13:28 , 28 октября 2015

«Мягкие навыки»: что это такое и как их развивать

Для работодателей важны не только профессиональные навыки, но и дополнительные знания и умения, которые невозможно получить в университете: креативность, ответственность, учтивость и многие другие. Эти качества называют soft skills — «мягкими навыками» (а hard skills — это все навыки, которые связаны непосредственно с ремеслом и той деятельностью, которой занимается человек).

«Мягкие навыки» разнообразны, но их можно условно разделить на три группы: личные качества, навыки межличностного общения и дополнительные знания. Важность каждой из категорий зависит от контекста и сферы деятельности: например, в целом хорошо, когда у специалиста есть навыки проджект-менеджмента, но они необязательны для инженера.

Soft skills относятся не к рабочим, а жизненным навыкам. Есть несколько вещей, которые необходимы всегда: это умение слушать, говорить и договариваться. В России умения договариваться вообще нет, у нас люди не умеют этого делать, это наша основная проблема. Хотя многие убеждены, что у русских основная проблема — это неумение управлять временем.Но это не так. Этому мы как раз научились. По сравнению, например, с итальянцами, у нас с этим очень даже неплохо. Мы просто быстрее, и другие от этого пугаются.

Для нас как раз основная проблема — это коммуникабельность, умение слышать, слушать и договариваться. Это связано не с тем, что мы плохие, а с тем, что в России быстро развивалась экономика и в целом изменился бизнес. За двадцать лет мы прошли путь от экономики, при которой договариваться не надо, потому что она плановая, до современной экономики, где переговоры двигают бизнес. Но мы этому, разумеется, так и не научились.

Порой в soft skills выделяют такую историю, как креативность. В этом смысле в России с этим все очень хорошо. Есть даже такой анекдот: «Если ты хочешь придумать идею, поставь русского. Если ты хочешь развить бизнес, бери русского, но поставь японца».

С креативностью проблем у нас нет, но вот с умением договариваться — глухо. Проблема заключается в том, что учиться-то этому негде. Есть огромное количество различных тренингов, где якобы этому учат, но в реальности у нас научиться этому нельзя по одной простой причине: нашему новому бизнесу не подходят концепции этих тренеров и учителей.

Для HR-директора при собеседовании очень важно замечать три вещи: системность, управление временем, умение договариваться. Вовремя ли кандидат пришел на собеседование? Как долго он выполнял тестовое задание? Вовремя ли он прислал тестовое задание? Прислал ли он то, что вы просили? Часто бывает, что вы просите проанализировать одно, а кандидат анализирует то, что ему хочется.

Умение договариваться сразу видно на собеседовании. Когда человек приходит на собеседование, ему фактически надо себя продать. Если вы ходите на собеседования и там нет стрессовых ситуаций — вас не унижают и не запугивают, — то оффер надо получать. Необязательно его принимать, но нужен положительный итог ваших встреч, в этом и выражается ваше умение договариваться.

Это мой комментарий из большого материалу Теорий и Практик, вот здесь вы можете прочитать его целиком. За статью спасибо Валерии Давыдовой.




Оригинал


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире