15:19 , 27 января 2010

Гайдар и Указ о свободе торговли 1992 г.

Пропагандистские усилия не пропали даром, и мифологизация общественного сознания относительно позиции и действий Е.Т. Гайдара по многим вопросам экономической и общественной жизни достигает новых высот.

1. По крайней мере чем-то иным, кроме как мифологизацией, трудно объяснить, например, такие вполне искренние комментарии от некоторых российских граждан:

«Многие относятся скептично к наследию Гайдара, но меньше всего критики и больше всего благодарности вызывает принятый при его активном участии указ «О свободе торговли» от 29 января 1992 года. Этот указ стал для многих из нас той спасательной соломинкой, которая помогла нам не утонуть вместе с севшим на рифы сухогрузом старой советской экономики…
Егор Гайдар до последнего верил в правильность той реформы».


2. Действительно, Указ о свободе торговли от 29 января 1992 г., несправедливо замалчиваемый официальной историографией реформ, для сторонников свободной экономики является одним из важнейших законодательных актов.
Потому что поистине свободная экономика – не только для государственных предприятий, но для миллионов российских граждан родилась не столько 2 января 1992 г. – с либерализацией цен (причем лишь частичной), сколько 29 января 1992 г. – с либерализации экономической деятельности по указу Б.Н.Ельцина о свободе торговли.

Однако к подготовке этого указа Е.Т. Гайдар отношения не имел, а к принятию – косвенное.
За появление этого указа страна должна благодарить другого человека, имя которого сегодня мало известно за пределами небольшого круга тех, кто был в курсе того, кто и как – не в мифах, а на деле – делал российские экономические реформы.

Автор идеи, инициатор, главный автор и основной «лоббист» Указа о свободе торговли – Михаил Михайлович Киселев, российский экономист из Петербурга, бывший в 1990-1993 гг. народным депутатом России.

3. Вот как М.М. Киселев сам описывает процесс появления этого Указа:

«...дело было как-то так: вчитавшись в какой-то момент в проекты, которые народ на 15-й даче напроизводил, я несколько ошалел, от половинчатости (мне вообще вначале показалось ужасное, типа, размах на рубль, а…) и от собственной беспомощности стал лихорадочно соображать, чем это дело можно дополнить.
Накануне «исторического» съездовского заседания как-то получилось, что откуда-то (из того же Архангельского?) ехал в машине вдвоем с Егором – вот тогда впервые, кажется, про «указ» (памятуя отчет о Польше и Борин разбор) и заговорил. про цены (на носители и пр) тогда ЕТГ меня, естественно, уже слушать не стал, а вот про ЦБ – согласился, чтобы я проект постановления подготовил…

Соответственно, в декабре саму идею указа я обсуждал лишь с Сергеем Васильевым (и немного с Симоном, который тогда при Центре чего-то алхимичил); вас с Борисом в Москве тогда ещё не было); отмашку от него получил лишь, кажется, к началу января, когда стало уже очевидным состояние дел со снабжением.
Текст, согласованный с Сергеем (и у него же распечатанный), согласовал по всем многочисленным инстанциям (персонально помню Войкова, уговоры Шахрая и даже – Мурашева, в качестве московского МВД). Смешная история была с шутом К.Боровым, с которым тоже по случаю поговорил, как с «биржевиком». На следующий день в газетах появилось его интервью – вот мол я чего предлагаю…

Все согласования направлялись и опекались, естественно, мудрым Лёшей Головковым, знавшим все ходы и выходы, в т.ч. и в чисто президентских структурах.
Когда нужные подписи все были получены и «волна» пошла – тогда мы поставили Егора уже как бы «перед фактом». Он, без особой радости, согласился подписать. Соответственно – оставалось лишь передать на подпись Ельцину; моя роль была исполнена и я улетел назад в Питер, к невесте. Вопрос, думал я, решен.

Однако шли дни, а Указа все не было…
Далее в памяти лишь один эпизод – совещание у Гайдара (нет, вру, всё же я как-то тормошил Головкова, да и Васильеву напоминал). На совещании главный говорун – Петр Филиппов, а текст изменен почти на обратный – как бы уже об ограничениях торговли…
Моя роль там была, кажется, нулевой – разве что в качестве немого, чуть не плачущего упрека. Откатили назад (что смогли) видимо Лёша с Сергеем…».


4. По мнению другого свидетеля процесса создания Указа, С.Г. Кордонского, основными авторами Указа стали «кандидаты юр. наук. подполковник внутренней службы С.С и полковник милиции В.В. Ну и другие служивые люди»:

«...У меня другая картинка.
Декабрьским вечером в 10 подъезде шумно появляется депутат М.К. У нас своя жизнь, офицеры чего то пишут. МК говорит примерно следующее: срочно, завтра нужен проект закона о свободной торговле. Мужики заинтересованно: писать надо? Давай коньяк. К утру будет.
МК ушел, описав чего надо, мужики загорелись, сели за единственный комп (по гранту Сороса мной полученному), начали обсуждать и сочинять. Часов в 11 я отвалил, утром пришел, мужики не выспавшиеся, глаза красные, на столах остатки закуски и куча бумажек. У подполковника С.С. на столе лежит в папочке аккуратно уложенные: проект закона и приложения — проекты подзаконных актов. Пришел заказчик, отдали ему, кто-то пошел отсыпаться, кто-то решил продолжить…
К чести М.К., коньяк он поставил.

Как-то очень быстро закон приняли, но по дороге потерялись приложения, которые и были самыми важными.
В них определялись отношения между торговцами и ментами, а также разными инспекциями. В частности, в обязанности ментов вводилось обеспечивать сопровождение грузов и многое другое, чего уже не помню. А без этих приложений закон остался только политическим манифестом. Так что и здесь у реформаторов через жопу все вышло.

Так что основными авторами проекта закона о свободе торговли были кандидаты юр. наук, подполковник внутренней службы С.С. и полковник милиции В.В. Ну и другие служивые люди».


5. Добавления, сделанные М.М. Киселевым в свои первоначальные воспоминания:

«...В Центре я тогда находился почти постоянно (будучи в Мск), даже иногда ночевал (и как-то ночью устроил охране тревогу в переходе между зданиями Ст.Площади) – так что неожиданно «шумно появиться» вряд ли мог.
Первые наброски Указа (то, что Сима его тут именует «законом» – показательно) делал на копиях президентского бланка, в ручную отксереваемых с одного из действующих, заклеив содержание. Думаю, на каком-то этапе с одним из вариантов я и «ворвался» к нему, для обсуждения, – и он мог с энтузиазмом предложить свою команду «практиков».
Не случайно, что, с его т.зр. то существенное, что они тогда насотворили, в результат не вошло – ощущения того, что от консультаций с ним и его «командой» появилось нечто идейно новое или важное у меня не осталось. Предполагаю, что просто сказал «мужикам»» большое спасибо…
А распечатывались варианты в машбюро…

Странно от полевика-социолога слышать о «политическом манифесте».
И в Мск, и в СПб копии Указа висели тогда за стеклами даже обычных торговых ларьков. И более чем работали – пока местные власти не очухались и не потеряли страх…»


«...Вполне возможно, что какие-то куски «текста полковников» могли и войти в окончательный вариант – ведь сегодня я даже и структуру его уже не помню, а тогда уж точно мне важны были лишь основные идеи.

Авторство таких штук вообще дело десятое и совершенно случайное, интересна сама атмосфера.
И идеология.

Более всего был бы рад, если бы тогда автором оказался сам Гайдар, т.е. если бы это было бы отражением идеологии самого пр-ва, а не чем-то ей перпендикулярным…(((».


6. Лица, упоминаемые в выше приведенных отрывках:

Егор, ЕТГ – Егор Тимурович Гайдар,

Борис – Борис Михайлович Львин,

Сергей – Сергей Александрович Васильев,

Симон, Сима – Симон Гдальевич Кордонский,

Леша, Алексей – Алексей Леонардович Головков,

М.К. – Михаил Михайлович Киселев.

7. Как следует, в частности, из приведенных здесь воспоминаний, ни данный Указ о свободе торговли, ни иной документ подобного характера не входили в пакет первоначальных реформ, готовившихся осенью-зимой 1991-92 гг. и ставших затем известными под названием Программа Гайдара.

Подготовка Указа происходила помимо Гайдара.
После передачи проекта Указа Гайдару документ на подпись Ельцину не был передан. Через некоторое время выяснилось, что первоначальный текст Указа подвергся ревизии – «текст был изменен почти на обратный».
«Восстанавливал» содержание Указа С.А. Васильев, обеспечивал его подписание Б.Н. Ельциным – А.Л. Головков, не исключено, что в этом участвовал и Г.Э. Бурубулис.

8. Текст первоначальной версии Указа «О свободе торговли» от 29 января 1992 г.:

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗ от 29 января 1992 г. N65
О СВОБОДЕ ТОРГОВЛИ


В целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции, преодоления монополизма в сфере розничной торговли и создания условий для быстрого развития торговой и посреднической сети в условиях либерализации цен постановляю:

1. Предоставить предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность (в том числе за наличный расчет) без специальных разрешений, за исключением торговли оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и другими товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.

2. Установить, что товары, ввозимые гражданами на территорию Российской Федерации или пересылаемые в их адрес, таможенными пошлинами не облагаются.

3. Установить, что трудовым коллективам предприятий, получивших права юридического лица в соответствии с Указом Президента РСФСР от 25 ноября 1991 г. N232 «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР», а также гражданам продажа имущества государственных и муниципальных предприятий торговли и общественного питания, переданного им на основании договоров аренды с правом последующего выкупа, заключенных до 17 июля 1991 г., производится в срок не позднее 14 дней с момента подачи заявки.

Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом определить до 10 февраля 1992 г. порядок выкупа указанного имущества.

4. Установить, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления.
Предприятия и граждане, осуществляющие торговлю, несут ответственность за качество реализуемых товаров в соответствии с действующим законодательством.

5. Местным органам власти и управления:

– содействовать свободной торговле предприятий и граждан, обратив особое внимание на оборудование мест торговли, поддержание в них общественного порядка и соблюдение санитарных норм и правил;

– принять меры к организации оптовых рынков в городах и районных центрах. В этих целях до 15 февраля 1992 г. определить территории для их размещения, приспособленные для стоянки грузового транспорта, обеспеченные охраной и подъездными путями;

– обеспечить свободное перемещение товаров на территории Российской Федерации, предусмотренное Указом Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. N269 «О едином экономическом пространстве РСФСР», запретить задержание и изъятие любых грузов, перевозимых транспортными и иными средствами, а также истребование каких-либо документов на эти грузы, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

6. Правительству Российской Федерации в трехдневный срок подготовить для внесения в Верховный Совет Российской Федерации предложения по введению прогрессивного налогообложения прибыли предприятий оптовой и розничной торговли, превышающей 50 процентов уровня рентабельности.

7. Правительству Российской Федерации привести ранее принятые решения в соответствие с настоящим Указом.

8. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

9. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН

9. Изменения в тексте Указа о свободе торговли в версии от 21 июля 1992 г.

(Е.Т. Гайдар – и.о. Председателя Правительства России с 15 июня 1992 г.):

В п. 1. снято: (в том числе за наличный расчет)

добавлено: с уплатой установленных платежей и сборов,

В п. 4. добавлено: детских дошкольных и школьных учреждений. Торговые предприятия и изготовители независимо от форм собственности, осуществляющие торговлю с лотков и автомашин, обязаны иметь вывеску с указанием местонахождения, профиля и форм организации их деятельности.

10. Судя по воспоминаниям Е.Т. Гайдара, последствия Указа о свободе торговле оказались для него неожиданными:

«Проезжая через Лубянскую площадь, увидел что-то вроде длинной очереди, вытянувшейся вдоль магазина «Детский мир».
Все предыдущие дни здесь было довольно безлюдно. «Очередь, – привычно решил я. – Видимо, какой-то товар выкинули». Каково же было мое изумление, когда узнал, что это вовсе не покупатели! Зажав в руках несколько пачек сигарет или пару банок консервов, шерстяные носки и варежки, бутылку водки или детскую кофточку, прикрепив булавочкой к своей одежде вырезанный из газеты Указ о свободе торговли, люди предлагали всяческий мелкий товар…».

11. Указ о свободе торговли и сама идеология этого Указа – идеология свободной экономической деятельности – оказались чуждыми Е.Т. Гайдару настолько, что в наиболее фундаментальном труде о российских экономических реформах, подготовленном коллективом сотрудников ИЭПП под его редакцией – «Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991-1997). М., 1998», не оказалось ни одного упоминания этого, возможно, наиболее важного либерализационного решения во всем пакете экономических реформ 1991-92 гг.

Оригинал

Комментарии

155

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

27 января 2010 | 23:00

Интересно, интересно! Нет никакого единства среди либералов-рыночников. Оно вообще возможно?


ulysse 27 января 2010 | 23:28

У самостоятельных и зрелых личностей единство редко случается. Разве что во время катастрофы или когда помочь кому надо. Таково уж свойство человеческой личности.

А вот у шпаны единства хоть отбавляй. Поскольку личности среди них редко встречаются.


28 января 2010 | 00:10

У шпаны не бывает единства, только борьба за лидерство. У зрелых личностей может быть только братство и ясно, почему его нет: не хватает зрелости.


27 января 2010 | 23:06

От постановления о "Свободе торговли" до без регламентированного "Контрольного выстрела" один шаг!


p_valera 27 января 2010 | 23:23

ладно вам. проститься с Гайдаром пришло весьма много людей. посмотрим сколько придет добровольно на ваши похороны
:-)


27 января 2010 | 23:25

pandora
(#)
Бушмен Илларионов, в очередной раз сплясал на могиле, ты только с мёртвыми споришь, полагаясь на то что тебе не ответят!
Ответить
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Блин, ну что за двойные стандарты? Уж на могиле Сталина кто только не плясал, живого места на ней (могиле)нет. Тот ведь тоже никому не ответит. А о Гайдаре смотрите ДОКУМНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ "Олигархи" про 1992-99, а не читайте никаких "мемуаров".


p_valera 27 января 2010 | 23:27

а господин Илларионов прям как Леонардо, универсал и по климату, и по экономике. как минимум должен уметь еще лечить людей, тушить пожары и воспитывать детей


27 января 2010 | 23:50

Илларионову
А ведь есть доверчивые люди,которые верили и верят в "экономический гений" Гайдара.Ясина аж о 600 человек написала.


27 января 2010 | 23:58

Не стоит пинать Гайдара... Равно, не стоит петь ему дифирамбы...
ЕТГ отработал "свою функцию" - обманул страну и не позволил "развесить краснопузых на фонарях".
Вина не не его, а МОЯ, ТВОЯ, КАЖДОГО ИЗ НАС- это МЫ хотели быть обманутыми.
Всего проблем - получили то, чего достойны.


28 января 2010 | 00:12

"развесить краснопузых на фонарях"
А простак из коричневых?


ulysse 28 января 2010 | 00:28

Скорее провокатор. Очень уж похож.


28 января 2010 | 01:53

Посмотрели в зеркало?


28 января 2010 | 01:09

npoctak
Неправда Ваша!Не все хотели быть обманутыми.Ельцинская клика с подачи гоп-компании Гайдара делала все чтобы обмануть.
У всех систем бывают кризисы,и у соц-лизма и у кап-лизма.Какой по счету нынешний-второй,третий?Всего за 18 лет!Но никто не предлагает все национализировать!Никто!Даже коммунисты!Во всех странах ищут причины и способы выхода из кризиса.
Вместо антикризисных мер Гайдар и компания подло провели смену собственника .Кто этого хотел?Вы,я,каждый из нас?А о прочности системы говорило отсутствие массовой безработицы,отсутствие гиперинфляции и прочее.Хотя кризис длился с 84-85 годов до 92года.Наша вина в том,что мы не знали кризисов,не были к ним готовы,не знали о способах преодоления их.Поэтому поверили проходимцу,выкрикнувшему-я знаю!
Был ли способ преодоления кризиса?А он выражался в дефиците потребительских товаров?Был!И Н.И.Рыжков предлогал его Горбачеву-сократить на 10%(!!!) расходы на ВПК и денег хватило-бы на наполнение прилавков.Согласен,к кризису привела доблестная КПСС.Но ведь Ельцин мог провести антикризисные шаги!Даже через инфляцию,займы и прочее.Свою роль сыграло противостояние с США,и предательство.


28 января 2010 | 02:10

Не несите чушь! Сокрашение ВПК на 100% привело к "наполнению прилавков" и опустошению холодильников.
Страна, по большому счету, не делала ничего, кроме "леталок-стрелялок", проедала НЕВОСПОЛНИМЫЕ РЕСУРСЫ. К "невосполнимым" отношу и 90% процентов моих мальчишек, делавших "стрелялки" и свалившим в "силиконовые долины".
Н.И. Рыжков - мудак, НЕ НАЕБАТЬ которого для нас, тех, кто делал эти "ползушки-леталки", было просто стыдно.


28 января 2010 | 13:09

Страна, по большому счету, не делала ничего, кроме "леталок-стрелялок",
Полное вранье. Страна делала еще много чего, правда на очень среднем уровне. В место того, чтобы поуменьшить производство "срелялок-леталок"(СДЕЛАТЬ ИХ КАК ОКАЗЫВАЕТСЯ ТО ЖЕ ОЧЕНЬ НЕ ПРОСТО), и увеличить производство и качество, того что нужной для обычной жизни, мы не стали делать ни того, ни другого. Беда еще в том что такие горе "экономисты" как Ларионов, до сих пор востребованы и могут излагать свои бредовые взгляды на экономику, мало того их слушают и им верят, а вот это действительно беда.


kotja 28 января 2010 | 00:13

У Илларионова явная паранойя. Нагородил огород, а о чем писал непонятно. Что опроверг сам хоть понял?


28 января 2010 | 00:16

ПРОГИБ ЗАСЧИТАН ЗПТ НЕДОСАТОЧНО ТЧК= КРЕМЛЬ


28 января 2010 | 00:38

p_valera
(#)
а господин Илларионов прям как Леонардо, универсал и по климату, и по экономике. как минимум должен уметь еще лечить людей, тушить пожары и воспитывать детей
Ответить
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
А у нас много таких как Леонардо. Гарри Каспаров, например. И в шахматы мастак и в политике и КАК МИНИМУМ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ЕЩЕ ЛЕЧИТЬ ЛЮДЕЙ, ТУШИТЬ ПОЖАРЫ И ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ. Сегодня в развороте Фельгенгауер с Дымовским накинулись на Расторгуева - в депутаты, вишь ты, артисты идут. За Расторгуева то народ проголосовал, а вот то, что в политику лезет шахматист (того и гляди из штанов выпрыгнет), претендуя в президенты их только умиляет.


vitaly_inokentiev 28 января 2010 | 01:32

черная зависть
достаточно уважительно, хотя и зачастую весьма критично относился к Андрею Илларионову. Благо биография у него очень волнистая так сказать. Но, последнее творение, имхо, мягко говоря роняет его репутацию ниже плинтуса. Печатая чужие сплетни (именно так выглядят воспоминания) сложно выглядеть беспристрастным.
Мало того, что так откровенно завидовать чужой славе (пусть и в основном недоброй)недостойно, низко и т.д., тем более в 40 дней. Но ведь еще и сами факты, выводы не доказывают и не опровергает ничего.
"Указ о свободе торговли и сама идеология этого Указа – идеология свободной экономической деятельности – оказались чуждыми Е.Т. Гайдару настолько, что..." - это просто идиотизм какой-то! Что значит чуждая идеология? Тут речь о чучхе идет или о батьке Лукашенко? Допустим, к этому указу Гайдар имел лишь посредственное отношение. Вопрос к Илларионову - был ли Андрей тогда премьером правительства и стоит ли его подпись под этим документом? Кто несет ответственность за принятые тогда решения и кого прокляла основная масса обывателей?
Это было начало 1992 года, только что произошла революция, рухнула империя зла, в воздухе витала эйфория и полная неопределенность куда идти дальше. Это сейчас все оборжуазились, бюрократизировались, у самого последнего правительственного засранца целый аппарат помощников. Советники и целые институты осваивают бюджеты, как и Андрюша (кстати, результаты их "напряженной работы" видны невооруженным взглядом). Тогда, у ЕТГ не было ничего подобного, уверен что тянулись сотни рук с самыми разными бумажками, прошениями и идеями. Какая к ебеням концепция? Вперед к победе капитализма, рынок все разрулит - вот тот единственный маяк, что был ориентиром. Неужели, первый премьер свободной России был против "свободного рынка"?
Да это даже мне тогдашнему пацану было очевидно. Еще до указы мы торговали на рынке выменянной за бутылку водки военной формой и вообще всем, что можно было продать!
В общем, ничего кроме омерзения эта статья не вызывает. Здесь и речи нет о восстановлении исторической справедливости.


28 января 2010 | 02:31

Гайдар не сделал главного - не сломал хребет "красному феодализму".
Не хотел, или не понимал как - это вторично, первично то, что при той придурковатой власти сделать это было достаточно просто - например, используя налоговую систему - ни хазбулатов, ни ебн ни фига бы не поняли и "штампанули" законы. В этом случае с 96 страной "рулили бы" УЖЕ ПОРЯДОЧНЫЕ ЛЮДИ, и "коррекция конституции" шла в правильном направлении.


28 января 2010 | 05:44

Народ - демократ и инородцы -ДЕМОФОБЫ.
Аркадий Гаидар ненавидел русских и служил инородцам ДЕМОФОБАМ и его внучек Егорка Гайдар также продался инородцам.
НЕ может никакой народ уважать тех кто его ограбил и продался инородцам.
Демократия в России - это власть РУССКОГО и других КОРЕННЫХ НАРОДОВ!
ДЕМОФОБИЯ -это власть инородческой антинародной мрази -Гайдаров,Чубайсов,Ельциных,Березовских и т.д.


alenka1991_14 28 января 2010 | 07:41

Да, уж, коньяк, закуска. Так наверное тогда все указы сочиняли))) Возможно помогали сочинениям этих указов, кроме коньяка и закуски, еще и шприцы, а также девочки (и мальчики) по вызову)))


28 января 2010 | 09:05

Гайдар сделал его величество Рубль живым.
И живой рубль, на который все продается до сих пор, построил общество заново. Кто то спереди оказался в хвосте. Кто то спереди. А смотришь на него так в социализме двор бы подметал. Не совсем хорошие и порядочные люди выиграли. Не те качества человеческие стали нужны. Для кого важно доблесть, честь и высокое самомнение они скорее всего не очень любят Гайдара.
Когда постовой милиционер, врач, военный перестанет получать 10000 рэ, а в разы больше, тогда Гайдара начнут уважать. И пенсионер морду набьет тому кто против него если ему будут давать 20000 в месяц.
А до тех пор люди с плохими качествами на коне будут Гайдара будут уважать малое количество чем могло бы быть.
Хотя в существующем положении виновны скорее члены Единой России...
До сих пор вниз мало идет. Никак нельзя решить?


igor_vp 28 января 2010 | 08:54

Илларионов=Фоменко
Из всех последних опусов Андрея Илларионова просматривается единственное желание-выставить свою,перпендикулярную точку зрения. Вопреки комиссии СЕ- руские танки зашли на территорию ЮО раньше 08.08.08,вопреки падению инвестиций-экономический бум, ну и что, что Гайдар закон подписывал-заставили и т.д. и т.п.Он просто хочет в наших политико-экономических реалиях стать Фоменко(величайший "историк", со своей версией истории-если кто не знает.Но в поддержку АИ хочу сказать-те соратники и Нью таймс, которые называют реформы Гайдара гениальными(почему то только соратники:)),зная их рез-т(30000% инфляции, 10 млн убыли населения, 60% падения производства и т.д.)-либо лукавят, либо они считаю население идиотами, либо сами "блаженны и верующи".Какие угодно-вынужденные, необходимые и т.д.-но только не гениальные.


zlotnik 28 января 2010 | 11:09

Игорь, никто не называет реформы Гайдара гениальными. Их называют вынужденными,очевидными, перезревшими и т.п, как вы и сами заметили. Гениальным некоторые экономисты называют Гайдара, а не его реформы, по совокупности работ и на основании личных впечатлений. Охотно им верю. "10 млн убыли населения, 60% падения производства и т.д."- это результат экономического,политического и морального краха СССР, который предыдущее поколение руководителей (включая ГКЧП) не смогли предотвратить. Это - факт, а не мнение. Это они могли пойти по китайскому пути. До 1991 у них была реальная власть - партия, милиция, армия, КГБ. У них были запасы валюты и возможностл брать кредиты, т.е., у них было время на проведение реформ. Власть и время. Они профукали и то и другое. У Гайдара не было ничего - только авторитет Ельцына. Разумеется, у него не было никакого опыта проведения реформ и опыта кризисного управления. А у кого он был? Зато у Гайдара было мужество делать то, что должно.Решительность, порядочность, светлый ум.В России не обязательно быть гением для того, что бы совершать прорывы, достаточно быть честным и мужественным человеком, достаточно не побояться взять на себя ответственность. Увы, эти качества часто раздражают современников.


28 января 2010 | 10:09

Кому-то нужны отвлеченные темы.
Господа, в России есть реальные проблемы. Г. Илларионов вспоминает Указ о свободе торговли чтобы не говорить о несвободе труда в нынешней России.


igor_vp 28 января 2010 | 12:21

zlotnik
Как это никто не называет-нью таймс-ушёл последний гений эпохи.Интересно-сейчас мы хуже всех развитых стран прошли через кризис-все это замечают и не преминут оттоптаться. То что мы 90-е прошли хуже всех(наверно за исключением Такжикистана и молдлвы)-не слышу я по этому поводу никакой критики от либеральных экономистов.А к вопросу о гении-по крайней мере в своей области у него должно БЫЛО ВСЁ получится ГЕНИАЛЬНО.Лично к ЕТГ никакой одиосинкрации нет-как и обожания-был такой видный экономический деятель в 90-00 годы.


28 января 2010 | 14:47

пук
Ну, пукнул, Илларионов ещё раз в глобально теплеющую атмосферу. Конечно, обидно - не он, а какой-то плешивый ДЕЛО сделал. фу...


28 января 2010 | 15:12

Израильский фильм "Олигархи"
Вот так еврейские "эффективные менеджеры" раздербанили страну: http://www.youtube.com/watch?v=2UDiAJa_i8E&feature=related


28 января 2010 | 15:21

Цитата из фильма "Олигархи"
А. Коржаков про предвыборную компанию Ельцина: "Был общий котел, в него скинулись по 50 миллионов десяток банкиров (в основном, евреев прим моё). Естественно, не безвозмездно, потому, что потом они отхватили каждый по куску бюджета. Им Черномырдин дал. Они свои вложения окупили на 1000 процентов "


skipper 28 января 2010 | 15:51

Замечаю, что чем образованнее и взрослее гражданин, тем он более скептически относится к "реформам" Гайдара. Очевидно, что и в то время, и сейчас в России были и есть очень серьезные экономисты. Но их не подпускали и не подпускают к решениям. А младореформаторы там "суетились". Даже в наше время: объявляется кризис, принимается решение "насытить кровеносную систему" - банки деньгами резервов. Один знакомый мне сразу сказал, что произойдет: кредиты никто как не брал, так и не возьмет по причине невостребованности продукции предприятий (нет заказов - что и для кого производить?). Поэтому банки будут покупать валюту (надо же куда-то деньги пристраивать). Поэтому стоимость валюты пойдет вверх. Видя это, обычные граждане тоже побегут в банки скупать валюту. Потом деньги на валюту будут потрачены, и курс остановится на новой планке... Как в воду глядел! А нам потом говорят: "мы специально плавно девальвировали рубль, чтобы люди определились..." Бред!...


s14566 28 января 2010 | 17:28

Гайдар и реформы
Согласна с Вами нельзя Гайдара превозносить и все достижения того времени связывать с его именем. В народе же плюют ему вслед. Как ни прискорбно это признать.


28 января 2010 | 22:03

ГАЙДАР - УБИЙЦА РОССИЙСКОЙ ДЕМОКРАТИИ.
Рынок зарождался не благодаря политике Гайдара, а вопреки ей.
А стенания «демщизы» о том, что без Гайдара не было бы рынка, - один к одному похожи на стенания других баранов, - утверждающих что без Сталина народ бы не победил в войне.
Придурки – и те, и другие. В какой степени - Сталин выиграл войну, в той же степени - Гайдар построил рынок.


Выясняется что и Указ о свободе торговли, давший возможность людям жить, был не его инициативой. Именно благодаря этому указу в стране стал массово зарождаться средний класс - основа процветающего цивилизованного общества.
Но 1998 году Гайдаровская политика продолженная Черномырдиным стала причиной уничтожения массово зарождавшегося среднего класса. Ведь именно Гайдар был главным экономическим советником Ельцина и Черномырдина и всегда одобрял и разрабатывал проводимую ими экономическую политику.
Гайдар не рождал предринимательство, он породил олигархию.
А нарождавшийся многотысячный слой предпринимателей, они - Ельцин, Гайдар, Черномырдин, и прочие, уничтожили благодаря дефолту 1998 года.
У меня к 1998 году был малый бизнес в котором работало 8 человек, из них 5 человек наемных работников, которые готовы были носить меня на руках за получаемую ими достойную зарплату.
Весной 1998 года я, узнав по НТВ, в программе типа "Итоги" от Евгения Киселева о массовом бегстве инвесторов с российского фондового рынка стал срочно избавляться от невалютных активов переводя их в наличные доллары и бизнес почти прикрыл.
Но лгуны - Ельцин, Гайдар, Геращенко, Черномырдин и прочие, всё лето вплоть до середины августа 1998 года клялись по телеку что финансы России под полным контролем правительства и ничего страшного не случится. И в начале августа 1998г. я по многочисленным просьбам своих работников, после 3-4 месяцев ничегониделанья, вновь запустил все наличные средства в бизнес, - поверил Ельцину-Гайдару многократно выступавшим по телеку с благими заверениями. Тем более что все другие предприниматели продолжали по-прежнему работать не обращая внимание на бегство инвесторов с фондового рынка.
А через две недели грянул "дефолт" - рубль обесценился моментально в 3 раза, а через месяц и в 4 раза. Долго объяснять все механизмы дефолта сработавшие против меня, но за месяц я превратился из не бедного по тогдашним меркам человека, в полного банкрота с большими долгами. Чуть было не стал бомжем.
Я собрал что называется волю в кулак, и стал бороться за жизнь. В итоге, только к 2006 году я вылез из последствий того дефолта. Мне повезло - я смог вылезти из той ямы, вырытой для меня Ельциным, Гайдаром, Черномырдиным.
А сколько людей осталось в той яме ? Их десятки тысяч ! А сколько людей покончило жизнь самоубийством, оказавшись в яме дефолта ? Тысячи ! А сколько честных, умных, энергичных, работящих людей в результате ПЕРЕСТАЛИ ВЕРИТЬ в свои силы, способности, и в малый бизнес как путь к процветанию ? - ИХ МИЛЛИОНЫ !
Я прекрасно помню тогдашние дебаты между Гайдаром и Явлинским. Я прекрасно помню их ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ точки зрения на многие вопросы экономики. Они выглядели как два доктора медицины, прописывающие одному больному противоположные методы лечения. Где один говорил - здесь нужно прогревание, там другой говорил – нет, здесь нужно охлаждение. Явлинский говорил в 1998г. что нужно срочно девальвировать Рубль, делая это постепенно, регулярно, мелкими шагами, прекратить раздувать пузырь ГКО (государственных краткосрочных обязательств). Явлинского буквально возмущали концепции Гайдара ведущие экономику к катастрофе. ЯВЛИНСКИЙ ОКАЗАЛСЯ ПРАВ.
ГАЙДАР ОКАЗАЛСЯ ТУПИЦЕЙ.
Экономика, и мелкий бизнес, легко бы пережили постепенную девальвацию Рубля, - как автомобиль легко переезжает через пару десятков ям глубиной до 10см. Но тупой Гайдар сложил все эти ямки в одну, и в результате машина нарождавшегося малого бизнеса на всей скорости улетела в образовавшийся противотанковый ров глубиной два метра. Там она и погибла вместе с водителями и пассажирами, за редким исключением.

А массовый малый бизнес, энергичных, работящих, предприимчивых людей - и есть основа процветания, например, экономики США и растущей экономики Китая.
Ведь когда у собственника бизнеса небольшой рабочий коллектив 5-50 человек, для него самый разумный путь заставить их работать эффективно - это сделать их своей командой и соучастниками бизнеса, т.е. делиться прибылью с рабочими по простой понятной им схеме. Вот тогда и начинает цвести технический прогресс, рацпредложения и инновации, поскольку вся команда (коллектив) заинтересована в увеличении прибыли и повышении конкурентоспособности.
О челноках.
Челноками в 90-е годы были в большинстве своем бывшие инженеры, т.е. наиболее энергичные, работящие, активные люди из технической интеллигенции, а также врачи и учителя. Эти люди могли успешно заниматься не только торговлей, но до других сфер дело не успело дойти, дефолт всё уничтожил. Ведь чтобы заняться каким-то промышленным производством или сельским хозяйством – нужны капитальные вложения, т.е. деньги, которые в 90-е можно было заработать именно в торговле.
А к 1998 году торгашей стало слишком много, прибыльность торговли резко уменьшилась, и челноки начинали помаленьку осваивать другие виды деятельности. Но поскольку в большинстве своем это были ответственные люди они предпочитали не брать кредитов чтобы не рисковать последней рубашкой, поэтому этот процесс был не столь заметен, ни у всех хватало личных средств для начала другого бизнеса. Из челноков со временем получились бы и отличные фермеры, и строители, и хорошие машиностроители и т.п. Ведь не по своему призванию этим трудолюбивым активным людям пришлось стать на какое-то время торгашами. Они умели всё! Они бывали в студенческих стройотрядах.
Например, я по молодости, в перестроечные времена, имея высшее техническое образование, периодически выезжал на разные «шабашки» чтобы заработать денег. А один раз мы с другом в колхозе, будучи городскими жителями, пасли большое стадо мясных тёлок, и заняли первое место по привесу в нашем районе и второе по области. Слышал я потом, что председателя того колхоза наградили орденом по итогам года – за успешно выращенное мной мясо для голодной страны. Да и в других видах деятельности не был «лохом».
И вот, сотни тысяч таких как я – уничтожил Гайдар своей тупой экономической политикой. Мы перестали работать – поняв что нас все равно ограбят, а каким способом – легко придумают.
Ведь именно Гайдар, как сейчас выясняется, всячески пытался скрыть от народа правдивую информацию о состоянии экономики и финансов в 1998 году, тем самым он угробил малый бизнес и массово нарождавшийся средний класс – основу цивилизованной демократии.
Может быть он и хотел как лучше, но получилось у него хуже некуда.

Будь он проклят – тупой Гайдар вместе с Ельциным и Черномырдиным.
Они лишили Россию реально выпавшего шанса стать экономически развитой демократической страной, - это они уничтожили в зародыше честную конкуренцию, экономическую и политическую, тем самым они родили путинизм, как бы Путин их не хаял.

П.С.
Сейчас у меня опять есть скромный малый бизнес, и это вовсе не благодаря Гайдару – а вопреки ему.


ziggi111 28 января 2010 | 23:45

"В п. 1. снято: (в том числе за наличный расчет)"
..... неуважаемый г-н Илларионов... доказательства есть? ежели нету, к барьеру. выбор оружия за Вами


29 января 2010 | 02:24

Что делать?
Не надо также преувеличивать силу жидомасонских организаций. И внутри этих организаций идет жесточайшая борьба за власть, так как кресел всегда меньше, чем желающих эти кресла занимать. И в истории эти организации не только крупно выигрывали, но и крупно проигрывали.

Сегодня жидомасоны захватили полмира. Но слабо управляемы ими такие гиганты, как Китай, Индия, Япония, Исламский мир. Вспомним заодно, как Англия захватила в своё время полмира. Ну и где сейчас эта империя?


zlotnik 29 января 2010 | 03:14

Вам - лечиться,Apac.


shishkinba 30 января 2010 | 07:19

о етг
если верить Ломброзо, то Г. никак не мог быть умным,честным "локомотивом" реформ. Г.- он и в Африке г.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире