14:01 , 03 марта 2020

История применения американских санкций против России

В истории применения санкций США против России большую роль сыграла поправка Джексона-Вэника 1974 года к Закону о торговле США, которая указывала: «Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 03 января 1975 года, независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (стандартным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а Президент США не будет заключать какие-либо коммерческие соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна:

1. отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;

2. облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо

3. облагает более чем номинальным налогом, сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию, и заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3»).

Данная поправка действовала в отношении СССР, а потом России с 1974 по 2012 г. Отмена поправки против России обуславливалась несколькими событиями: во-первых, вступление России в ВТО, а данная поправка значительно ограничивала применение правил ВТО в отношении России, а во-вторых, в то же время с отменой поправки Конгрессом был принят «Акт Магнитского» и подписан тогдашним президентом США Барак Обамой, в соответствии с которым были введены персональные санкции в отношении лиц, по мнению США, причастных к смерти аудитора Сергея Магнитского. Данные санкции касались запрета на въезд в США, а также предполагали блокирование активов на территории США, которые принадлежали некоторым физическим лицам. В 2016 году закон Магнитского был заменен на новый, с глобальным действием. Он так и называется — Global Magnitsky Act. Новый закон позволяет властям США принимать меры против лиц во всем мире, ответственных за нарушения прав человека. На этом основании были введены санкции против чеченского лидера Рамзана Кадырова.

Новым этапом применения экономических санкций США против России послужили события 2014 года, связанные с воссоединением Крыма и Севастополя с Российской Федерацией и появлением двух новых субъектов в составе России вызвали обостренную реакцию в США, что привело к подписанию в марте — апреле 2014 года Президентом США Указов №133604 , № 136615 и № 136626 , основанных на International Emergency Economic Powers Act. В конце 2014 года Президент США подписал еще один Указ №13685 , в соответствии с которым были введены территориальные санкции в отношении Крыма, крымских компаний и ведения бизнеса на территории Крыма. В течение последующих лет санкции расширялись. Если в начале 2014 года основанием стала предполагаемая деятельность России в Крыму и на Украине, затем санкции стали вводить в связи с событиями в Сирии, в связи с причастностью к определенным политическим группам.

Новым этапом в санкционной истории стал Countering America's Adversaries Through Sanctions Act (CAATSA) от 2 августа 2017 г. Данный закон состоит из нескольких

частей. Именно вторая — в отношении Российской Федерации.

Статья 231 обязывает государственного секретаря, посредством консультаций с министром финансов, ввести последующие санкции против неамериканских лиц, которые после даты вступления в силу CAATSA участвовали в значительных сделках с любыми из тридцати девяти российских компаний и государственных органов, осуществляющих деятельность в сфере обороны и разведки.

Также стоит отметить положения статьи 242, которые обязывают в течение полугода предоставить Конгрессу отдельный доклад о потенциальных последствиях расширения санкций, согласно нормам, которые ограничивают возможности лиц США по совершению сделок с акциями и долговыми обязательствами российских государственных банков.

В соответствии со статьей 241 данного закона 29 января 2018 года был опубликован первый доклад по его российской части. Данный доклад включал открытую и закрытую часть. В открытой части были представлены имена так называемых «олигархов», которые к таковым, вероятно, были отнесены лишь потому, что являлись обладателями состояний более одного миллиарда долларов США. Помимо этого, в доклад включен список российских политических деятелей, которые, по мнению США, близки к Президенту РФ.

1 августа 2019 г. президент США Дональд Трамп подписал указ о введении санкций против России за инцидент в Солсбери. Указ касается процедуры введения ограничительных мер в отношении страны, нарушившей американский закон о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его применения от 1991 года. Этот же закон стал юридическим основанием для введения против России первого пакета санкций по «делу Скрипалей» в конце августа 2018 года.

Дочернее предприятие Роснефти «Rosneft Trading» попало в санкционный список SDN list 18 февраля 2020 года на основании Указа Президента №13850 от 1 ноября 2018 «On Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Venezuela». Основанием введения санкций послужила отмеченная минфином США деятельность в нефтяном секторе экономики Венесуэлы, выразившаяся в помощи при организации транспортировки венесуэльской нефти, и последующая её поставка в Западную Африку и Азию. Ведомство установило, что предприятие действовало в интересах государственной венесуэльской компании Petróleos de Venezuela, S.A.

26 сентября 2019 г. США ввели санкции против троих граждан России, одной российской компании и пяти судов за якобы нарушение режима санкций по Сирии. Под ограничительные меры попали трое сотрудников компании «Совфрахт»: заместитель генерального директора по правовому обеспечению Логинов Илья, директор департамента морского транспорта Окороков Илья и первый заместитель генерального директора по морским перевозкам Степанян Карен. Также под санкции попали судна ОТ-2077, ПАССАТ, СИГ, СУДАК и YAZ. Санкции были введены на основании Executive Order №13582 и №13685 из-за «содействия в передаче поставок авиатоплива российским силам, действующим в Сирии» и поддерживающим правительство президента САР Башара Асада.

Однако на этом введение новых санкций против России не остановилось. Так, 18 декабря Комитет по иностранным делам сената США одобрил законопроект DASKA (Defending American Security from Kremlin Aggression Act of 2019) с дополнительными санкциями против России. Согласно законопроекту, президент США Дональд Трамп должен публично призвать Кремль «вернуть Крым под контроль Украины, призвать РФ перестать оказывать поддержку силам, совершающим насилие на востоке Украины», добиться от российской стороны прекратить поддержку Башару Асаду в Сирии. Кроме того, глава Белого дома должен «осудить и противостоять» предполагаемому российскому вмешательству во внутренние дела США. Затем 20 декабря 2019 года президент США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет, который предполагает ограничительные меры против строительства «Северного потока – 2» и «Турецкого потока».

13 февраля 2020 г. Госдепартамент опубликовал документ, в котором говорится, что США ввели санкции против трех организаций из России. Новые рестрикции связаны с законом о нераспространении оружия массового уничтожения (ОМУ).

Под ограничительные меры попали военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения», «Кумертауское авиационное производственное предприятие» и «Конструкторское бюро приборостроения». Данные компании нарушают национальное законодательство Соединенных Штатов о нераспространении оружия массового уничтожения в отношении КНДР, Ирана и Сирии.

В документе уточняется, что решение вступило в силу 3 февраля. Санкции будут действовать в течение двух лет, однако их могут отменить или сократить по решению госсекретаря Майка Помпео.

К 2020 г. применение санкций против России стало носить существенно более стабильный характер по сравнению с предыдущими годами. В плане российской экономики настоящие санкции вряд ли способны привести к дестабилизации. Однако для отдельных компаний они могут принести серьезные проблемы. Риск новых санкций связан с рядом политических факторов: украинским кризисом и ситуацией на Донбассе, выборами в США и проблемой предполагаемого вмешательства, ситуацией на Ближнем Востоке. Законодательство США, представленное в виде упомянутых выше федеральных законов и Указов Президента, предоставляет американскому Министерству финансов широкие возможности для внедрения всё большего количества санкций в отношении российских предприятий и граждан.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире