По мере обострения политической ситуации в Белоруссии, в Казахстане, да и у нас в стране, нарастают некоторые противоречия, сформированные в формате ЕАЭС. Конкретно речь идёт о защите товарного рынка наших стран от контрафакта.
Тема контрафакта актуальна практически всегда. Она, например, всплывает буквально по любому случаю в конфликте России с Александром Лукашенко. Но воз и ныне там, то есть объёмы этого самого контрафакта растут: в Совете Федерации называют скромные 0,5 трлн рублей по непродовольственным товарам, а вот ТИАР-Центр даёт вообще фантастические 5,2 трлн рублей (по ним же). Причём, известны и места отгрузки т.н. «серого импорта», как стыдливо называют контрабанду/контрафакт на рынке.
Напомню, что здесь — и угроза здоровью потребителей, и недополученный НДС, который оценивают в 500 млрд рублей.

На минуту, это в пять раз больше, чем в этом году дополнительно выделено на региональную дорожную сеть, и чем выделено регионам на компенсацию недополученных доходов из-за эпидемиологических угроз. В результате, социалка в регионах «трещит по швам» из-за недополученных ожидаемых доходов, а деформация региональных бюджетов становится печальной реальностью наших дней.

Можно, конечно, попытаться «выпустить пар» или даже покричать начальственно сверху, но проблему-то таким образом не решить, нужны системные подходы, в том числе и работа по уменьшению «серых зон» в экономике.
Во времена же, когда, что называется, подпирает, часто кивают на таможню или полицию, дескать, проблемы там. Начинаешь разбираться досконально и в самих органах разъясняют, что бренды, вообще-то, как правило, предпочитают не поднимать шум в связи с выявленным и связанным с их именем контрафактом. Им проще замять «косяк».
На государственном же уровне несколько лет назад приняли все принципиальные решения и ввели цифровое регулирование в виде маркировки для того, чтобы сделать процесс изготовления и транспортировки товара максимально транспарентным и законным, отсечь пресловутый человеческий фактор, без дорогостоящих экспертиз и контрольных закупок определять качество товара в любой момент времени.

Это, конечно, даёт преимущества, так как, в принципе, цифровизация делает невозможными «подмахивание» недостоверных таможенных деклараций, вбросы в магазины дешевой неучтёнки… Но тут же появились лоббисты, которые одной рукой, так сказать, фиксируют рост нелегального оборота (в одежде и обуви – 29%; в детских игрушках – 35%; да даже в батарейках находят 15% контрафакта), а другой рукой всячески сопротивляются легальной маркировке товара.
Путь настолько извилист, что для этого, прости, Господи, создаются «партии-однодневки», якобы выражающие мнение неких социальных групп — «борцы с режимом» узкой специализации, так сказать. Ну, да – негатив продаётся лучше. Отличительной чертой таких движений и организаций является использование тезиса о «повышении цен», которым приправляются любые политические заявления. Однако на вопрос: а с чего им повышаться, если отсекаются сопутствующие серые расходы? – ответа, как правило, не звучит.

Очистка рынка, конечно, требует логики и аналитической работы. Но даже здесь не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, что сертифицированный и маркированный товар является гарантией качества, а, значит, имеет ответственного производителя и ответственного поставщика, а если ты купил зарядное устройство за 10 рублей (условно), а потом спалил свою квартиру, то к кому ты побежишь жаловаться? И на что?

Опять придётся экстраполировать свои абстрактные претензии на власть, которая, кстати, регулярно предупреждает об ответственности за участие в «теневом» обороте, в том числе, и с помощью увещеваний, и с помощью реального предложения, сделанного гражданскому обществу ещё несколько лет назад: давайте жить по правилам и делить ответственность за безопасность нашей жизни поровну.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире