На самом деле, я пишу это колонку не для вас. Я её пишу для ваших детей — точнее, конечно, для вас, но это имеет прямое отношение к будущему ваших детей.

Как таковой профориентации у нас сейчас не существует. Есть непонятные игровые тесты, которые, в общем, неплохи, но имеют очень отдалённое отношение к реальным профессиям. Либо откровенное разводилово — это когда по отпечаткам пальцев пытаются рассказать что-то о будущей профессии или склонностях человека. Так не бывает.

Получается, единственные, кто может помочь нашим детям — это мы с вами, родители.

Мы, естественно, желаем своему ребёнку только добра, поэтому делаем отвратительную вещь —ориентируем детей «от прошлого». От тех ценностей, которые были актуальны для нашего поколения. Прежде всего, это вечная родительская история о том, что «у тебя должна быть конкретная профессия, которая всегда тебя может прокормить». Профессии, которые считались надёжными в наше время, когда мы росли, сейчас уходят.

Классический пример такой «хорошей» профессии — это зубной техник. Раньше быть зубным техником значило, что у тебя всегда будет дело и будут деньги. Всегда к этим людям выстраивались огромные очереди, всегда к ним было сложно попасть, всегда их носили на руках и давали большое количество взяток. Они были дико востребованными. Уже сейчас профессия зубного техника умирает — есть 3D-принтинг, тебе могут очень быстро напечатать идеальный зуб. Причем это не в далёком каком-нибудь Сингапуре, а в Москве, такая технология есть в куче клиник. Принтер не ломается, не уходит на больничный, взятки не берёт, повышения зарплаты не требует, не обижается на главврача и не устраивает скандалы. Его надо только вовремя чинить и наполнять нужными материалами. Всё.
И таких профессий, которые скоро умрут, сейчас много, причём на самых разных уровнях.

Вторая родительская история — «если у тебя будет престижный диплом, он тебе поможет хорошо жить».
Что происходит на самом деле: ценность диплома уходит. Эту моду, конечно, ввели IT-шники — это отрасль, где 19-20-тилетние люди, которые убегали из университетов, сделали миллиардные стартапы. Они первыми стали говорить: «В чём ценность классического образования, если я там должен несколько лет сидеть и слушать, а не писать гениальные программы?». Так появились сомнения в ценности диплома как такового. Конечно, есть профессии, где диплом нужен, — врач, юрист, бухгалтер, — но в большинстве профессий ценность диплома уже невелика.

Каким образом профориентировать наших детей, раз уж профориентации как таковой у нас нет?

Первое: ни в коем случае не учить их профессиям, где есть чёткие, понятные, алгоритмизируемые процессы. Начиная от таксиста и продавца в магазине, заканчивая бухгалтером и юристом. Я не говорю об экспертах высокого уровня — речь идёт о рядовых бухгалтерах и юристах. Все эти процессы в ближайшее время сожрут роботизированные технологии. Не надо думать, что их заменит конкретный робот с железной головой — сегодня автоматизированные алгоритмы и технологии разнообразны.

Второе: языки, конечно, учить надо, но не надо закладываться ни на какие профессии, тесно связанные с языками и переводом. Действительно, в течение ближайших 10-15 лет многое заменит автоматический перевод.
Как ни странно, не надо ставить и на программистов — в том виде, в котором профессия программиста существует сейчас, она умрёт.

На что надо обращать внимание: на медицину, хотя она и изменится абсолютно, фармацевтику, генетику. Актуальны будут аграрные профессии, всё, что связано с сельским хозяйством, с новыми видами энергии, а также все специальности, обслуживающие роботов и дронов.

Что делать, если у вас девочка и она не склонна к технологиям? Делайте ставку на новые виды продюсирования, новые виды развлечений, а так же новый маркетинг, который предполагает глубинное понимание потребностей человека.

Дальше главная проблема заключается в том, что в России этому почти нигде не учат. И в мире-то мало мест, где этому учат. То есть вам как заботливому родителю придётся взять на себя роль поводыря, изучать и вычленять полезное из множества разных источников — начиная от Coursera и заканчивая разнообразными университетскими курсами, факультативами, интенсивами.

Надо заставлять ребёнка вне зависимости от его образования добирать эти вещи, тогда он будет очень востребованным. Что ещё очень важно — кроссплатформенность: если ваш ребенок учится на физика, пожалуйста, отправьте его ещё и на лекции по биологии. Если учится на медика, пошлите его на курсы по IT. Маркетолога — на лекции по продюсированию. Кроссплатформенный подход к образованию даст гораздо больше возможностей на финише.

И ещё раз самое главное: не учите детей «от прошлого» — вы думаете, что ребёнок получит надёжную профессию и через десять лет станет миллиардером, а в результате получите безработного.

2392134

Оригинал



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире