Предыдущие посты на эту тему

http://aillarionov.livejournal.com/258389.html
http://aillarionov.livejournal.com/258979.html

обращали внимание на резкий контраст между официальными результатами выборов, обнародованными ЦИК Беларуси, с одной стороны, и данными независимых источников – опросами общественного мнения и экзит-полами организаций, неаффилированных с властью, а также результатами голосования на избирательных участках с относительно ограниченными масштабами искажений, с другой.

К настоящему времени уже накоплено достаточно информации, показывающей, что результаты президентских выборов в Беларуси 19 декабря 2010 года были масштабно сфальсифицированы. О косвенных и прямых свидетельствах фальсификации итогов голосования см., например, в:

http://kireev.livejournal.com/615283.html
http://malishevsky.livejournal.com/162641.html

Точно выяснить, как на самом деле проголосовали белорусские граждане, сейчас, видимо, не представляется возможным. Тем не менее можно попробовать сделать приблизительную оценку распределения масштабов поддержки некоторых кандидатов в президенты Беларуси.

1. Позиция власти

Главная цель, очевидно, поставленная А.Лукашенко перед ЦИК Беларуси, была, похоже, достигнута: явка – свыше 90%, количество голосов, поданных «за» Лукашенко, близко к 80% (официально объявленные результаты – 90,66% и 79,67% соответственно). Как отметил один из лучших российских специалистов в области электоральной географии Александр Киреев, эти цифры удивительным образом напоминают весьма похожие результаты голосования во время референдума 2004 г.: явка – 90,28%, количество голосов, поданных «за», – 79,42%. «Не удосуживаются даже придумать новые цифры», – не удержался он.

Подготовка к получению желаемого результата началась задолго до дня голосования. Близкие к требуемому итогу цифры (74-81% за Лукашенко) обнаруживаются у всех трех организаций, официально допущенных ЦИКом Беларуси для проведения предвыборных опросов и экзит-полов в день голосования.

Таблица 1. Официальные результаты голосования по данным ЦИК Беларуси, а также распределение электоральной поддержки кандидатов в президенты Беларуси по данным организаций, официально допущенных ЦИК Беларуси для проведения предвыборных опросов общественного мнения и экзит-полов в день голосования

Чтобы увеличить картинку, кликните по ней мышкой


Похожие цифры (79-83% за Лукашенко) получены также в результате досрочного голосования избирателей на обычных участках, а также во время голосования в день выборов на участках, где возможности манипулирования результатами голосования были фактически безграничными, – в воинских частях, больницах и других лечебно-профилактических учреждениях.

Таблица 2. Результаты досрочного голосования на трех городских участках Минска, а также общие результаты голосования в Республиканском научно-практическом центре психического здоровья (РНПЦ), в посольстве Беларуси в Эстонии, на участке №31 Октябрьского района г. Минска

Чтобы увеличить картинку, кликните по ней мышкой


Ни по данным опросов и экзит-полов организаций, допущенных властями, ни по официальным результатам голосования никто из оппозиционных кандидатов не получил более 4,5% голосов избирателей. Их суммарная поддержка со стороны граждан по таким данным не вышла за пределы 21%.

2. Реконструкция фактических результатов голосования

Результаты опросов общественного мнения и экзит-полов независимых социологических организаций дают совершенно другую картину.

Таблица 3. Распределение поддержки кандидатов в президенты Беларуси по данным опросов общественного мнения и экзит-полов, проведенных независимыми организациями, а также по неофициальной информации, предоставленной сотрудниками TNS-Украина

Чтобы увеличить картинку, кликните по ней мышкой


Количество граждан, готовых голосовать за Лукашенко, осенью 2010 г. ни по одному из опросов не превышало 44%, а по данным агентства NOVAK Андрея Вардомацкого, разгромленного затем белорусскими властями, составляло от 30 до 40%. Непосредственно в день голосования 19 декабря поддержка Лукашенко находилась в пределах 38-42%, а по данным организации BelarusWatch, проводившей экзит-полы у белорусских посольств за рубежом – 34%. В то же время фактическая поддержка оппозиционных кандидатов оказалась намного значительнее, чем об этом можно было судить по данным социологических организаций, сотрудничавших с властями. При этом кандидаты в президенты В.Некляев и А.Санников в течение практически всей предвыборной кампании пользовались поддержкой от 9 до 21% белорусских избирателей.

Результаты голосования в день выборов (в отличие от досрочного голосования), а также по участкам, наименее затронутым фальсификациями, в целом подтверждают данные опросов и экзит-полов независимых организаций.

Таблица 4. Результаты голосования в день выборов на трех городских участках, а также реконструкция результатов голосования по г. Минску и в целом по Республике Беларусь

Чтобы увеличить картинку, кликните по ней мышкой


На трех участках г. Минска, по которым есть данные результатов как досрочного голосования, так и голосования в день выборов, за А.Лукашенко в день выборов проголосовало 38% избирателей, за А.Санникова – 23,3%, за В.Некляева – 10,4%, за Я.Романчука – 9,5%.

Реконструкция результатов голосования по г. Минску дает А.Лукашенко приблизительно 35-36% голосов, занявшему второе место А.Санникову – 21-22%, В.Некляеву и Я.Романчуку – примерно по 9-11% каждому. Уровень фактической поддержки А.Санникова во время голосования оказывается более высоким, чем это предсказывалось независимыми опросами и экзит-пулами, а уровень поддержки В.Некляева – ниже.

Исходя из устойчивых соотношений поддержки различных кандидатов по регионам страны (электоральная поддержка А.Лукашенко за пределами Минска выше, чем в столице, а оппозиционных кандидатов – соответственно ниже) можно сделать оценку наиболее вероятного распределения голосов, поданных за разных кандидатов в целом по Республике Беларусь (последняя колонка таблицы 4).

Судя по результатам реконструкции голосования судьба президентского кресла в Беларуси не могла быть решена в первом туре голосования. Число голосов, поданных за А.Лукашенко в целом по стране, составило, очевидно, 43-44%, за А.Санникова – примерно 23-24%, за Я.Романчука и В.Некляева – примерно по 8-9%. Суммарное число голосов, отданных за всех оппозиционных кандидатов, составило чуть более 49%.

Полученные результаты отличаются и от данных экзит-полов независимых организаций (в бОльшую сторону для А.Лукашенко и А.Санникова, в меньшую сторону для В.Некляева). Они также существенно отличаются и от официальных данных ЦИК Беларусь.

Таблица 5. Сопоставление официальных данных ЦИК Беларуси и данных, полученных путем реконструкции результатов голосования в целом по Республике Беларусь




Судя по реконструированным данным, в пользу А.Лукашенко ЦИКом Беларуси было передано примерно 36% голосов избирателей, отданных за других кандидатов в президенты Беларуси.

Реконструированные данные голосования в первом туре президентских выборов 19 декабря 2010 г. удивительным образом напоминают результаты первого тура июньской кампании 1994 г. – первых в истории Беларуси президентских выборов и последних выборов, проводившихся в ней демократическим образом.

Таблица 6. Распределение поддержки избирателей, полученной шестью кандидатами в президенты Беларуси, набравшими наибольшее число голосов в первых турах президентских выборов в июне 1994 г. и декабре 2010 г.



Складывается впечатление, что А.Лукашенко имеет относительно устойчивую группу поддержки, по своим размерам, очевидно, мало изменившуюся за последние 16 с половиной лет – примерно 43-45% избирателей.
Очевидно, что фактические размеры реального электората А.Лукашенко за эти годы, по-видимому, не увеличились. Кроме того, похоже, что антилукашенковская группа избирателей также является весьма устойчивой – примерно половина граждан Беларуси не голосовала за А.Лукашенко ни в первом туре июньских выборов 1994 г., ни в первом туре декабрьских выборов 2010 г.

3. Предварительные выводы

Один из наиболее очевидных выводов из опыта первого тура президентских выборов в Беларуси 2010 года и для самой Беларуси и для России заключается в том, что в условиях жесткого авторитарного режима политической оппозиции следует участвовать в выборах лишь тогда, когда существуют и эффективно работают механизмы корректного подсчета числа фактически поданых избирателями голосов.
При отсутствии таких механизмов, при отсутствии шанса на адекватный подсчет голосов участие оппозиции в такого рода выборах в лучшем случае бессмысленно. В худшем – в случае возможного пусть даже частичного успеха оппозиции и реального шанса на хотя бы ограниченное изменение политического баланса в стране – как показывают события в Беларуси – успешное участие оппозиции в выборах, не завершающихся ее победой и не закрепляемое юридически, чревато для нее и всего общества очень серьезными рисками.

Если оппозиция не в состоянии обеспечить честный подсчет голосов в выборах, проводимых властями, у нее не остается иного выхода кроме организации ею альтернативных механизма и процедуры подсчета поданных избирателями голосов. Либо на выборах, проводимых режимом. Либо же на выборах, организуемой объединенной оппозицией самостоятельно.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире