С точки зрения медицинских событий прошедшая неделя для меня стала очень важной, так как заставила глубоко и серьёзно посмотреть на то, что во многом определяет нашу жизнь — на отношения между людьми, в частности, на отношения между медиками и пациентами.

Это ничуть не только российская проблема, и ничуть не проблема только наших дней. Конфликт в отношениях врач-пациент лежит в их изначальной сути: желание пациента быть быстро и качественно здоровым (очень естественное) часто оказывается невыполнимым (или в каком-то пункте не в полной мере выполнимым: не всегда быстро, иногда не качественно, и увы, нередко в силу болезни, невозможно вернуть здоровье).

И мы все, оказавшись в замке отношений врач-пациент, всегда в разной степени участвуем в этом конфликте. И по-разному в нём себя ведём. И да, наше поведение в нём глобально напрямую связано с нашим поведением в любых других конфликтах. Если кого-то удивляет, что пациент может позволить себе ударить или оскорбить медика, который пытается ему помочь (совсем недавно это произошло во Ржеве: https://tass.ru/proisshestviya/7474737), то уже мало кто удивляется, что люди бросаются друг на друга с кулаками при любом мало-мальчиком конфликте. Но ведь эта «привычка» — ударить, наорать, запугать, чтобы проблема решалась, свойственна нашему обществу в целом. Даже в пресловутом законе о домашнем насилии есть много возможностей безнаказанно это насилие применять. Возможно, именно это укоренившаяся в головах модель агрессивного поведения дала повод бурно обсуждать случай в Уссурийске (https://www.newsru.com/russia/04jan2020/broke_fingers.html ), где родственница малолетнего пациента, оказавшись недовольной вначале медицинским решением врача-стоматолога, затем его поведением, стала снимать его на камеру телефона (это хоть и не очень адекватная, но понятная защитная реакция), а потом ложно объявила, что он ей сломал пальцы — совсем неадекватно (https://medrussia.org/33779-oklevetala-na-vsyu/?fbclid=IwAR2c_HlDyR0rAWEorFAYebkBUj_-K_MMq7BZh70ilBum6E6Ircyzydogvfk ). Но вот что для меня ужасно: многие коллеги-врачи, горяча осуждая «пациентку», совсем не обратили внимание, что врач на неё всё-таки напал (вот здесь моё возмущение: https://t.me/AlexeyErlikh ). Пальцев не ломал, телефон из её руки вырвал. Но мы так привыкли к жестокости, что это насилие и за насилие-то не считаем. Не сломал ничего и ладно.

И в этом, как мне кажется, кроется много наших врачебных бед. Мы, врачи, справедливо сетуем, что каждый наш промах под микроскопом и с лупой разбирается в следственном комитете. Но при этом порой ведём себя так, что наши визави (пациенты и их родственники), не знают что делать. И в отсутствии иных механизмов идут жаловаться в СК. Врачи, желая, чтобы их уважали, зачастую сами для этого делают так мало, забывая, что уважение незнакомых людей не априорно. Оно воспитывается и рождается порой с трудом. 

И это наша общая беда. И врачей и пациентов. Врачи беззащитны от агрессии со стороны пациентов (да и сами порой не научены адекватно вести себя в конфликтных ситуациях), и пациенты беззащитны и не имея механизмов решить свои проблемы, идут жаловаться. И то, что количество этих жалоб растёт, а глубина конфликта становится больше виноваты все.

Что же делать? Самое простое сейчас сказать: ребята, давайте жить дружно. Но не сработает. А вот то, что сработает: 1) организация, объединяющая врачей на основе их стремления к честной работе только в интересах пациентов (а не администрации и не мед.учреждений), а также организующая экспертную помощь и поддержку для врачей в самых разных аспектах их деятельности; 2) сотрудничество врачей и объединения врачей с пациентскими организациями для выработки объединённых решений и действий; 3) запуск создания законопроекта о страховании врачей от врачебных ошибок и создании систем денежных выплат по результатам жалоб на врачебные ошибки (именно из-за отсутствия этой системы все конфликты сейчас решают в СК и прокуратуре, из-за чего врачи подвергаются риску необоснованных уголовных преследований, когда в подавляющем большинстве сатисфакции в виде денежного штрафа, пусть и большого, было бы достаточно); 4) передача вопросов оценки качества лечения только в руки врачебных научных профессиональных сообществ, которые должны быть независимыми; 5) придание врачу статуса самостоятельной единицы права, независимого от влияния чиновников или администраторов медучреждений; 6) глобальные решения в отношении изменения системы здравоохранения.

Никто не должен заботиться больше о репутации, о чести и достоинстве врачей, чем сами врачи. Сейчас для многих это очень трудно, но всем нам, врачам, надо к этому идти и тогда мы вместе с нашими пациентами будем заодно против болезней. 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире