Когда нет необходимости (и возможности) хитрить, как правило, «спрямляются схемы», а бизнес, когда ему это выгодно, начинает жить честно. В случае, который я хочу описать, речь идёт об эксперименте, реализуемом в бизнес-среде на данный момент времени – о тотальной маркировке товаров.

Во-первых, проект «Честный знак», делается на частные деньги, а если конкретно, на 200 млрд руб. и, сам по себе, является инновационным.

Во-вторых, он, как предполагается, будет постепенно охватывать весь рынок товаров, и по масштабу, на минуту, не имеет аналогов в мире (100 млрд кодов одноименной системы).

В-третьих, это редкий пример в рыночной практике, когда для людей товары должны подешеветь. Это удивляет, потому что мы не привыкли, что бизнес снижает цены даже когда заметно наращивает прибыль. В данном случае компании, которые этого не сделают, рискуют стать неконкурентоспособными.

Система эта уже работает, в ней 6 млрд кодов лекарств, сигарет, обуви и т.д., а всего охвачено 13 отраслей — «молочки», парфюмерии, легкой промышленности, фотоаппаратов, велосипедов и кресел-колясок.

Вот, например, производство минеральной воды считается одним из самых коммерчески выгодных производств, принося сезонные и, если хорошо выстроена логистика, всесезонные прибыли своим создателям. Однако на этом рынке весьма распространён контрафакт, так как контроль качества воды не всегда реально организовать на нужном уровне. Это прямо настоящий бич отрасли: продукция не требует сильных вложений и на вид может не отличаться от более дорогостоящих аналогов. Вкусовые качества также без специального навыка и соответствующей аппаратуры не определить оперативно. И этим, надо сказать, активно пользуются мошенники или просто нечистые на руку предприниматели.

Причём, иногда масштабы фальсификаций минеральной воды достигают государственного уровня. Вспоминаются инциденты с известными кавказскими брендами воды, когда выяснилось, что компании чуть ли не целенаправленно поставляют на российские рынки фальсификат. Быть застрахованным от таких прецедентов пока не представляется возможным. А ведь еще есть специальная категория детской воды. Вот тут и возникает необходимость решения проблем системно, путём специальной маркировки наименований товаров, которые автоматически будут, проходя необходимую сериализацию и сертификацию, застрахованы от подобных инцидентов.

Ситуация с минеральной водой в стране, кстати, гораздо масштабнее. Так, по оценкам компании «Холдинг Аква», которая, сама по себе, является дочерней компанией Кавминкурортресурсов, доля подделок на рынке составляет от 50 до 75%, при этом, объем рынка растёт в год на 12-15% в год. То есть масштабы проблемы ещё и увеличиваются ежегодно. Что объяснимо – воду можно разлить из-под крана, смешать с элементарными вкусовыми добавками и покупатель даже не заметит разницы.

Так вот ещё в 2018 году холдинг обратился к руководству страны, конкретно — в Минпромторг с инициативой провести эксперимент по обязательной маркировке минеральной воды в национальной информационной системе. Инициатива нашла понимание руководства ведомства в лице Дениса Мантурова и на базе министерства, а также оператора системы стало проводиться тестирование технологии.

Зачем это «Холдингу Аква»? Им, как и остальным легальным компаниям, которые хотят зарабатывать, добросовестно конкурировать и отвечать перед покупателями за качество это выгодно. Уход нелегальной продукции из этой отрасли уже в первый год, как рассчитали, увеличит прибыль производителей на 11 млрд руб., а цены для потребителя уже могут быть снижены в среднем на 5%.

Постепенно в специальное соглашение о частно-государственном партнёрстве вошли и другие товары, в частности, фотокамеры и лампы-вспышки.

Почему это интересно?

Дело в том, что в эксперименте по маркировке этих товаров, который прошёл с мая по ноябрь, включились не только российские (такие как «Яндекс Маркет», например), но и крупные иностранные компании (такие как Canon, Nikon, Sony, Fujifilm и др.). То есть речь идёт о совместных усилиях по внедрению универсальной системы как со стороны производителей, так и со стороны импортёров. Понимание этот проект нашёл и у крупнейших ассоциаций – РАТЭК, АКОРТ и Союза участников потребительского рынка. Так что общий синергетический эффект рассчитан на стимулирование развития как производств, так и торгово-экономического баланса на внутреннем рынке и между странами.

Понятно, что для внедрения такой масштабной системы необходимо, чтобы гражданское общество не просто приняло, но и понимало возникающий от этого положительный эффект.

Эксперты говорят, что этот эффект может оцениваться в размере 1,2% ВВП за счёт существенного снижения незаконного торгового оборота – на 1,1 трлн руб. и легализации налоговых поступлений. А там, глядишь, и налоговая служба, удовлетворённая такими преференциями, снизит налоговое бремя на многострадальный средний и малый бизнес, конечно, по поручению президента РФ, скорее всего. Планы-то перед бюджетом будут выполнены и лютовать, как говорится, не будет никакой необходимости.

Дополнительный, так сказать, косвенный, экономический эффект должен также возникнуть от «спрямления» контрольно-надзорной деятельности и сокращения непроизводственных затрат предприятий. Так вот экономические расчёты показывают, что снижение доли незаконной продукции от 5-10% (минимум) до 50-60% (максимум) приводит к росту выручки легальных производителей от 50 до 250 млрд руб. на отрасль.

Вот такая «занимательная экономика» нас ожидает в случае успеха эксперимента, а акторам осталось в нём активно поучаствовать.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире