За каждую недостроенную школу: почему метод «кнута и пряника» для чиновников не сработает
В ходе Российского инвестиционного форума «Сочи-2019» на заседании «Факторы успеха: идеи, кадры, компетенции» Председатель Правительства Дмитрий Медведев заявил, что «за каждую недостроенную школу, за каждый непостроенный, неотремонтированный километр дороги, не приведённый в порядок парк или неубранную свалку будет отвечать не абстрактная власть, а конкретный чиновник», добавив, что «эта ответственность должна быть весьма и весьма серьёзной.» [1]
Таким образом, Д. Медведев жестко обратился ко власти и уже в самом начале новых реформ, пообещал наказывать каждого за невыполнение поставленных задач. Однако, есть опасения, что чиновники от этого лучше работать не станут, а просто получат очередной сигнал, что с ними разговаривают с позиции «жесткой силы», но не более.
Метод жесткой силы (или метод «кнута и пряника») уже давно считается неэффективным, и жизнеспособным только для среды, где не удовлетворены базовые потребности общества – в еде и безопасности. Еще в 1957 г. Дуглас Макгрегор в своей статье «Человеческая сторона предприятия» указал, [2] что для заинтересованности работников в по-настоящему качественном выполнении задач, нужно использовать их творческий потенциал и создавать им условия для самореализации и признания. Концепция Макгрегора, названная «Теория Y», получила широкое дальнейшее развитие и применение в бизнесе и корпоративном секторе в развитых экономиках (в особенности в Японии). Не так давно иранские исследователи, опираясь на работы другого американского психолога Фредерика Герцберга, применительно к сотрудникам госучреждений доказали, что на мотивацию госслужающих и качество их работы влияют не только заработная плата и безопасность работы, но и возможность быть автономным в решении задач, свобода выбора и действий, устранение жесткого контроля[3].
Есть основания полагать, что тот стиль, в котором сегодня ставятся задачи сверху, явно не подходит под современные методы управления и «теорию Y» Д.Макгрегора и, в конце концов, внушает чиновникам больше боязни верхушки власти, чем энтузиазма. Чиновники, как известно, в России люди не самые бедные. И базовые потребности у большинства из них удовлетворены. И когда с ними разговаривают с позиции жесткой силы, есть риск, что эффективность их работы не повысится. А задачи, за невыполнение которых уже предстоит жёсткое наказание, могут вылиться в соответствующее поведение вертикали власти. И Правительство рискует получить противодействие в виде безразличия, посредственного исполнения задач и имитации деятельности.
Стоит ли сомневаться в том, что гораздо важнее жестко наказывать за нецелевое использование бюджетных средств и коррупцию, следуя букве закона и исключая двойные стандарты судов, чем преследовать за каждую недостроенную школу и незаконченный участок дорог, виной чему может стать как внезапно возникшее недофинансирование, так и внешние экономические факторы?
[1] Выступление Дмитрия Медведева на пленарном заседании «Факторы успеха: идеи, кадры, компетенции». Российский инвестиционный форум «Сочи-2019». 14 февраля 2019. http://government.ru/news/35726/
[2] Douglas McGregor. The Human Side of Enterprise. First published in Adventure in Thought and Action, Proceedings of the Fifth Anniversary Convocation of the School of Industrial Management, Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, April 9, 1957. https://www.kean.edu/~lelovitz/docs/EDD6005/humansideofenterprise.pdf
[3] Hooman Khoshnevisa, Abbas Tahmasebib. The Motivation System in a Governmental Organization. 3rd International Conference on New Challenges in Management and Organization: Organization and Leadership, 2 May 2016, Dubai, UAE. https://www.researchgate.net/publication/308738316_The_Motivation_System_in_a_Governmental_Organization