Сегодня довелось мне поучаствовать в Круглом столе с кандидатом в мэры Москвы Сергеем Собяниным, на котором обсуждалось настоящее и будущее московского здравоохранения и медицины.

Это было, хотя и несколько формальное, но довольно интересное мероприятие, по которому, которое, как мне показалось, можно предположить, как будет развиваться здравоохранение города после сентября 2018 года.

В ходе беседы я попробовал тезисно записывать, основные идеи, которые высказывал С.С., и думаю, что могу рассказать о них и прокомментировать.

Начнём, пожалуй.

1)      Поликлиники. В работе поликлиник, как мне показалось не нужно ждать коренных изменений. Уже хорошо известно, что нынешнее московское руководство не поддерживает идею переноса нагрузки лечения в крупные клиники (агломерации стационар+поликлиника). Поэтому будут продолжены закупки нового оборудования в поликлиники города. С одной стороны, новое оборудование – это всегда хорошо, но с другой, надо вспомнить сколько было критики к прежним массовым закупкам, и к неэффективному использованию этого оборудования, когда дорогущие диагностические установки простаивали и из-за нехватки специалистов, и из-за режима работы поликлиник. И вот теперь то закупленное оборудование будут менять. Надеюсь, что меняться будет и подход к его использованию. Опять же, мне кажется, что концентрация медицинских возможностей в клинических агломератах более эффективна, чем «распыление» по разным частям города, тем более, что понятие «в одной поликлинике» сейчас в Москве очень размыто из-за того, что в одном административном подчинении находится несколько офисов и зданий.

Другое, о чём говорил С.С., касалось внедрению систем по контролю за работой в поликлиниках «узких специалистов». Ну тот логично, раз система электронного контроля за участковыми терапевтами помогла сократить сроки ожидания приёма, то это должно сработать и с этой части. Не берусь прогнозировать, как оно получится, но кажется, что гораздо более важно делать так, чтобы вся система оказания помощи была эффективной. И эффективность эта измеряется не столько временем ожидания, сколько чисто медицинскими аспектами работы врачей, которые в рамках существующей системы поликлиник работать эффективно могут не в полной мере.

Лично я абсолютно уверен, что нынешняя система амбулаторной помощи городу абсолютно не нужна, она высасывает деньги из бюджета и распыляет их в воздухе. Эта система должна быть коренным образом изменена – здания новых поликлиник должны строиться рядом с больницами, там же должны работать врачи (это уже не будут только лишь врачи больницы или врачи поликлиники, это будут специалисты, которые комплексно и последовательно ведут пациента на всех этапах его лечения). Это и для людей удобно – они будут точно знать адрес, куда идти лечиться, а не мотаться по филиалам поликлиник, курсируя от одного специалиста к другому. Надеюсь, что будущий мэр города всё-таки прислушается к этим советам.

2)      Диспансеризация. Это была очень важная тема разговора. И это не удивительно, ведь диспансеризация, как метод профилактики различных заболеваний до сих пор распространён и приветствуется и в Москве, и в России. Также важно и интересно, что С.С. признал, что существовавшая в городе система диспансеризации привела к появлению массовых приписок и обманных обследований. Будет ли в будущем эта система реформирована? Кажется, что есть надежда, что да. Это будет зависеть от того, что услышал кандидат в мэры на сегодняшней встрече, так как на ней были высказаны два (и во многом противоположные) мнения о том, какими должны быть диагностические обследования. Попытаюсь изложить это так, как я сам понял. Первое, это система чек-апов, то есть, быстрых (за один день) профилактических обследований по разным направлениям, например, кардиологический чек-ап, онкологический чек-ап и проч. Сразу скажу, что мне кажется, что это та же диспансеризация (со всеми её минусами – сейчас не будем об этом подробно), но только названная иначе, и под которую будут выделено больше денег, в первую очередь на информатизационную часть. При этом, как кажется, большой пользы не будет, так как нововведение может повысить удобство обследования, но не его глобальную эффективность. По-прежнему, большинство людей не очень заинтересованы в том, чтобы быть здоровее. И даже предложения повысить ответственность работодателей за здоровье работников ни к чему не приведут.

Я считаю более правильным для профилактики заболеваний прозвучавшее на круглом столе предложение по созданию системы простого отбора для проведения того или иного профилактического обследования. Такая система позволит, во-первых, быстро направить каждого человека на нужное ему профилактическое обследование исходя из его личных особенностей (в отличие от сегодняшней диспансеризации, которая почти всех без разбора обследует по всем направлениям). Во-вторых, такая система будет экономить силы и время людей, а в-третьих, будет гораздо-гораздо более эффективна, так как позволит выявлять скрытые заболевания более прицельно, и станет значительно меньшей нагрузкой для городского бюджета. Проще говоря, если диспансеризация (или чек-ап) выявит одно заболевание, обследовав 1000 человек, а система целевого отбора – это же одно заболевание после обследование 100 человек.

3)      В ходе круглого стола С.С. сказал, как мне показалось, очень важную вещь о том, что в городе должна работать единая система медицинской информации, когда нажатием кнопки на компе врач в любой больнице или поликлинике увидит всю историю болезни пациента, все его обследования и эпикризы. Речь также идёт об электронных больничных листах и электронных рецептах. Вот тут у меня нет никаких вопросов и замечаний – это обязательно должно быть. Всё-таки, 21-й век на дворе…

4)      Лично мою профессиональную заинтересованность высказали в ходе беседы главные врачи двух московских больниц – Д.Н.Проценко (больница Юдина) и С.С.Петриков (Склиф). Они (и я) говорили о необходимости обеспечения современными лекарствами пациентов с высоким риском развития инсульта из-за нарушения сердечного ритм (мерцательная аритмия), пациентов, перенёсших инфаркт миокарда и вмешательство на сосудах сердца. Многие эти препараты относительно дорогие, но у пациентов, которые их принимают, реже случаются смертельные осложнения. К сожалению, несмотря на то, что все эти лекарства входят в «льготные списки», пациенты не могут их в полной мере получать за счёт города, и вынуждены либо покупать, либо принимать заведомо более опасные и менее эффективные препараты. Мы очень надеемся, что город в будущем найдёт возможности обеспечения своих жителей этими крайне важными лекарствами.

5)      Обо многом ещё говорилось на встрече с С.Собяниным – и об организации паллиативной помощи (кажется, благодаря Анне Федермессер, с этим становится лучше), о новшествах в московских роддомах (это тоже уже есть – знаю не понаслышке, так как сам работаю бок о бок с лучшим московским роддомом), о системе переквалификации врачей и об их профессиональном уровне (на этот раз я абсолютно согласен с Л.М.Рошалем, который считает, что образовывать врачей должен не город и не мэр, а профессиональные сообщества, и хотя мэр не во всём согласился с мэтром, я очень надеюсь, что врачи будут объединяться и сами станут центром изменений качества лечения).

6)      О чём не удалось поговорить… Мне очень хотелось бы, чтобы врачей перестали преследовать уголовно за их работу, за врачебные ошибки и за неудачи в лечении. Я сожалею, что не сказал это сегодня, но уверен, что будет ещё возможность.


В целом, мне кажется, что с властью надо стремиться разговаривать. Надо убеждать. Надо доказывать. Нормальные руководители слышат, анализируют, обсуждают. А другие нам не нужны.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире