10:00 , 31 мая 2020

«Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм». Мода Возрождения

В середине XV века заканчивается Столетняя война, в Англии начинается война Алой и Белой розы, а в Италии — эпоха Возрождения, или Ренессанс. Такое название эпоха получает из-за возвращения к античным ценностям в живописи, архитектуре, поэзии и философии.

В этот период католическая церковь начинает терять свою власть, в Германии зарождается лютеранство, а Англия больше не подчиняется Папе Римскому. Эти изменения затронут и моду.

Период эпохи Возрождения зарождается в конце XIV века и продлится приблизительно до XVI — начала XVII века. Историки выделяют разные даты окончания эпохи, последняя из которых — конец Тридцатилетней войны (1648 г.), затронувшей почти всю Европу. В контексте моды завершающей точкой можно назвать приход к власти Людовика XIV (1643 г.).

Ключевыми понятиями для Ренессанса становятся гармония и симметрия. Если в эпоху готики единственным важным для человека была душа, то в эпоху Возрождения тело становится не менее значимым. В отличии от античности оно не демонстрируется (хотя в скульптуре и живописи появляются обнаженные фигуры), даже руки всегда закрыты, но при этом тело как бы существует в балансе с одеждой, пропорции становятся гармоничными.

3268379

Идеал женской фигуры — пышные формы при тонкой талии, также ценились легкий румянец, высокий рост, светлая кожа и здоровые белые зубы.

Одно из самых цитируемых высказываний о женской красоте в эпоху Возрождения принадлежит Аньоло Фиренцуоле, итальянскому писателю XVI века:

«…волосы женщин должны быть нежными, густыми, длинными и волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения… “

От эпохи Средневековья остается мода на высокий лоб, но теперь он обрамлен волосами, а не чепцом. Как женщины, так и мужчины, выщипывали брови в тонкую нить или полностью (достаточно вспомнить Джоконду).

3267507

Возможность показывать волосы открывает возможность их украшать накидками, сеточками и нитями с драгоценными и полудрагоценными камнями.

Помимо этого, в моду входят веера и перчатки. Перчатки даже становятся обязательным атрибутом для выхода в свет.

Женское декольте изначально углубляется, однако после битвы при Павии (1525 г.) моду начинает диктовать Испанский двор, декольте плотно застегивается на пуговицы.

3267513

Франция на какой-то момент перестает быть модной столицей, уступая место Италии и Испании, и снова занимая свое место в начале XVII века. Италия, а точнее Флоренция — колыбель эпохи, искусство там развивается во многом благодаря поддержке семьи Медичи.

Испанская мода заслуживает отдельного внимания. В 1492 г. завершается реконкиста — изгнание мавров, в Испании начинается Золотой Век, влияние католической церкви не так сильно уменьшается, в отличии от других стран. Аристократия всеми силами старается подчеркнуть свою избранность. Придворный костюм обязательно должен быть черного цвета, и даже есть мнение, что с тех пор черный — самый популярный цвет для мужского костюма (но это очень спорный вопрос). Черный же цвет на тот момент выбирается, как самый скромный, то есть, как будто церковь против роскоши, но при этом, это самые дорогие ткани с еще более дорогим декором.

3267511

Вся одежда Испанской моды сковывает человека, корсет держит спину, высокий воротник шею, волосы туго собраны наверх. Юбка женского платья держится на каркасе; мужские кафтаны на груди заполняет набивка из пуха, сена или конского волоса, для создания эффекта мужественной груди, как у рыцаря в доспехах. Если Итальянский Ренессанс с уважением относился к человеческому телу, то Испанская мода его сковывает и видоизменяет.

3267505

Испанским аристократкам приходилось стягивать грудь, чтобы она выглядела плоской — женские формы не должны были возбуждать.

В противовес гармоничному итальянскому Возрождению одним и главных художников Испании можно считать Эль Греко. Его полотна хорошо передают идеалы красоты испанского двора: светлая кожа, вытянутые лица, большие глаза, длинные шеи. Похожие лица можно увидеть и на картинах Диего Веласкеса.

Пока Испания переживает свой расцвет, Рим оказывается разграблен (1527 г), гармония, которую так восхваляет Возрождение, начинает терять свою актуальность, недолгий момент неразберихи будет обозначен периодом маньеризма. В живописи начинают появляться более жеманные позы, более яркие цвета, создается ощущение перегруженности.

Для моды этот период не так важен сам по себе, скорее его можно считать переходным этапом от Возрождения к Барокко.

Источник



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире