Может ли массовая музыка повлиять на репутацию страны, на глобальную национальную экономику?
Способен ли российский «шоу-бизнес» на мировое влияние, на созидание позитивного имиджа России?
Как руководители западных стран делали своих доморощенных музыкантов-любителей Великими посланниками планеты.

Попытаемся найти ответ на вопрос, отчего загибается наш родной, отечественный «шоу-бизнес».
Поищем ответ у «Биттлз». Следуйте за мной.

К лету 1965 года, в самый разгар битломании, в альбомах «Битлз» по-прежнему преобладали чужие песни.
Они уже были «БИТЛЗ»!!!, но их тексты оставалось по-детски инфантильными и чаще примитивными.
Я напомню, речь идёт о периоде до 1965 года, периоде их бешеной популярности и несомненном лидерстве в европейской и американской музиндустрии.

К этому году уже вышел «Help», но и здесь Битлы не углубляются дальше тем «Ты любишь (не любишь) меня – я люблю (не люблю) тебя. Твоя (моя) любовь прошла».
Самый радикальный поворот в этих примитивных сюжетах не больше, чем «Она купила билет и уехала, она захотела независимости». Пожалуй, только в одной песне этого альбома, «Yesterday», первый признак интеллекта:

Yesterday,
Love was such an easy game to play,
Now I need a place to hide away,
Oh, I believe in yesterday.


(Вчера
Любовь была такой легкой игрой
А теперь мне надо где-то укрыться (от переживаний)
Я верю во «вчера»)

«Белые розы» в сравнении с этими сюжетами – поэзия глубочайшего философского смысла, мощной эмоциональной силы:

Кто выдумал вас растить зимой, белые розы?
Белые розы… беззащитные шипы.
Что с вами сделали снег и морозы,
и лед витрин голубых?
Люди украсят вами свой праздник,
Лишь на несколько дней.
И оставят умирать на холодном окне…


Не песня, а гимн трансгуманизму, помноженному на антиглобализм и заботу об экологическом будущем планеты.
Но сколько увесистых камней набросали «музыковеды» в огород «Ласкового мая» по поводу их примитивизма и детдомовского происхождения, я в том числе.

Да, детдомовцы, а Битлы-то кто?
Вот портрет «Биттлз» в момент их первых, как и у «Мая», шагов на сцену. Портрет глазами самых близких им людей, тех, кто в то беспонтовое время был рядом:

ПИТЕР БРАУН (менеджер Битлз), СТИВЕН ГЕЙНЗ:

«В Гамбурге Битлз выступали в гнусной дыре под названием «Индра Клаб».
Обычно на крошечной сцене «Индра Клаб» показывали стриптиз и порнографические сценки, паузы между стриптизершами заполняли Битлами с семи вечера до двух или трех часов утра, иногда семь раз в неделю. Владелец клуба Бруно Кошмидер выделил им три грязных клетушки прямо за экраном, где круглосуточно шли порнофильмы, и ребята по утрам просыпались от звуков сладострастного пыхтения. Порой они засыпали тут же, у сцены, в проходной комнате, ведущей в туалет.

Подвыпившие моряки, не донося до туалета, мочились прямо на них.
За пять месяцев им ни разу не удалось помыться. Пьяный Джон настолько терял над собой контроль, что посетители клуба, проходя мимо, пинали его ногой в голову. Через пять месяцев «Биттлз» перевели в «Кайсеркеллер», где нравы были еще суровее, чем в «Индре». В клубе проводили время гангстеры».


Судьба группы «Биттлз» сделала крутой вираж лишь тогда, когда с ними знакомится сын богатого еврейского торговца – Бриан Эпстайн.
Эпстайн был открытым гомосексуалом. При первой же встрече с «Битлами» Бриан запал на Леннона так, что бросил успешный родительский бизнес и целиком отдался Битлам, скорее Леннону. Эпстайн появился в нужное время!

Это был период, когда ребята, устав от бесперспективняка, намыкавшись по клубам, уже готовили себя к новым профессиям.
Пол устроился водителем грузовика, Джон решил учиться на художника.
Тут и возник Бриан Эпстайн.

Бриан пообещал сделать их великими!
Он буквально порхал, окрылённый чистым чувством к Леннону. Для начала Бриан решил их помыть, изменить имидж, он сделал их «чистенькими мальчиками», как было принято в приличных еврейских семьях. Он лично проверял грязь под ногтями перед выводом их в «свет». Затем последовал главный шаг к возвеличиванию пацанов из Гамбургской подворотни.

Эпстайн предпринял важнейший шаг для того, чтобы битловская музыка стала великой.
Бриан уговорил Джорджа Мартина, главу фирмы «A&H» из компании «Парлафон», стать продюсером Битлов.

Джордж Мартин был блистательным знатоком классической музыки.
Для начала он решил сделать конфетку «из того, что было», как в песне Алёны Апиной. Главным козырем Битлов Мартин решил сделать песню «Be same Mucho». Затем он добрался и до их примитивной «Love me do».

Дело пошло.
Как только Битлы привлекли к себе внимание, Джордж Мартин стал шаг за шагом открывать уличным пацанам звуковую вселенную. Историческая заслуга Мартина в том, что он учил самоучек мыслить масштабным, полистилическим музыкальным языком. Он ввёл в их музыку несвойственную тогдашней бит-моде оркестровую палитру.

Не «Биттлз», а Джордж Мартин начал эксперименты с привлечением к записи филармонических музыкантов.
Он показал пацанам, которые слаще «скиффла» ничего не пробовали, как можно творить хорошо продаваемую музыку, созданную не по стандартным биг-бит канонам – три гитары и барабан. Именно Джордж Мартин заставил английских подростков разрушить в своей башке штамп бит-группы из 4-5 человек. Ведь Мартин долгое время редактировал издание детских пластинок, где были намешано всё, от музыкальной классики до детских считалок.

Да, Эпстайн оказался волшебником.
Он сделал «БИТЛЗ»!
Джон Леннон оценил это. Он тоже проявил благородство по отношению к Бриану. Жену Джона положили в больницу, Синтия рожала. За всю неделю Джон ни разу не появился у неё. Однако Джон Леннон оказался более отзывчивым по отношению к Эпстайну. Джон решил подарить Бриану несколько восхитительных романтических денёчков в Испании. В день родов Джон зашел посмотреть на сына, и заодно сообщить, что уезжает с Эпстайном в Барселону, отдохнуть. «Как ты можешь» – возмутилась Синтия. Женщина, она ничего не понимала в настоящей мужской дружбе. Бриан же провел в Испании несколько прекрасных дней с парнем, ради которого бросил всё, даже семейный бизнес.

Я не случайно пересказываю вам набившие оскомину фрагменты авторизованной биографии «Биттлз», написанной Хантером Девисом, подписанной всеми четырьмя битлами.
Следуйте за мной.

Итак, лето 65 года.
Солидная Англия презрительно, но с обывательским интересом следит за новым молодежным увлечением «рокабилли» – смесь блюза, стиральной доски и бледнолицых полуголодных тинэйджеров. Подражая американцам, некоторые английские подростки уже добились признания всей Англии. Появились доморощенные идолы. Суперпопулярна группа «Шедоуз» и многие другие, а на горизонте замаячили их конкуренты из провинции, «Биттлз».
Но до выхода их концептуальных альбомов ещё далеко. Чаще выходят «сорокапятки». Битлы выстрелили! Сначала в Англии, а затем и в соседних странах.

Появились настоящие фанаты, безбашенные девочки-малолетки, едва чувствующие первые сексуальные сигналы, мальчики, по большей части геи, не понимающие природу своего фанатизма.
За пару лет Битлы стали не только звездами, но даже единственными вожделенными секс-символами подростковой Англии. Понятное дело, приличные взрослые люди в этих детских безумствах не участвовали, ну если только в качестве заложников, сводить ребенка на концерт, как сейчас родители водят на «Ранеток».
И вот Битлы, неожиданно для себя, с огромным успехом провели гастроли в США! Это уже по-взрослому.

15 июня 1965 года появилось сообщение, что Битлов включили в список лиц, которым присуждаются почетные титулы по случаю дня рождения Ее Величества королевы Елизаветы.
Это награждение возмутило членов титулованного общества Британской Империи. Артур Ричард Пейп вернул свою медаль в Букингемский дворец, также поступил и гвардейский офицер, заявив, что не желает делить награду с «вульгарными придурками». Гектор Дюпиус, член Канадской Палаты Общин, тоже решил вернуть медаль. Возмутилась английская интеллигенция, возмутилась общественность, ветераны войны и труда.
Вам ничего это не напоминает?

Но вот как поступила Англия.
Один из концертов тинейджерской группы «The Beatles», после вручения «королевского подарка», посетили члены королевской семьи. После такого и солидная Англия позволила себе заглядывать на концерты «детской группы». Англия не ограничилась титулованием. Даже Королевский симфонический оркестр (!) под управлением великого Леонарда Бернстайна слабал их незамысловатые песенки.

Проворные ребята из команды Битлз – менеджер Роберт Стигвуд и юрист Роберт Фицпатрик – воспользовались грандиозным успехом в США своих подопечных «The Beatles».
Они создали в Калифорнии компанию «Роберт Стигвуд Органайзейшн». Роберты хотели сделать в Америке на Битлах большие деньги. Очень торопились, но не успели. «Биттлз» прекратили гастрольную деятельность, а позже распались. Однако два Роберта оказались хваткими ребятами. Если нет «Биттлз», есть Англия! А в Англии немало других групп. Налетай на пирожки, пока горячие.

У Стигвуда была группа «Би Джис», он прикормил её возле Битлов, она уже проявила себя в Лондоне.
Стигвуд её патронировал. С них и начали. И по-настоящему ураганный успех принес Стигвуду и Фитцпатрику музыкальный фильм, сделанный в Калифорнии «Лихорадка в субботу вечером», с группой «Би Джис».

За пару лет они вытащили на американский рынок практически всех английских исполнителей, всколыхнув в США мощную модную волну популярности на английский рок.
Сюда, в США, Стигвуд с Фитцпатриком с успехом воткнули практически весь английский поп-рок, от бездарных до гениальных. С их помощью на американском музыкальном рынке надежно закрепились англо-исполнители от «The Who» до Элтона Джона, Эрика Клептона, Хендрикса и Лед Цепеллин…
Так для австралийских братьев Гибб (Джибб) нашлось местечко за океаном, транзитом через Лондон, (только не надо меня поучать, что Стигвуд познакомился с Джиббами ещё раньше, работая на Битлов, я это помню). Это была чистейшая агрессия английского рока на территории американской музиндустрии.

Группёшка «вульгарных придурков», как их называли респектабельные и влиятельные «англикосы», радикально повлияла на экономику островной Родины.
Популярность Англии в мире взлетела так высоко, что Соединённое Королевство и «Биттлз» стали синонимами.

Американцы даже позавтракать не успели, как потеряли свой музыкальный рынок, самый большой в мире.
В один миг народ Соединенных Штатов утратил интерес к собственным исполнителям. Ушли на задворки практически все символы американского рок-н-ролла – от Элвиса Пресли до Джерри Ли Льюиса и Литтл Ричарда. Ситуацию не спас ни твист, ни шейк.

Америка в одночасье потеряла одну из ведущих отраслей национальной экономики и влияние на молодёжь планеты с помощью своей массовой культуры.
Англия же ликовала! Королева Елизавета продемонстрировала продвинутое стратегическое мышление в экономике и социополитике.

Предприимчивые англичане прихватили американский рынок на долгие 10 лет.
Даже гениальная изобретательность «воротил заокеанского шоу-бизнеса» была сражена. А сражались они жёстко. Американцы срочно сколотили группу «Манкиз» для устранения англичан. Запустили под «Манкиз» долгоиграющий сериал, с новой песней в каждой серии. Безрезультатно. После надоевшего рок-н-ролла изобретали то твист, то шейк, то джайв, то слимм.
Не помогло.

Только в середине 70-х англичане сдали захваченные американские позиции на поле музыкальной битвы.
«Воротилы» США отвоевали свою территорию, создав стиль «диско»! Создать стиль «бум-бум» англичане не догадались, у них оказался перебор мозгов. Перья, блестки, танцы, клубы, тусняк, стимуляторы. Хиппанутые англичане убрались восвояси, ощетинившись панк-роком.

Панки в США не прижились, хотя на самом деле родоначальниками панка нужно считать американцев Энди Уорхола, The Velvet, полутрансвеститские New York Dolls, конечно, Рамонес и куда без Игги.

Председатель правления Бродвейских театров Билл Ризи как-то сказал мне: «Мы допустили ошибку в 64 году, когда впустили Битлз, больше мы таких ошибок не делаем».
Они приняли верное решение, в эфире должна звучать американизированная музыка, без европейских выкрутасов. Обратите внимание на сегодняшние американские хит-парады. Там практически нет английских исполнителей, если они не под американским контрактом. Но и английские хит-парады, по большей части заполнены своими исполнителями. Заработала система защиты отечественного производителя.

Выпихнуть англичан и восстановить могущество американских артистов удалось с трудом.
Чтобы понять, какова экономическая ёмкость музиндустрии США приведу пару цифр 1999 года. К 1999 году оборот только одного музыкального бренда «Элвис Пресли» составил около половины триллиона долларов. Доход группы «Бекстрит бойз» в 99-м составил около 980 миллионов $. Для юзеров поясню, речь идёт о доходах, а не о прибыли. Огромную часть доходности музыкального бизнеса составляли – звучание на радио и ТВ, эндорсмент, мерчандайзинг (скрытая, прямая реклама), гастроли.

Кстати, в период популярности в Америке шведской группы АВВА, продажа шведских автомобилей «Вольво» на территории США выросла на 70%.
Шведы тоже не упустили своего шанса. Благодаря популярности АББы они мощно вошли в американский рынок, но без шума. Чтобы музиндустрия США не встревожилась. Опыт англичан пошёл им впрок. Шведы по сей день держат устойчивые позиции на музыкальном рынке США. К примеру, Бритни Спирс, «Бекстрит бойз», «Ин’Cинк» – шведские продукты. И не только эти исполнители.

В нашем же российском сознании бытует мнение, что всё крутится само по себе.
В начале перестройки, М.С. Горбачев, я его поклонник, сказал фразу, поразившую меня: «Рынок сам себя отрегулирует». Я не верил своим ушам, это говорит глава государства.
Ещё один очень порядочный и хороший человек, которого я искренне люблю, сказал мне: «Я категорический противник вмешательства государства в частный бизнес». Это Борис Немцов. Я говорю: «Боря, а как же по дорогом ездить, без светофоров». Он сказал, что всё равно против государства в бизнесе. Я понимаю, это полемические эмоции, не разум же. Ведь смысл государства не лезть в бизнес, но рационально регулировать отношения между согражданами, не заглядывая в трусы каждому».

Англичане, конечно же, вместе с королевой, понимали это ещё в 65 году, и не упустили свой шанс, который им дали «Биттлз».
По сей день Англия – европейский центр поп-рок музыки, на волне популярности которой англичане стали лидерами и в модельном бизнесе.
Совершенно очевидно, что мы сегодня не говорили бы о «Биттлз» и даже не знали о их существовании, если бы в начале карьеры этих дворовых исполнителей не появились такие личности, как Бриан Эпштейн и Джорж Мартин. Их усилиями молодые пацаны обрели славу и музыкальную профессию.



Думаю, что Англия не стала бы законодательницей в мировой музыкальной индустрии, если бы не поддержка государства и лично королевы, их содружество оказалось весьма плодотворным.
Мир получил «Биттлз», а Англия – подъем в экономике и духовное влияние в мире. Я это к тому, чтобы мы поняли сколько в России загублено талантливых музыкантов, которые не получили ни первого, ни второго.

Для безнадёжно «одарённых» напоминаю.
Мой анализ музыки «Биттлз» касается периода до 1964 года, когда они пели и писали песни лишь для того, чтобы поддерживать гастрольное сумасшествие по имени «Битломания». Но именно этот первоначальный период даёт талантливому музыканту шанс стать «великим». А талант, в свою очередь, делает «великой» свою страну.

К сожалению, наш так называемый шоу-бизнес так и не стал полноценной музыкальной индустрией.
«Евровидение» – телешоу для пенсионерок – остаётся мерилом развития российской музидустрии. Российский гастрольный бизнес практически уничтожен. Расходы по организации афишных концертов на территории России, с её огромными расстояниями, превышают все разумные пределы. Речь идёт о полноценных коллективах, а не «фанерных» – из трёх человек – директор, звукорежиссёр и исполнитель.

Как правило, не только периферийные, но и столичные концертные бюро не могут дать телерекламу концертов из-за необузданных цен.
Эти цены для отечественных артистов такие же, как для зарубежных гигантов Pepsi, McDonalds и т.д. Хотя позитивный опыт был, в 96-97 годах существовала 90% скидка на телерекламу развлекательных мероприятий для отечественных исполнителей. Больше этого нет. Но именно в 90е годы в России появилось огромное количество исполнителей в абсолютно разных жанрах. От Аллегровой до Земфиры и от «Сектора газа» до «Блестящих».

Сегодня российские сцены заполнены иностранными артистами, которые чувствуют себя в нашей стране более вольготно, чем российские артисты.
Достаточно проехать по Москве, чтобы увидеть, как доминируют на рекламных щитах иностранцы. Причина – разобщение российских исполнителей. До сих пор у нас нет ассоциации, объединяющей музыкальных исполнителей. А вот Американская ассоциация музыкальных исполнителей стоит непреклонным заслоном для наших артистов, выезжающих туда на гастроли. Эта ассоциация цепко хранит в национальной памяти артистов, создавших американскую массовую музыку.

Любое государство отстаивает права собственного производителя, не говоря уже о национальной культуре. Нет ничего опаснее для любого народа, чем танцевать под чужую дудку. Это знает и Европа, и Индия, и Китай, и Латинская Америка.

Отношение нашей страны к собственной музыке показательно.
К примеру, права на одну из самых популярных русских песен «Дорогой длинною», авторами которой являются композитор Борис Иванович Фомин и поэт Константин Николаевич Подревский, принадлежат битлу Полу Маккартни. Вот и приехали. Мы не можем петь эту песню за рубежом, пока не заплатим Полу.

Статью о песне «Дорогой длинною» можно прочитать на сайте группы НА-НА.

Все фото – Бари Алибасов


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире