетела на одном дыхании — Краснодар, Ставрополь, Пятигорск, Кисловодск, Домбай, Теберда и обратная дорога в Крым. 








И конечно со мной была Мушка. Когда выбирал отель для ночёвки, то выбирал те, где можно останавливаться с животными. 

С открытием Крымского моста, материковая Россия стала более доступна для жителей Крыма, и они активно стали выезжать за пределы полуострова. Не надо платить за паром, что раньше стоило довольно дорого. Паромная переправа для путешествующих на автомобиле обходилось минимум около 5 000 рублей в обе стороны, что было довольно накладно. 

С открытием моста трафик вырос в разы. Одни мотаются по делам, а другие просто путешествуют и обходят санкции в материковых торговых центрах, и банках. Первый, крупный населённый пункт после Крымского моста — это станица Тамань. Именно она одной из первых приняла удар весной 2018 года, после открытия автомобильного перехода. Крымчане массово поехали открывать счета и получать карты Сбербанка. Приезжали автобусами, занимали очередь с утра, чтобы получить заветный кусок пластика. Несмотря на санкции и нежелание ведущих российских банков идти в Крым — Сбербанковские карты на полуострове работают полноценно, можно снять деньги в банкомате, расплатиться за покупки или сделать или получить перевод, в том числе и через электронное приложение. Особенно актуально это для тех, кто владеет туристическими объектами и им удобнее получать переводы на Сберовскую карту.


Жители Крыма и раньше, когда работала паромная переправа, ездили на материк за Сбербанковскими картами и в Краснодар на шоппинг, но открытие Крымского моста упростило процесс передвижения и однозначно прорвало в том числе, и банковскую блокаду. Из Симферополя до Тамани около 200 км, Из Феодосии 135км. На машине эти расстояния можно преодолеть за пару часов, на автобусе чуть дольше. 

Не так много времени занимает процесс заключения договора и получения карты. Сначала выдают «безымянную», а через неделю основную карту, которую надо забрать из отделения в течении трёх месяцев. Никаких особых или дополнительных процедур и заполнения форм для жителей Крыма не нужно. 

Став клиентом банка, важно нарабатывать хорошую кредитную историю. «Слышал», что для жителей Крыма есть проблема получения в материковых банках кредитов, но, к сожалению, не уточнил этот вопрос. 

Проезжая мимо Тамани, я решил пополнить свой Сберовский счёт и открыл себе ещё одну Сбербанковской карту, так как мне в банке объяснили, что если я перевожу с моей московской Сберовской карты на Сберовскую карту другого региона, то комиссия 1%, но внутри своих карт у меня переводы без процентов. Видимо и в банках есть банковский роуминг….

По словам управляющей отделения, довольно за короткий срок клиентская база выросла в три раза и продолжает расти дальше. Посчитать сколько за эти годы крымчанам было выдано Сбербанковских карт сложно, но по некоторым экспертным оценкам речь может идти о сотне тысяч и более. 

Многих крымчан вполне устраивают крымские банки и карты, которые ими выпускаются, да и сеть местных банкоматов довольно приличная. 

Увы, крупнейшие российские банки так и не зашли в течении пяти лет на полуостров. Людей этот вопрос задевает и вызывает недоумение тем более, что в Крыму спокойно работают Ашан, Метро, летает Аэрофлот, есть официальные дилеры ведущих европейских и корейских автоконцернов. 

Сейчас на полуострове работают — материковый банк Россия, местный РНКБ и несколько других локальных банков. В целом ситуация с доступностью банковских услуг для крымчан вполне нормальная, единственное на что люди жалуются, так это на стоимость кредитных услуг, % ставка в крымских банках для них немного выше, чем на материке. 

Что касается сотовой связи, то весь Крым «висит» на краснодарских симках, ещё с 2014 года и ситуация не меняется. Путешествуя по Краснодарскому краю, жители Крыма со своими симками находятся в «домашнем регионе» и стоимость связь довольно низкая. Вполне спокойно можно пользоваться симками других операторов, но тут будет другая цена вопроса, но вполне разумная. Мобильный интернет довольно приличный, не хуже, чем на материке.

Итак, жители Крыма потянулись на материковую Россию. Одни едут в торговые центры Краснодара, другие покупают там квартиры, которые гораздо дешевле, чем в Крыму, третьи едут учиться. Довольно существенный поток тех, кто начал путешествовать по России и тех, кто выстраивает бизнес отношения с материковыми партнерами. 

Дистрибьюция большинства товаров и техники в Крыму осуществляется через Краснодарский дистрибьюторский куст. К сожалению, из-за низкой конкуренции, слабого развития крымских розничных сетей и нежелания материковых сетей идти в Крым – цены на продукты питания и некоторые товары выше на 10-15%. Эту разницу сложно объяснить дополнительным логистическим плечом в несколько сот километров, скорее всего жадность крымских торгашей. 

Что касается интернет торговли, то она между Крымом и материковой Россией развивается и вполне успешно. После открытия моста сроки поставки заказов из Краснодара сократились с нескольких дней до 6-8 часов. Можно заказать товар до 10 утра и уже после обеда его получить на складе. Большинство автосервисов так и работают, заказывая запчасти в Краснодаре, где выбор больше и цены ниже, чем в Симферополе. 

Жителям Керчи в какой-то степени повезло гораздо больше. Они ближе всего к материковой России, 19 км по Крымскому мосту, и они уже на материке. Административно город подчиняется Симферополю, но по факту местным проще ехать работать и учиться в Краснодар, чем в Симферополь. До аэропорта Анапы всего 80 км, а до Симферопольского около 220км. 

Возвращаясь после поездки в Крым, я не увидел ни одного указателя с надписями Крым, Симферополь, Севастополь. Почему? Если честно не знаю, но очень обидно. 



Крымский мост существенно изменил жизнь в Крыму, а после запуска железнодорожной части и окончания строительства трассы Таврида мы увидим более существенные и качественные изменения. Сейчас с материковой Россией неплохо развито автобусное сообщение. Можно поздно вечером сесть в автобус, в Симферополе и рано утром быть уже в Краснодаре. Постепенно люди забывают про Киев и ориентируются в первую очередь на Краснодар, а потом на Москву и Санкт-Петербург.

Вот что интересно, так это реакция крымчан, кто впервые поехал на материковую Россию. Для некоторых это просто шок — хорошие дороги, развитая инфраструктура, как банковская, так и торговая, цены существенно ниже крымских. Многие отмечают, что даже по внешним признакам жизнь в Краснодарском крае на порядок жирнее, чем в Крыму, который при Украине всегда был на задворках. 

Кстати, именно это и есть самая большая угроза для крымских властей. У людей появилась возможность сравнивать и это сравнение не в пользу Крыма. 

Есть ли перспективы у Крыма догнать Краснодарский край? Надежда всегда есть, и она всегда умирает последней. Федеральный центр за пять лет для полуострова сделал много, но вот на местах полный провал. Нет, люди не ожидали чуда, все прекрасно понимают, что изменить все и сразу нельзя, но до сих пор нет качественных и системных изменений. 

Крымский градоначальник считается успешным, если умеет вовремя вывозить вовремя мусор!!!! Все остальные показатели уходят на второй план. К огромному сожалению в Крыму нет системных управленцев, которые наступив на хвост семейным и клановым интересам способны что-то делать для людей. 

Сейчас в Крыму предвыборная пора, очень жарко и жёстко. Партия Единая Россия жжёт напалмом, приписывая себе, как партии все успехи федерального бюджета, рассказывая, что именно они лично построили Крымский мост, аэропорт, ТЭЦ, детские садики и спортивные площадки. Бред полный, но людям это втюхивают на полном серьёзе. Если честно, то это полное безобразие и местные социальные сети просто возмущены этим. 

Увы, в Крыму у ЕР сплошные лозунги, что они партия Крымской весны, что они плечо и опора для Президента. Крым обвешан билбордами ЕР и многие просто не понимают зачем тратится столько денег на агитацию, если они такие четкие и замечательные товарищи. 

Хочется верить, что ситуация будет меняться, но среди крымчан слышится всё больше раздражённых голосов, которые вызваны не Россией и тем, что она делает, а теми кадрами, которые нам достались от Украины и которые плотно засели на всех уровнях крымской власти. Они неспособны не только развивать Крым, но и решать текущие проблемы сложнее вывоза мусора и подметания улиц.

Я уверен, что довольно скоро многие санкции против Крыма и крымчан будут сняты, максимум в течении пяти лет и это мой самый пессимистичный прогноз. Какой ваш прогноз? Пишите мне Здесь!

А. Горный!!!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире