В связи с юбилеем режиссера Сергея Соловьева телеканал «Культура» показал фильм «АССА». Стертый камушек, выброшенный морем двадцать лет спустя…

Есть в нашем кино такие фильмы, которые мировыми шедеврами никогда не станут. Тем не менее, в истории нашей страны это явления. Словно неведомые шумы или обрывки фраз в ночи звучит в них будущее. Фильмы-открытия, улавливающие то, что завтра станет обычным, очевидным для всех. А сегодня охватывающие души беспокойной волной.

Считается, что «АССА» фильм перестроечный, но он о том, что наступило после перестройки. В нем уже шевелится тот темный хаос, который вскоре вступит в жизнь. Хаос во всем – в помятой фигуре Крымова, в уголовнике-майоре, в абсурдных одеждах, песнях и речах, в усталости и мертвенном покое, которым охвачены предметы, люди, природа… Он и в огнях зажигалок тонущих во мраке, чье тело тщетно стараются обнять прожектора и оживить ритм цоевской песни в финальных кадрах…

Неправы те, кто говорит, что разум точнее искусства может понять настоящее и предсказать будущее. Искусство сильнее мысли. Есть ли кино, в котором разложение брежневских времен было почувствовано так талантливо как в «Полетах во сне и наяву» Романа Балаяна? Если бы у будущего историка, живущего спустя тысячелетия, от времен краха СССР остался только этот фильм, то можно было его посмотреть и понять без всяких экономических расчетов – конец этого общества близок.

Соловьевская «АССА», показав, что наступило после «Полетов», словно бы почувствовала то, что будет дальше. Из хаоса, ощутимого в «АССА», ворвались в нашу жизнь два «брата» -«Брат-1» и «Брат-2» Алексея Балабанова.

Можно сказать, что вся путинская эпоха в этих фильмах почувствована и предсказана. Главный герой фильма убийца Данила Багров со своим «кирдык вашей Америке» и смутными понятиями о дружбе и патриотизме основная фигура путинских нулевых лет, родившаяся из брошенного поколения озлобленных 90-х. Талантливо сыгранный Сергеем Бодровым персонаж вовсе не по недоразумению считается положительным героем у большого числа наших соотечественников. Это явление в одном ряду с повальным увлечением «русским шансоном» и холерной любовью к изъясняющемуся на дворовом языке вчерашнему президенту с повадками мелкого шулера …

Если вы хотите понять, ждут ли нас перемены и что это будут за перемены, не слушайте российских политиков, смотрите талантливое российское кино. Если же пока этого кино нет, ждите, когда оно появится!

Алексей Мельников


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире