Среди части наших интересующихся политикой соотечественников распространено презрительное отношение к тому, что они называют «теорией малых дел». Под этим названием подразумевается работа демократической оппозиции («Яблока») по обращениям граждан. С указанной точки зрения всё, что в рамках модели представительной демократии делается для решения тех или иных обычных человеческих задач, не достойно внимания постольку, поскольку здесь нет речи об отстаивании общих идей – политической демократии, независимого суда, права на проведение митингов и достижения прочих, столь же важных целей. Фактически демократической оппозиции предлагается заняться почти в буквальном смысле слова тем, чтобы кормить людей идеями и надеяться, что в процессе усвоения этих идей можно будет преобразовать российскую действительность.

Подобный подход, по моему убеждению, ошибочен. Задачей демократической оппозиции является не просто создание в нашей стране либерально-демократической системы, а устойчивой представительной демократии. Устойчивость достигается, в том числе и эффективностью принятых установлений, под которыми мы понимаем действия избранных народных представителей в интересах граждан. Не предлагается вместо отстаивания общих идей работать по запросам гражданам. Предлагается вместе с защитой традиционных для европейского общества либеральных установлений действовать по запросам избирателей. На самом же деле, представительная демократия эффективна как раз тогда, когда на запросы и нужды граждан выбираемый политический класс даёт эффективный ответ. Т.е. не бывает приемлемой для большинства граждан идеологии без её воплощения в конкретных делах.

Один из русских литературных критиков, рассуждая о писательской манере Владимира Набокова, говорил, что главными героями его книг являются не только действующие лица, но и литературные приёмы. Он сравнивал эти литературные приёмы с трудолюбивыми гномами, которые вечно что-то приколачивают, подкрашивают или подпиливают. Снуют туда и сюда по страницам книг со своими всегда готовыми к работе столярными инструментами. Такую же роль в рамках установленной либеральной демократии играют и выбранные в законодательные учреждения политики. Они разъясняют гражданам их права, помогают правильно применить закон, защищают от произвола чиновников, вносят, если это необходимо гражданам, поправки в действующие законы.

Беда либерально-демократического направления российской политики в том, что таких «трудолюбивых гномов» в ней не так уж и много. Зато людей, готовых распушить павлиний хвост и рассуждать о борьбе с режимом немало. Конечно, публичная политика сродни театру и здесь не обойтись без жестов и громких слов. Плохо только, когда кроме жестов и слов в сущности ничего не имеется и люди хотят, чтобы их выбирали во власть в благодарность за грохот, который они производят.

Как же проявляются интересы людей в рамках либеральной политической системы? Прежде всего, с помощью обращений граждан к избранным представителям. И в этом отношении народный представитель совершенно не свободен – он обязан заниматься тем, что от него требуют налогоплательщики. В либеральном политическом порядке есть схожесть с рыночной системой, при которой продавец (во всяком случае, при большом числе конкурентов) обладает ограниченными возможностями влияния на цену блага или услуги. Точно также отдельный продавец обладает ограниченными возможностями влияния на структуру общественных потребностей.

Вполне понятно, что каждому политическому уровню (местный, региональный, федеральный) адекватны свои задачи. И действия народных представителей на местном и региональном уровне вполне очевидно отличаются от тех задач, которые должны решать федеральные законодатели. Называть «теорией малых дел» работу депутатов, избранных в местные и региональные органы власти, странно. Здесь есть свой класс задач, формулируемых избирателями, которые демократическая оппозиция и решает. И чем эффективнее эти задачи демократической оппозицией будут решаться, тем большее число людей, далёких от политики, усвоит положительные свойства либерально-демократической системы. Возможно, граждане при таком подходе не смогут гладко объяснить, что же такое представительная демократия. Но они будут жить в её рамках, действовать в её рамках и укреплять эту систему рациональным голосованием на выборах.

Что же это за практические результаты работы в интересах граждан, от которых часть нашей либерально-демократической элиты с брезгливостью отворачивается? С какими запросами обращаются к депутатам граждане на городском уровне? Я взял последние по времени 15 ответов на запросы лидера «Яблока» Сергея Митрохина, поступившие в партию. Это вопросы нарушения жилищных прав, законности создания ТСЖ, лекарственного обеспечения больных онкологическими заболеваниями, предоставления льготных рецептов, оказания содействия в трудоустройстве, предоставления материальной помощи органами социальной защиты, соблюдения законодательства в области защиты прав потребителей, замены газовых плит, сквозного проезда автотранспорта через дворы и природные парки, уборки опавшей листвы. По всем этим запросам приняты положительные решения. Здесь люди могут ясно видеть, насколько эффективно иметь в законодательных учреждениях депутатов, работающих в интересах граждан. Это и есть тот фундамент эффективной демократии, на котором возможно дальнейшее её созидание.

Понятно, что с точки зрения идеологизированного сознания обычные человеческие нужды есть что-то мелочное. С точки зрения этого сознания недостойна внимания и сама простая человеческая жизнь с её радостями, горестями и печалями. Вообще недостойна эта тема «маленького человека», которой в русской литературе от Гоголя до Лимонова уделяется столько внимания. Работа же народных представителей в рамках этих нужд презрительно именуется действиями «по переводу старушек через улицы» и «развешиванию скворечников». Думаю, что такой подход это в том числе и наследие большевизма, уничтожившего в нашей стране почвенный слой земской жизни, формировавшийся, несмотря на последующие контрреформы, начиная с эпохи великих реформ Государя Александра II. Это, впрочем, черта не только большевизма, но и любого левого революционного сознания. Самые его адепты от российской либерально-демократической оппозиции вряд ли отдают себе отчёт, наследником каких тенденций в российской политике они являются.

Люди в России в своём большинстве никогда не будут голосовать за говорунов, выступающих может быть и с правильными программными идеями. Только тогда, когда люди почувствуют, а кое-где и убедятся на практике, что демократическая оппозиция несёт в себе новый практический, эффективный европейский порядок, возможна широкая поддержка. Потому что политика это действие, а не изложение идей с университетской кафедры. В некотором смысле противник либеральных демократов вовсе не авторитарный режим. Скорее он внутри самой российской либеральной демократии. Называется он «неспособность предложить эффективный демократический порядок». Только при решении этой задачи возможен демонтаж авторитарного режима и модернизация страны с помощью и в рамках европейской политической модели.

Алексей Мельников


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире