Деловая, культурная, политическая атмосфера — это те трудноуловимые субстанции, о которых должны заботиться власти в любой стране. Всегда. Даже когда речь идёт о защите суверенитета, борьбе с иностранными агентами и «мировой закулисой». Это прагматично. Он этого зависят приход инвестиций, технологий и лучших кадров.

Сегодня в Госдуме рассматривают поправки к законопроекту о СМИ-иностранных агентах. Речь идет о возможности наделения статусом СМИ-иноагента физических лиц. Кроме того, предлагают обязать зарубежные соцсети регистрироваться в качестве юридических лиц в России. Со всей отчетностью, раскрытием бизнес-информации и доступом ко всем данным.

Обе эти инициативы на атмосферу влияют так себе…
Так, наделения статусом СМИ-иноагента физических лиц делает возможным признать таковым, по сути, любого блогера. Точнее, вообще любого, у кого есть страница в социальных сетях, несколько подписчиков и кто опубликовал у себя в Фейбуке, ВКонтакте, Инстаграме или где угодно хоть что-то. Если при этом получали переводы или пожертвования не из России (даже от родственников из Белорусии), либо иностранный гражданин оплатил счет в ресторане, то формальное основание для признания иноагентом готово. А это и печать на репутацию, и необходимость гораздо чаще, чем остальным гражданам отчитываться как минимум о доходах и расходах.

Атмосферу это не улучшает, при этом и пользу приносит не очевидную.
И если с первой инициативой понятно — это инструмент давления на потенциально опасных или просто неприятных граждан, то со второй последствия не только «атмосферные».

Когда зарубежные соцсети хотят принудить регистрироваться в качестве юридических лиц в России, то говорят о вопросах безопасности и сохранности данных россиян. Это действительно важно. Но есть и другая сторона этой истории.

Уже сейчас иностранные IT-компании, имеющие в России свои офисы, продают рекламу, но не продают многие облачные продукты. В условиях требований российских властей к индустрии они не уверены в том, что смогут гарантировать сохранность данных своих клиентов на территории РФ. А потому предпочитают отказаться от российского рынка, чтобы не дискредитировать себя на остальных. По большому счету, изоляция российского интернета, которой давно всех пугают, уже отчасти внедрена на уровне внутренних «Политик» крупных компаний, включая Google и Microsoft.

Они уже не внедряют здесь передовые технологии, не строят data-центры и т.п. Это, скажем так, их «антисанкции» на наше законотворчество.
Конечно, моментального эффекта такая политика интернет-гигантов почти не имеет, но отложенным эффектом станут технологическая отсталость и периферийные позиции в мировом разделении труда в обозримой перспективе. Хотя и сейчас не секрет, что Россия не в авангарде.

Уверен, что к инициативам, ведущим нас к самоизоляции, необходимы и «противовесы», которые будут нивелировать последствия борьбы за самобытное понимание суверенитета и против разгулявшейся в интернетах свободы высказываний. Что-то, что на этом фоне привлекло к нам самые современные и передовые технологии, инвестиции в так называемую «умную экономику» и квалифицированные кадры не только из бывших советских республик.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире